Наверняка, каждый желающий отдохнуть в Иркутской области (особенно на Байкале) сталкивается с различными трудностями на пути в тернистый сибирский край. Первая большая боль туристов — дороги. По-прежнему регион не может похвастаться качественными дорогами по всем направлениям, хотя ключевые магистрали, ведущие на популярные места отдыха туристов всё-таки приводят в порядок. Вторая проблема, с которой сталкиваются отдыхающие, нехватка качественных мест размещения, общественного питания и туалетов. Зачастую номера в гостиницах расхватываются как горячие пирожки. С одной стороны, нельзя сказать, что туристическая инфраструктура в регионе не развивается, но всё же движение идёт медленными темпами, чем хотелось бы. Отметим, что помимо Байкала от юга до севера области есть еще много неизведанных, но потенциально интересных для отдыхающих и выгодных для региональной экономики туристических мест. В перспективе их может ждать масштабное развитие.
Редакция ИА IrkutskMedia пообщалась с экспертами в сфере туризма и выяснила, что тормозит развитие этой отрасли в Приангарье, чего не хватает крупным инвесторам для реализации проектов, какие новые туристические места могут появиться в области и чего ожидать по количеству отдыхающих иностранных и российских туристов в этом году. Подробнее обо всем — в нашем материале.
Приедет ли много китайцев?
Прогноз общего турпотока в Прибайкалье летом 2023 года оценивается в 600 тысяч человек, сообщила пресс-служба губернатора и правительства региона. Сколько именно граждан Поднебесной посетят Иркутскую область — точно неизвестно. Соглашение о безвизовых поездках сейчас не действует (пока его не возобновили после снятия ограничительных мер — прим.ред.). На текущий момент туристы из КНР могут побывать в России по индивидуальным визам, при этом такая возможность не очень популярна из-за объема консульского сбора.
"Ожидается, что в летний сезон Приангарье посетит около 30 тысяч иностранцев. Их число может увеличиться в случае запуска безвизовых поездок туристов из Китая. Внутренний туристический поток ожидается на уровне 570 тысяч человек", — рассказали власти.
Поедут ли китайцы — большой вопрос. И даже если это случится, то массового туризма со стороны КНР, который был в допандемийные годы, не будет, отметила в беседе с корр. редакции председатель комитета по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Марина Григорьева. Также она добавила, что на сегодня поток по внутреннему туризму, межрегиональный, гораздо выше, чем въездной два-три года назад.
В правительстве региона сообщили, что в 2023 году возможно снижение российского турпотока на Байкал за счет объективных причин — возобновления туристических поездок в страны, где привыкли отдыхать россияне. Ожидается, что регион останется на допандемийном уровне — это порядка 1,5 млн российских туристов в год.
Листвянка. Фото: ИА IrkutskMedia
Куда едут туристы и что с антропогенной нагрузкой?
Популярными местами отдыха на Байкале остаются уже знакомые и полюбившиеся туристам территории, отметила пресс-служба облправительства. Отдыхающие устремляются в Ольхонский район — окрестности поселка Бугульдейка, побережье Малого моря, остров Ольхон, а также выбирают направления по Голоустненскому тракту (поселок Большое Голоустное), Байкальскому тракту (поселок Листвянка), Большие Коты, Кругобайкальская железная дорога, Слюдянский район и Теплые озера на Снежной.
Летом высокая антропогенная нагрузка отмечается там, где много самостоятельных туристов. Речь идет о побережье Малого моря, окрестностях Хужира и Харанцов, окрестностях поселка Большого Голоустного, Теплых озер на Снежной, побережье Байкала в Слюдянском районе на протяжении Култука, Слюдянки, Утулика, Байкальска и поселка Мурино.
При этом стоит отметить, что даже высокая антропогенная нагрузка может быть безвредна для природы на территориях с качественной современной инфраструктурой. Яркий этому пример привел в беседе с корр. ИА IrkutskMedia заместитель председателя правления Сибирской Байкальской ассоциации туризма Вадим Копылов.
— Раньше по мысу Хобой на Ольхоне ходили все, кому не лень и как попало. Люди вытаптывали растительность, наносили сильный ущерб природе. Стоило только проложить по мысу деревянную дорожку, как по нему стало возможным проходить большему числу народа и без уничтожения растительности. Та же ситуация с Тажеранскими степями. Ранее там вся долина была искатана разными дорогами. Как только появилась асфальтовая дорога, так все перестали ездить по всей степи <…> Дороги стали зарастать, природа восстанавливаться. Раньше от 10 проезжающих машин причинялся вред природе, теперь 1 тысяча машин проезжает по асфальту без какого-либо ущерба окрестностям, — сообщил Вадим Копылов.
