Фото: Из открытых источников
Старейшей "Кладовой Сибири" 240 лет
Спецвыпуск проекта #иркутскаяистория посвящен Иркутскому краеведческому музею - учреждению, хранящему историю Сибири
Иркутский областной краеведческий музей им. Н.Н. Муравьева-Амурского — один из старейших музеев России и первый в Сибири. Он был основан в декабре 1782 года и со дня основания стал широко известным публичным учреждением России. Уже в начале XIX века сведения об иркутском "музеуме" и его коллекциях становятся известными в Западной Европе. Многие посетители любовно называли его "Сибирской Кунсткамерой", тем самым подчеркивая ценность его коллекций и связь с первым российским музеем — Петровской Кунсткамерой в Санкт-Петербурге. В этом году старейшая "Кладовая Сибири" отметит 240 летний юбилей. В его фондах хранится более 500 тысяч музейных предметов, 40 тысяч из которых ежегодно демонстрируются в семи выставочных отделах. Подробнее — в материале ИА IrkutskMedia
Интерес человека к предметам старины стал проявляться еще в глубокой древности. Так в 290 году до н. э. в Александрии (Египет) появляется первый музей и библиотека. В Древнем Риме богатые люди стали собирать коллекции предметов старины, традиция продолжилась на всей территории Европы в Средневековье и в последующие периоды. Формирование первых музеев в классическом понимание происходит в XVI— XVII веках на территории Европы.
Первым русским музеем считают Кунсткамеру, которую основал Петр I в 1714 году. С немецкого это слово переводится как "комната искусств" или "кабинет редкостей". Подобные музеи были популярны в Европе с XVI века. Их создавали представители знати, ученые, писатели. В коллекции входили предметы искусства, древности, редкие минералы. А "кабинетами" такие собрания называли из-за места, где их первоначально хранили — специальных шкафов-кабинетов с большим количеством ящиков и полок. Собственно, первый Иркутский музеум первое время представлял подобный "кабинет редкостей".
Создание музея в Иркутске, в глубине Азиатского материка, на большом расстоянии от культурных центров Европы, связано с именем неординарной личности — иркутского губернатора Франца Николаевича Клички. На должность губернатора он был назначен императрицей Екатериной II по указу от 24 октября 1778 года. Новый губернатор следовал моде и духу просветительства императрицы Екатерины II, которая в 1764 году основала Эрмитаж — собрание картин императорской семьи.
В конце XVIII века в России музеи открывались и при учебных заведениях. Например, в Московском университете организовали Кабинет натуральной истории и Минеральный кабинет, где хранили редкие камни, кораллы и растения. Картинная галерея появилась при Академии художеств. Ее создал меценат Иван Шувалов, который пожертвовал учреждению свое собрание работ европейских художников.
По прибытии 1 февраля 1779 года на место новой службы, Франц Кличка, узнав, что в Иркутске не было подходящего помещения для библиотеки, пригласил жителей и объявил им о необходимости выстроить для этой цели особенное каменное здание. Среди откликнувшихся жителей значится около ста с лишним фамилий, пожертвовавших на создание библиотеки и музея свои средства, а также книги и коллекции. В частности, член-корреспондент Российской академии наук Александр Карамышев, местные купцы — Мельниковы, Дударовские, Медведниковы, Трапезниковы, Баснины, Сибиряковы, Бутины и Шелихов. Значительную сумму внес и сам губернатор Франц Кличка.
Организаторами и главными учредителями "музеума" и библиотеки стали корреспондент Академии наук натуралист Александр Карамышев, ведавший библиотекой, почетный член Академии наук Эрик Лаксман. Во время своих путешествий по России Э. Лаксман собрал уникальные минералогические коллекции и гербарии, которые составили основу двух музеев — музея Петербургского горного института и Иркутского.
С 1780 года приступили к постройке, а к 3 декабря 1782 году было построено огромное, по тем временам, трехэтажное каменное здание на Спасской площади (сквер им. Кирова) к юго-западу от Спасской церкви.

