Долой катышки: 4 предмета вернут любимой одежде первозданный вид
6 сентября, 09:00
Гороскоп на 7 сентября: Стрельцы могут утонуть в прошлом, Рыбам повезет в любви
00:00
Юрист Светлана Пермякова: И трёхдневное, и однодневное голосование - легитимны
6 сентября, 22:29
Как микрорайон Университетский отпраздновал юбилей
6 сентября, 21:43
Обзор самых популярных новостей за 6 сентября
6 сентября, 21:00
Жуткий миф об опасности сливочного масла развенчал диетолог
6 сентября, 20:00
Врачи приютов "Поводог" бесплатно стерилизовали 100 животных в Тайшете
6 сентября, 19:59
В единый день голосования изберут думы во всех районах Приангарья на берегах Байкала
6 сентября, 19:32
Снова полюбила рыбу и оценила местный автопарк: Настя Туман побывала в Иркутске
6 сентября, 19:30
Греф спрогнозировал падение цен на новостройки
6 сентября, 19:18
Скотомогильник с сибирской язвой обнаружили без санитарно-защитной зоны
6 сентября, 19:04
В Сбере "Семейную ипотеку" и IT-ипотеку для ИЖС можно получить с увеличенным лимитом
6 сентября, 18:57
Сбер снизил ставку по торговому эквайрингу до 0,3% при оплате по биометрии
6 сентября, 18:56
ВЭФ-2024: перспективы развития российских цифровых платформ
6 сентября, 18:45
Игорь Сечин и врио губернатора Хабаровского края Дмитрий Демешин провели рабочую встречу
6 сентября, 18:45
Небольшое снижение цен на жилье ожидают в Сбере в ближайшее время
6 сентября, 18:29
Юрист Светлана Пермякова: И трёхдневное, и однодневное голосование - легитимны 6 сентября, 22:29
В единый день голосования изберут думы во всех районах Приангарья на берегах Байкала 6 сентября, 19:32
Греф спрогнозировал падение цен на новостройки 6 сентября, 19:18
В Сбере "Семейную ипотеку" и IT-ипотеку для ИЖС можно получить с увеличенным лимитом 6 сентября, 18:57
Сбер снизил ставку по торговому эквайрингу до 0,3% при оплате по биометрии 6 сентября, 18:56
ВЭФ-2024: перспективы развития российских цифровых платформ 6 сентября, 18:45
Игорь Сечин и врио губернатора Хабаровского края Дмитрий Демешин провели рабочую встречу 6 сентября, 18:45
Небольшое снижение цен на жилье ожидают в Сбере в ближайшее время 6 сентября, 18:29
Губернатор Иркутской области встретился с зампредом КНР в правительстве региона 6 сентября, 17:46
35 млрд рублей вложили клиенты Сбера в программу долгосрочных сбережений 6 сентября, 17:24
Оплату сотовой связи в мобильном приложении добавят еще в 10 странах – Сбер 6 сентября, 17:15
Россиянам рассказали о новой многоступенчатой схеме мошенников 6 сентября, 17:14
Сбербанк начал применять ИИ для кредитования застройщиков  6 сентября, 17:10
Опрос ВТБ: каждый второй сибиряк хотел бы провести отпуск на Дальнем Востоке 6 сентября, 16:50
Условия по накопительным счетам и вкладам Сбера стали ещё выгоднее 6 сентября, 16:47

Усольские трамваи живут сами по себе

Муниципальное предприятие, работающее с 2010 года в убыток, финансирования от администрации города не получает
26 апреля 2022, 19:17 Общество
Трамвай ИА IrkutskMedia
Трамвай
Фото: ИА IrkutskMedia

История Усольского трамвая начинается с 1963 года. Тогда горисполком Усолья-Сибирского принял решение о строительстве в городе трамвайного пути для доставки рабочих на химзавод. В 2022 году трамвай в Усолье-Сибирском остается самым надежным и востребованным видом транспорта. Теперь им пользуются не только работники предприятия, но и около 15,6 тысячи жителей города. Сегодня муниципальное предприятие живет только за счет собственных доходов не получая никакой финансовой поддержки от администрации города. С 2010 года "Электроавтотранс" работает в убыток и вынужден периодически повышать плату за проезд. Последнее повышение произошло 20 марта с 25 до 30 рублей, что с тревогой восприняли жители города. Тем временем поездка на трамвае в Ангарске стоит 25 рублей, а в Иркутске — 15. В то же время предприятия в двух других городах области — "Ангарский трамвай" и "Иркутскгортранс" — получают финансовую поддержку от властей города. Подробнее о том, как сегодня выглядит трамвайное направление муниципального транспортного предприятия Усолья-Сибирского — в материале ИА IrkutskMedia.