Как подчеркнули в правительстве Приангарья, развитие организованного туризма и снижение экологической нагрузки на Байкал от туристов — основные приоритеты развития туристско-рекреационного комплекса региона. Кроме того, вопрос минимизации антропогенной нагрузки на побережье озера будут прорабатывать в концепции развития экологического туризма на Байкале.
Байкал. Фото: ИА IrkutskMedia
Богатый туристический потенциал
Российские и иностранные туристы ежегодно посещают Иркутскую область с культурно-познавательными, лечебно-оздоровительными целями, становятся участниками экологических туров, совершают частные визиты. А вот граждане КНР приезжают преимущественно с познавательной целью в контексте экологического туризма.
Марина Григорьева сообщила, что сейчас очень много говорится о развитии туризма в Приангарье за пределами Байкала.
— В госпрограмму включено развитие тех территорий, которые расположены не вокруг Байкала. Это потенциал для жителей области — поменять картинку, направление, может быть средний чек своего отдыха. Туризм — это драйвер развития территории. Самое главное, чтобы это делалось не стихийно, как кому вздумается, как это случилось, к сожалению, с островом Ольхон, а чтобы это делалось четко, в соответствии с какой-то программой, каким-то генеральным планом, с возможностями земельных ресурсов, с соблюдением природоохранных мероприятий и так далее. Потенциал огромный. Вопрос в том, как он будет реализовываться — бизнесом вместе с властью?", — задалась вопросом Марина Григорьева.
Она добавила, что сейчас госпрограмма сформирована, проходит доработку. В ближайшее время, по ее мнению, правительство эту программу примет, в ней как раз все будет прописано по Байкалу и другим территориям региона.
"Речь идет о Братском водохранилище, "Ангарском треугольнике" (Иркутск, Ангарск, Братск — прим.ред.), севере области, Качугском, Усольском районах, территории вокруг Черемхова. Там мэры очень заинтересованы, проявляют большой интерес, думают о том, как организовано это сделать, чтобы все было правильно. Я считаю, перспективы в регионе хорошие", — отметила эксперт.
Также Марина Григорьева рассказала, что потенциально востребованными в Иркутской области могут быть не только традиционный туризм, но и научный, экскурсионный, культурный, детский. Конечно же, санаторно-курортное объединение, которое, по мнению эксперта, сейчас находится в печальном состоянии — "они (объекты санаторно-курортного направления— прим.ред.) все практически в частных руках, поэтому здесь нужно вести политику определенным образом".
По словам Вадима Копылова, в Приангарье огромный незадействованный туристический потенциал. Например, ко многим памятникам природы, живописным местам еще до сих пор нет ни дорог, ни троп — до них добраться проблематично. Поэтому ресурс познавательного туризма задействован примерно на 10-20%.
— У нас вообще не затронуты туризмом северные территории. Та же, грубо говоря, река Ангара до сих пор не включена в туристический оборот, а там полно интересных мест. Здесь могут быть все виды активного туризма. От Иркутска и до Братска — более 450 км — эта территория для организованного туризма, просто пока эта сфера там не раскрыта. Еще в области туризма полностью не задействован бассейн реки Лены. А ведь там есть охотничий, рыболовный туризм, частично активный отдых. У нас не задействован этнографический туризм и многое другое.
Как сообщили в правительстве региона, до осени текущего года планируется разработать проекты концепций детского, событийного, гастрономического, круизного, экологического туризма. К приоритетному также относится и сельский туризм.
Отдельного внимания удостоена проблема с отдыхающими на Ольхоне — каждое лето перед паромом собираются километровые автомобильные очереди. Бывали случаи, когда люди стояли в них более суток.
Как рассказали в правительстве региона, в конце мая 2023 года на остров Ольхон ходили два парома: Дорожник" с грузоподъемностью 40 тонн и вместимостью 50 человек и "Семен Батагаев" грузоподъемностью 130 тонн и вместимостью до 98 человек. С 10 июня введен в строй после ремонта паром "Ольхонские Ворота" с грузоподъемностью 130 тонн и вместимостью до 98 человек. Также рассматривают возможность использования в качестве еще одного причала временной пристани в районе поселка Сахюрта.
Добавим, что одной из мер по сокращению автомобильных очередей на Ольхон стала идея о введении электронной очереди на паром. Как уточнили корр. ИА IrkutskMedia в Дирекции автодорог Приангарья, в настоящее время этот вопрос находится на рассмотрении.