Первое здание, в котором располагались библиотека и музей, автор П.И. Пежемский, 1854 год. Фото: Фото: Из архива Иркутского краеведческого музея
В 1833 году к нему были сделаны по сторонам небольшие пристройки, и на его изображении, сделанном известным иркутским летописцем П.И. Пежемским в конце 40-х годов XIX века, видны уже девять окон в длину. До наших дней оно не сохранилось — в 1874 году было принято решение об его сносе вместе с другими домами, располагавшимися на Спасской площади, для строительства Казанского кафедрального собора.
С открытием публичной библиотеки 3 декабря 1782 года положено было при ней и основание музея. В музее предполагалось сохранять и собирать все естественные произведения здешнего края, иметь модели разных земледельческих орудий, физические инструменты, модели судов, употреблявшихся в Охотском море и озере Байкал.
При устройстве публичной библиотеки и музея губернатором Ф. Н. Кличкой собственноручно была написана справка (инструкции), записаны имена жертвователей и изложены правила пользования этими учреждениями. Кроме того, глава губернии поручил академику Э. Лаксману и другим "собрать в сей же книгохранительнице... насколько возможно, все находящиеся в губернии ископаемые, растения и животные". Об основании музея сам Франц Кличка сообщает следующее:
"Положил я намерение свое, сверх книг снабдить сию книгохранительницу математическими, физическими и земледельческими орудиями, заводимыми таковыми же средствами, как искусства телескопом, новейшим изобретением электрической машины..., к чему присовокупил я и некоторые модели, как водоходным здешним судам, так и фабрикам...".
И хотя Э. Лаксман до отъезда Ф. Клички еще не проживал в Иркутске, он постоянно высылал последнему свои сборы минералов, горных пород, ботанические и зоологические коллекции с подробными описаниями и комментариями. Коллекции Э. Лаксмана, как и самого Ф. Клички, не только пополняли иркутский музеи, но и направлялись в Академию наук, Петровскую Кунсткамеру и лично императрице Екатерине II и ее именитым сановникам.
Ф. Н. Кличка, как писали впоследствии, "оставил в Иркутске по себе славу доброго и справедливого начальника; словесные и письменные просьбы решал без отлагательства и без мздоимства; ссоры и споры старался прекращать дружелюбием и чрез посредников; смотрел внимательно и наблюдал за скорым и справедливым решением дел в судах. Помогал сиротам и неимущим, поощрял торговлю и словом, благоразумием, добротой и благонамеренностью напечатлел в сердцах иркутских жителей надолго о себе славное воспоминание".
Вскоре после отъезда в 1783 году Ф. Клички из Иркутска, 27 декабря того же года состоялась торжественная церемония по случаю получения нового статуса губернии. Теперь она стала называться Иркутское наместничество, что повлекло за собой заметный приток чиновного люда, в присутственных местах (обозначение места, органа государственной власти в Российской империи) стало тесно. Поэтому новый губернатор Якобия повелел перевести музеум и библиотеку в помещение городской школы, а читальный зал и экспозицию отдать под присутственные места.
По одним данным библиотека и музей были в это время перевезены в каменный училищный дом, который располагался на улице Заморской вблизи Тихвинской церкви и выходил фасадом на Тихвинскую площадь (здание было пожертвовано иркутянами для городской (градской) школы, основанной в 1781 году по инициативе Ф.Н. Клички.
Другие исследователи говорят, что на общественные средства в 1781 году на указанном месте возле Тихвинской церкви было выстроено 2-этажное каменное здание школы.

Тихвинская церковь и здание главного народного училища, в котором располагались музей и библиотека в 1783-1803 годы. Фото: Фото: Из архива Иркутского краеведческого музея
В 1789 году здание городской школы было передано вновь созданному Главному народному училищу, которое в 1805 году преобразовалось в гимназию. В 1800 году сенатская ревизия в составе сенаторов М.П. Ржевского и Ф.И. Левашова осматривали народное училище и библиотеку с кабинетом редкостей и "остались довольны осмотром". Изображение этого здания также есть у иркутского летописца П.И. Пежемского.