Состояние трамвайных вагонов в Усолье-Сибирском

В ответ на запрос редакции ИА IrkutskMedia в пресс-службе предприятия рассказали, что на сегодняшний день на балансе МУП ПО "Электроавтотранс" числятся 40 трамвайных вагонов, в том числе семь, которые были получены от комитета управления муниципальным имуществом администрации Усолья-Сибирского. Из них полностью в нерабочем состоянии находятся четыре вагона (10%). Такой же процент вагонов, которые не на ходу в АГО (три единицы). В Иркутске, при самом большом парке трамваев и гораздо большей нагрузке на них, в нерабочем состоянии нет ни одного вагона. 

Для оздоровления трамвайного парка "Электроавтотранс" планирует ежегодно списывать по одному вагону в 2022-2024 годах. Кроме того, руководство компании приняло решение подать заявку в министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области на вхождение в программу БКД по обновлению подвижного состава. Как уточняется, предприятию необходимо 15 трамваев. В 2022 году предприятие надеется получить девять единиц, и по три трамвая в 2023-2024 годах.

Предоставлены сами себе

Пустой трамвай

Пустой трамвай. Фото: Кирилл Роткин, ИА IrkutskMedia

Трамвай в городах сейчас несет больше социальную, нежели коммерческую функцию. Поскольку это бюджетный и экологичный общественный транспорт, который должен быть доступен каждому жителю города с любым уровнем дохода. Поэтому и плата за проезд в 15 рублей, как, например, в Иркутске, — это социальная цена проезда. Для того чтобы поддерживать работоспособность предприятия, как правило, администрация выделяет значительные суммы на компенсацию затрат.

К примеру, в Ангарске, где стоимость проезда на трамвае с первого января стоит 25 рублей, администрация ежегодно выделяет примерно 134 млн рублей МУП АГО "Ангарский трамвай". А Иркутск на поддержание трамваев в областном центре в 2021 году выделил 181,9 млн рублей.

О том, что трамвай практически самый популярный и нужный горожанам вид транспорта говорит ежедневное количество пассажиров. В Усолье-Сибирском трамваями ежедневно пользуется около 15,6 тысячи человек, при населении в 76 тысяч (Данные Росстата). В Ангарске этим видом транспорта пользуется только 6,2 тысячи человек, а в Иркутске 45,5 тысячи. К слову, в 2021 году, в условиях антиковидных ограничений, в областном центре было перевезено 15 млн человек.

Но с МУП ПО "Электроавтотранс" ситуация совершенно иная. Несмотря на то, что это муниципальное унитарное предприятие, оно также является и коммерческой организацией, целью деятельности которого является не только удовлетворение потребностей населения в транспортном обслуживании, но осуществление хозяйственной деятельности и получение условно-расчетной прибыли.

Но, к сожалению, по результатам финансово-хозяйственной деятельности с 2010 по 2021 год предприятие получает убытки от продаж по основной деятельности. И при этом бюджетное финансирование муниципального унитарного предприятия в 2022 году также не предусмотрено.

Трамвайные пути — отремонтируй сам

Трамвай

Трамвай. Фото: ИА IrkutskMedia

В Усолье-Сибирском эксплуатационная длина пассажирского пути в однопутном исчислении составляет 27,3 км. Ремонт трамвайных путей в Усолье производится только летом и при наличии соответствующих материалов. Капитальный ремонт трамвайных путей и вовсе не производился.

Так, в 2017 году было отремонтировано 136,7 метров, в 2018-м — 260 метров, в 2019-м — 237 метров, в 2020 году отремонтировано меньше всего — 75 метров, в 2021-м 464 метра. В 2022 году планируется отремонтировать еще 130 метров трамвайных линий. Таким образом, за 6 лет ремонтных работ набралось чуть более 1,3 км обновленных (некапитально) путей, что составляет 4,8% от всей протяженности.

