Обломки самолета
Фото: МАК

Ровно год с крушения самолета L-410 в Казачинско-Ленском районе Иркутской области

В авиакатастрофе погибли четыре человека, еще 12 были доставлены в больницу

12 сентября 2021 года экипаж самолета L— 410 авиакомпании ООО "Аэросервис" выполнял регулярный пассажирский рейс АЯ51 по маршруту Иркутск — Казачинск. На борту находились два члена экипажа и 14 пассажиров. В 22.51 местного времени при третьем заходе на посадку на поселок Казачинск воздушное судно совершило преждевременное снижение и столкнулось с деревьями на склоне холма на абсолютной высоте около 400 метров. В результате авиапроисшествия самолет был полностью разрушен, но пожара на земле не было. Второй пилот и три пассажира погибли, командир воздушного судна и 11 пассажиров получили травмы различной степени тяжести. Предварительные расследования МАК публикует ИА IrkutskMedia.

История полета 

12 сентября в 00.55 экипаж прошел предполетный медицинский контроль в аэропорту Иркутска для выполнения работ с целью оказания срочной медицинской помощи. 

ООО "Аэросервис" по договору с ГБУЗ "Иркутский областной центр медицины катастроф" выполняет авиационные работы по оказанию срочной медицинской помощи. Данный вид работ выполняется по необходимости, в связи с чем организовано дежурство экипажей.  

После прохождения предполетной подготовки был выполнен санитарный рейс по маршруту: Иркутск — Киренск — Иркутск. Согласно записям, сделанным в задании на полет № 172/08, продолжительность полетной смены составила 6 часов 40 минут. После полета экипажу было предоставлено 3 часа 55 минут для отдыха в домашних условиях.

Примерно в 12.20 экипаж прибыл в Иркутск для выполнения рейса в Казачинск. Однако повторный медицинский осмотр экипаж не проходил, что противоречит  
руководству по производству полетов ООО "Аэросервис". Экипаж самостоятельно ознакомился с метеорологической информации, дополнительно за метеоконсультацией к дежурному синоптику АМЦ Иркутск перед вылетом не обращался.

Согласно данным GAMET, в районе Казачинска с 14.00 до 18.00 (расчетное время прибытия 14.40) прогнозировалась видимость у земли: локально 500 метров, туман в низинах. В процессе предполетной подготовки экипаж принял решение на вылет, в качестве запасного аэродрома был выбран аэродром Усть-Кут.

Согласно сводной загрузочной ведомости, общее количество топлива на борту составило 1050 кг. Перед взлетом на борту находилось 14 пассажиров и 153 кг багажа. Взлетная масса составляла 6575 кг, что не выходило за ограничения.

Самолет L— 410

Самолет L— 410. Фото: МАК

В 20.52.36 экипаж запросил запуск двигателей: "Иркутск-Руление, 67042, добрый вечер, на 42-й стоянке, на Казачинск, разрешите запуск".

После запуска и прогрева двигателей экипаж запросил выруливание на предварительный старт. Полет по маршруту проходил на эшелоне FL110 с включенным автопилотом.

Траектория полета самолета

Траектория полета самолета. Фото: По данным FDR FA2200

Жесткая посадка

В 22.32 экипаж отметил наличие тумана в районе Казачинска. Капитан воздушного судна (КВС) : "Только тумана не хватало". 

В 22.38.14 информатор вышел на связь с экипажем: "Ты полосу-то видишь?". КВС: "Нет". Данный диалог свидетельствует о том, что видимость в районе Казачинска была менее 1000 метров, что ниже установленного значения метеоминимума.

Для ухода на второй круг экипаж отключил автопилот, увеличил режим работы двигателей до номинального, занял высоту относительно торца и выполнил спаренный левый разворот с выходом на курс, обратный посадочному.

После выполнения процедуры прерванного захода капитан воздушного судна предпринял повторный заход на посадку. В процессе ухода на второй круг экипаж не убрал шасси.

В 22.40 снова включили автопилот. В интервале времени 22.45 — 22.46 экипаж принимал решение выполнить уход на второй круг либо выполнить посадку. Полет проходил на высоте 450 метров. После выхода на посадочный курс экипаж не выполнил процедуры раздела "На посадочной прямой".

Конфигурация самолета была: шасси выпущены, закрылки убраны, автопилот включен. Заход на посадку на конечном участке выполнялся значительно правее продолженной оси взлетно-посадочной полосы.  

В 22.51 высота составила 50 метров. Экипаж продолжал снижаться, визуальный контакт с взлетно-посадочной полосой и наземными ориентирами установлен не был. Самолет совершил жесткую посадку, врезавшись в сопку в 4 км к юго-западу от пункта назначения.

Место авиакатастрофы

Место авиакатастрофы. Фото: МАК

Четыре человека, включая пилота воздушного судна, погибли. Еще 12 пострадавших доставили в больницу. Вероятными причинами трагедии называются ошибка пилотирования или отказ техники. По факту авиаинцидента следователи СКР возбуждили уголовное дело. К проверке также подключились Восточно-Сибирская транспортная прокуратура и МАК.

Между тем выживший пилот совершившего жесткую посадку самолета в Иркутской области рассказал о причинах авиапроисшествия. По словам мужчины, во время захода на второй круг пилоты взяли слишком низкую высоту, из-за сильного тумана не заметили сопку и врезались в нее. 

15 сентября в Иркутской области объявлен днем траура по погибшим. Правительство Приангарья оказало материальную помощь родственникам погибших и пострадавшим в авиапроисшествии.