В 1803 году училище вместе с библиотекой и музеем переехало в новое здание на Заморской (Амурской, современная ул. Ленина) улице, решение о строительстве которого было принято в 1794 году (архитектор А.И. Лосев). Ныне это здание Иркутского авиационного техникума. В старом здании училища — возле Тихвинской церкви — расположилась полиция.
О формирование коллекции музея в первые десятилетия его существования, об этом мы располагаем лишь отдельными фрагментарными, но, тем не менее, интересными сведениями. 9 января 1792 года маркшейдером Губановым прислана в подарок коллекция минералов, собранная им на Барнаульских рудниках. В 1795 году уникальные экспонаты пожертвовал музею купец Киселев. Среди них "две алеутские птичьи парки, алеутскую шляпу, каменный алеутский топор, белого соболя, китайские сапоги с чулками и три книги бухгалтерии". Бывший гражданский губернатор А.И. Толстой принес в дар музею "голову мамонта с клыками".
Известно, что в 1805 году музей обладал следующими коллекциями, которые оценивались приблизительно в 4000 рублей: штуфов (кусков минералов) — 1096, раковин — 940, чучел — 10, математических и физических инструментов — 5, моделей — 15, эстампов — 28, атласов российских — 2, ландкарт и планов — 72, одежд сибирских народов — 1, сивучье горло –1, бердыш старинный — 1.
В 1811 году музей обогатился ценной коллекцией по ламаизму забайкальских бурят, подаренной коллежским асессором А. Корсаковым. В 1821 году музей пополнился 155 гравюрами, в 1824 году картинами и чучелами птиц, в 1826 году серебряными и медными еворпейскими и азиатскими монетами. Все эти предметы размещались в шкафах, которые стояли в зале гимназии.
В бытность свою иркутским генерал-губернатором Михаил Михайлович Сперанский отметил, что "Иркутская гимназия есть достоверно лучшая во всей России". Столь высокая оценка дана не в последнюю очередь благодаря существовавшим при ней музея и библиотеки. Покидая Иркутск, М. М. Сперанский передал губернской гимназии из собственной библиотеки около семисот книг.
В 1825 году собрание Иркутского музея состояло из шести кабинетов: минералогического, раковинного, физического, энтомологического, нумизматического и кабинета редкостей. Таким образом, в первых четырех кабинетах хранились естественнонаучные коллекции, в остальных — исторические реликвии.
Нужно заметить, что в новом здании библиотека и музей долгое время не имели отдельного помещения и располагались то в зале, то в передней учителя, и только в 1826 году была выделена отдельная угловая комната на втором этаже гимназии.
В 1850 году по указанию генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского был учрежден музей при Главном управлении Восточной Сибири. Он располагался в деревянном здании напротив Иркутской гимназии (сейчас там располагается остановка "Художественный музей").

Иркутский авиационный техникум, с 1826-1854 на 2-ом этаже в угловых комнатах располагался музей. Фото: Фото: Из архива Иркутского краеведческого музея
В 1850 году музей и библиотека снова "возрождаются" как самостоятельные учреждения. Распорядителем этого музея был избран инспектор гимназии Василий Иванович Седаков. И это не случайно. Скорее всего, наличие в гимназии остатков "кабинета редкостей" послужило тому причиной. Плодом усилий В. И. Седакова стало воссоздание музея, в котором в течение 1850 года было собрано до 650 предметов.
Период расцвета Иркутского музея, превращение его в центр по изучению Сибири и сопредельных территорий, в научное хранилище и просветительное учреждение связаны с открытием в Иркутске по инициативе генерал-губернатора Н.Н. Муравьева-Амурского в 1851 году Сибирского отдела Русского географического общества, в ведение которого в 1854 году был передан музей. С передачей музея Географическому обществу его коллекция начинает интенсивно пополняться и вскоре становится крупнейшей в Сибири.