К слову, в Ангарске такая же система выделенных трамвайных полос, как и в Усолье-Сибирском. Согласно информации, которую корр. ИА IrkutskMedia предоставили в пресс-службе администрации АГО, ремонт трамвайных путей в городе нефтехимиков возможен в местах пересечения с автомобильными дорогами в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги". Но такие пересечения случаются редко, поэтому за последние 5 лет трамвайные пути были отремонтированы единожды в 2020 году — 208 метров от улицы Чапаева до Московской. Как подчеркивает руководство МУП "Ангарский трамвай" данный участок нуждался в безотлагательном капитальном ремонте в связи со сверхнормативным износом рельсов. В 2023 году будет рассмотрена возможность ремонта при условии доведения бюджетных ассигнований.

В Иркутске же для трамвайных путей по большей части нет выделенных полос. Однако, как ранее обозначил мэр Иркутска Руслан Болотов, что областной центр в текущих условиях нуждается в малошумных линиях для трамваев. Как отметил градоначальник, такие полосы обязаны появиться в первую очередь в центре города. Однако в областном центре стараются как можно чаще и больше ремонтировать трамвайные пути. Так, в 2017 году было отремонтировано 604 метра, в 2018-м — 916 метров, в 2019 году — 1301 метр, в 2020 году — 353 метра, в 2021-м — 670 метров одиночного пути.

Усиленная кадровая ротация на предприятии

Трамвай

Трамвай. Фото: ИА IrkutskMedia

Сегодня для обслуживания подвижного состава усольского трамвая необходимо 49 водителей и 48 кондукторов согласно производственной программе на 2022 год. Также ежегодно проводится обучение 2-4 водителей трамвая. Несмотря на все это предприятию нехватает кондукторов. Сегодня трамвайные вагоны обслуживают 35 технических специалистов. Несмотря на сложное положение, зарплата работников индексируется ежегодно исходя из финансовых возможностей предприятия. В 2021 году индексация составила всего 1,5%, а уже в 2022 году зарплату работникам подняли на 8,6%.

Согласно представленным данным, за последние пять лет генеральный директор "Электроавтотранса" сменился семь раз, но если смотреть пофамильно, то это всего пятеро человек. Более того, все эти лица имели приставку и.о. С 16 ноября 2017 года предприятие возглавлял Сергей Котляров, который уволился 5 июня 2019 года и занялся мебельным бизнесом. Сейчас он является депутатом городской Думы от партии "Единая Россия". 

Сразу после увольнения Котлярова его место занял Сергей Гарбарчук, который на данный момент является заместителем генерального директора, а также депутатом городской Думы также от партии власти. Буквально через 17 дней его сменил уроженец Ангарска Александр Ивкин. Сейчас он трудится на этом же предприятии главным механиком, а также депутатом городской Думы от той же партии. Он продержался на этой должности также 17 дней и его место вновь занял вышеупомянутый Сергей Гарбарчук.

Но последний покинул свою должность через 11 дней, чтобы уступить место Евгению Оськину, который после вступления в должность дал интервью порталу usolieciti.ru, где сообщил, что "ломать и что-то новое строить, сразу никогда не получится, и не хочет этого делать". И уже через месяц освободил кресло гендиректора. Предприятие вновь возглавил Сергей Гарбарчук, через три дня уступив место Льву Луканину, который также в статусе и.о. занимает эту должность с 28 августа 2019 года по сегодняшний день. 

Сложно предполагать о причинах подобной ротации, но стоит добавить, что в ответе на запрос в качестве подписанта значится и.о. генерального директора Сергей Гарбарчук.

Тяжелым остается и финансовая ситуация, которая не меняется на предприятии с 2010 года. Единственной мерой, на которую может рассчитывать "Электроавтотранс" — является отдаленная перспектива получения инфраструктурного кредита или участие в программе модернизации. Однако отметим, что сменявшие в прошлом друг друга руководители в многочисленных интервью местным изданиям возлагали надежды, что предприятие сможет воспрять. Но ситуация не меняется и неизвестно, изменится ли что-то в ближайшем будущем. Поскольку руководство отказалось предоставлять указанную информацию.

"Сведения об экономических показателях предприятия являются конфиденциальной информацией поскольку МУП "Электроавтотранс" является коммерческой организацией".

Однако, согласно сведениям сервис проверки и анализа контрагентов Rusprofile, организация МУП по "ЭАТ" являлась поставщиком в 89 государственных контрактах на сумму 48,2 млн рублей, при этом выступив заказчиком в 240 государственных контрактах на сумму 257,7 млн рублей. Учитывая ранее озвученную информацию об убыточности предприятия, озвученную руководством, перспективы усольского МУПа видятся туманными.