Очередь на паром. Фото: Оленникова Мария, IrkutskMedia
Между тем развитию инфраструктуры на Ольхоне уделяется особое внимание, ведь на его территории располагается часть Прибайкальского национального парка. Как сообщили в пресс-службе "Заповедного Прибайкалья", именно на Ольхон проходятся наиболее востребованные туристами маршруты нацпарка (66,3%) — "Север острова Ольхон", "Юг острова Ольхон", "Сарайский пляж".
В этом году на самых популярных маршрутах острова проведут работы по обновлению инфраструктуры. Например, на мысе Хобой установят восемь новых пикниковых точек. Также устроят две дополнительные санитарные зоны на маршруте "Север острова Ольхон". На КПП "Буругер" появится пункт раздельного сбора отходов и приветственная стела. Еще одна стела — на паромном причале острова. В прошлом году на маршруте "Сарайский пляж" заработал пункт РСО. Кроме того, недавно на Ольхоне открылся визит-центр с интерактивной экспозицией и конференц-залом.
Также в нацпарке популярны маршруты "Большая Байкальская тропа" (11%) и "Сухое озеро" (6, 5%). На первом маршруте в поселке Листвянка (улица Гудина) начнет работу пункт РСО (раздельный сбор отходов). На участке от Листвянки до мыса Кадильного установят восемь новых пикниковых точек. На участке ББТ вблизи Большого Голоустного устроят настилы для установки 21-й палатки и кострища к ним, появится дополнительная санитарная зона. На маршруте "Сухое озеро" сделают пункт РСО.
Как уточнили в "Заповедном Прибайкалье", с каждым годом Прибайкальский нацпарк становится все более популярным у туристов. В 2021 году нацпарк посетило порядка 137,8 тысяч человек, в 2022 году — 158,2 тысячи человек. За четыре месяца 2023 года — 47 тысяч человек, что на 17,2% больше этого периода 2022 года.
Китайских туристов побывало в нацпарке с января по март — 1570 человек. Как отметили в "Заповедном Прибайкалье", поток путешественников из КНР испытывает два существенных препятствия: не подписано межправительственное соглашение по туробмену и существует небольшое количество рейсов из Поднебесной, в том числе чартеров.
В связи с большим потомком путешественников на территории Прибайкальского нацпарка реализуются различные инфраструктурные проекты, это позволяет частично снижать уровень антропогенной нагрузки.
Немного о туристическом сборе
Ранее на федеральном уровне обсуждалась идея введения туристического сбора в регионах. Например, в Санкт-Петербурге курортный сбор начнут взимать с 1 апреля 2024 года. Как рассказали редакции в правительстве Иркутской области, введение туристического сбора в регионе в настоящее время не рассматривается. Большинство территорий около Байкала — особо охраняемые природные территории, — за их посещение и так взимается плата.
Как подчеркнул Вадим Копылов, пока он отрицательно относится к введению туристического сбора, поскольку еще нет справедливого механизма его взимания.
— У нас на Байкале много туристов, которые путешествуют самостоятельно. Через турфирмы, гостиницы проходят не так много людей. Кроме того, у нас большой серый сектор средств размещения — часть гостевых домов, турбаз не являются официально такими, нигде не зарегистрированы. Получится, что клиенты официальных средств размещения, которые и так платят больше денег, будут еще облагаться сбором. А туристы, которые останавливаются в "серых" домах, палатках, наносящие больший ущерб от своего пребывания, не будут ничего платить, — заметил эксперт.
Он добавил, что в итоге при введении туристического сбора туристы начнут думать о том, зачем им пользоваться легальными средствами размещения, легальными услугами в целом, если дешевле отдыхать в нелегальном секторе.
Байкал. Остров Ольхон. Фото: Екатерина Калмыкова, ИА IrkutskMedia
Что тормозит развитие инфраструктуры на Байкале?
Как подчеркнул Вадим Копылов, инфраструктура развивается потихоньку, проблем море, работы предстоит много. Марина Григорьева отметила две основные весомые части инфраструктуры, которых больше всего не хватает: качественный придорожный сервис с санитарными узлами и дороги.
— Речь идет об острове Ольхон, направлении Курмы, дорогах между турбазами на заливах Малого моря или в сторону Байкальска. Например, если на ольхонском направлении еще есть какие-либо точки общепита и санитарные узлы, то на протяжении дороги до Байкальска ситуация гораздо хуже, — рассказала Марина Григорьева.
Также она добавила, что в последние годы в регионе столкнулись еще с одной проблемой, тормозящей развитие туризма, — нехваткой электроэнергии.