К музейной деятельности в 60-е года XIX века были привлечены польские политические ссыльные: Б. Дыбовский и В. Годлевский исследовали фауну Байкала, И. Черский и А. Чекановский — геологическую структуру Сибири, Н. Витковский — археологические памятники Приангарья. В эти же годы участник революционных волнений в Казани профессор А. Щапов занимался изучением этнографии коренного населения Сибири, народоволец Д. Клеменц и областник Г. Потанин организовали сбор этнографических коллекций народов Центральной, Восточной и Северной Азии.
Главной целью работы музея той поры было планомерное изучение Азиатской части России посредством экспедиций, сформированных не из столичных ученых, а из местных научных сил — экспедиции ВСОРГО Р. Маака, И. Лопатина, П. Кропоткина, Г. Потанина, Н. Ядринцева, Д. Клеменца способствовали поэтому притоку в музей многочисленных и разнообразных коллекций.
Новым страшным испытанием для музея стал 1879 год. В Иркутске случился пожар, уничтоживший большую часть города, в том числе — здание музея и более 22 тысяч уникальных экспонатов. Погибла богатейшая библиотека, насчитывавшая к этому времени более 10 тысяч книг.
Эту утрату все сибиряки восприняли как личную беду. Еще не остыли угли на пепелищах города, а жители несли во временное пристанище Распорядительного комитета ВСОРГО свои находки. Некоторые подаренные музею книги сохранили на своих переплетах следы огня.
Большую помощь оказали научные учреждения России: Академия наук, Вольное экономическое общество, Главная физическая обсерватория, Общество московских натуралистов и др. По инициативе генерал-губернатора Д. Г. Анучина был организован сбор средств на строительство нового каменного здания музея, спроектированного архитектором бароном Г. В. Розеном, и 6 октября 1883 года состоялось его торжественное открытие.
В 1920 году музей был национализирован и передан государству. Дальнейшая судьба музея еще долгое время была связана с ВСОРГО, пока в 1970-е годы не началось строительство Академгородка и не нарушилась традиционная связь ВСОРГО и краеведческого музея. С созданием Академгородка и переездом на левобережье Ангары Восточно-Сибирский отдел прописался при Институте географии, где стали проходить все мероприятия ВСОРГО.
С 1960-х годов планировался снос ряда церквей, находящихся в исторической части города. Коллективом музея и общественностью были подготовлены предложения по их использованию как музейных объектов. Так, Спасская церковь передавалась краеведческому музею, Собор Богоявления — областному художественному музею, Польский костел планировался для создания музея советско-польской дружбы. Самым важным было выселение многочисленных обитателей из дома Трубецких, его реставрация и создание в нем дома-музея декабристов.
В связи с затоплением ложа Илимского водохранилища оказались под угрозой уничтожения старинные уникальные усадьбы первых русских поселенцев, в свое время кормивших хлебом с Илимской пашни всю Восточную Сибирь. Возникла мысль об организации музея под открытым небом, где можно было бы сосредоточить наиболее ценные деревянные строения различных территориальных и этнических зон Прибайкалья.
Была найдена соответствующая площадка в районе затопленной деревни Тальцы на Ангаре, где и началось строительство нового специфического музейного комплекса.
В течение 1970–80-х годов силы научных сотрудников были направлены на интенсивный сбор материалов и строительство новых музеев — музеев декабристов С. Трубецкого и С. Волконского и собственно архитектурно-этнографического филиала на 47 км Байкальского тракта.
В 1990-е годы, исходя из особенностей экономического и исторического развития региона, музей выделил филиалы в самостоятельные музеи, продолжая оставаться для них методическим центром. Несмотря на многие утраты, особенно в первое столетие своего существования, Иркутский областной краеведческий музей им. Н.Н. Муравьева-Амурского по объему и составу своих собраний занимает лидирующее положение среди сибирских музеев и является одним из крупнейших музеев России.