Сейчас ни один инвестпроект не может получить энергетические мощности. Генерация отстает от потребностей региона. Эта проблема возникла, наверное, года три назад.
В пресс-службе правительства Приангарья подчеркнули, что развитие туристической инфраструктуры не стоит на месте. Так, по нацпроекту "Туризм и индустрия гостеприимства" в регионе увеличивают номерной фонд — возводят новые модульные некапитальные средства размещения. Ожидается, что уже к 1 июля 2023 года появятся новые предложения по размещению в Иркутске, в Ольхонском и Слюдянском районах. Будет создано не менее 140 номеров, включающих 280 койко-мест.
Всего сейчас в Иркутской области работает порядка 300 классифицированных средств размещения. Основная их часть приходится на Иркутск и районы Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Номерной фонд расширяется за счет строительства модульных некапитальных средств размещения. Работают туроператоры, туристско-информационные центры. На сегодня практически по любому из основных видов туризма (гастрономический, экологический, событийный и другие) есть интересные предложения. Агентство по туризму региона начало разработку концепций развития этих видов путешествий.
Как сообщил Вадим Копылов, благодаря модульным гостиницам номеров добавилось. Однако, это все равно капля в море от потребностей туристов. Кроме того, важно понимать, что многие бизнесмены могут построить гостиницы, а вот подключить их к водоснабжению, электроснабжению, сетям канализации — большая проблема.
Марина Григорьева также отметила, что модульные отели не покроют всей потребности. Гостиничный фонд прибрежной части Байкала увеличился ненамного.
По мнению Вадима Копылова, в целом развитие инфраструктуры в регионе идет медленно из-за проблем с законодательной базой.
— Очень многие порывы к развитию сдерживаются именно несовершенством законодательной базы. Законы исправляют, но, сами понимаете, это тоже процесс небыстрый. Он растянутый и по времени, и по подготовке. Изменяя законодательство, важно не навредить, и в то же время дать возможность развиваться туризму, — добавил зампредседателя СБАТ.
Развитие туризма в регионе также тормозит отсутствие мер господдержки, считает председатель комитета по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности ТПП ВС. По ее мнению, нужно выстроить определенную программу и по ней двигаться.
— У нас нет государственных региональных мер поддержки, от слова совсем. Нам пока не получается каким-то образом достучаться, что меры господдержки — это как раз стимул развития не только самого предпринимательства, но и инфраструктуры, которую бы предприниматель сам себе и обустроил. К сожалению, достигнуть этого мы не можем, в отличие от Алтайского края, Бурятии, Якутии, дальневосточных регионов. К сожалению, у нас вот такой пробел. Но мы работаем, пытаемся выстроить диалог, — заметила эксперт.
Содействие в развитии туризма в Иркутской области оказывает АО "Корпорация Туризм". По информации правительства региона, одним из основных направлений работы является эффективное мастер-планирование туристических кластеров. Сейчас мастер-план развития туркластера "Тальцы" находится в стадии активной разработки совместно с правительством области. Готовый мастер-план ожидается в сентябре 2023 года.
Добавим, также у "Туризма.РФ" есть планы по строительству санаториев на Байкале. Как отметил Вадим Копылов, подобные проекты нужно было реализовывать еще 15 лет назад, но тогда, может быть, не было возможностей. Развитие санаторно-курортного направления, по мнению эксперта, практически беспроигрышный вариант, такие услуги востребованы.
Также в беседе с корр. ИА IrkutskMedia Вадим Копылов сообщил, что "Туризм.РФ" будет создавать условия для сторонних инвесторов с большими капиталами, которых в регионе практически нет. Он отметил, что сейчас привлечение инвесторов натыкается на то, что самые лакомые кусочки, посещаемые туристами места — это, по сути, побережье Байкала. Понятно, что все находится либо на территории национального парка, где нельзя ничего строить, либо существуют под природоохранными ограничениями в сложных условиях. Из-за этого инвестору проще пойти в другой регион, где нет таких проблем.
Темп развития туризма в Иркутской области напрямую зависит от существующего законодательства, в том числе от федерального закона об охране озера Байкал. Действующий закон требует ряда изменений, которые бы позволили без ущерба экосистеме развивать туристическую инфраструктуру, учитывать интересы местных жителей. Также очевидно, что многие территории Приангарья пока еще не исследованы с точки зрения туризма и потенциально могут стать интересными для отдыхающих и прибыльными для экономики региона.
Туризм — может стать одной из ведущих отраслей Приангарья, если подходить к его развитию комплексно, с учетом интересов туристов, местного населения и потенциальной выгоды для региона.