Хитрости от профи: как сократить расходы на омывающей жидкости для авто
9 мая, 09:00
Семейную ипотеку в России ждут кардинальные изменения - доступ получат не все
01:00
Гороскоп на 10 мая: Рыбы прислушаются к сердцу, а Овны забудут об авантюрах
00:00
Обзор самых популярных новостей за 9 мая
9 мая, 21:00
Стали известны официальные причины крушения самолета в Казачинско-Ленском районе
9 мая, 20:00
"Рекорд Победы" по произвольному подъему гири установили в Иркутской области
9 мая, 19:00
Этот вечный огонь мы в груди храним. Парад Победы прошел в Иркутске 9 мая
9 мая, 17:33
В Иркутской области сняли карантин по заразному узелковому дерматиту
9 мая, 16:45
Игорь Кобзев: Приангарье внесло значимый вклад в Победу в Великой Отечественной войне
9 мая, 16:30
Угадайте военный фильм из СССР по кадру, набрав 9/9 - ТЕСТ
9 мая, 16:00
Неприятный "сюрприз": автомобилистов предупредили об увеличении штрафов
9 мая, 15:40
14 тонн гуманитарной помощи и более 20 автомобилей доставили из Иркутска в зону СВО
9 мая, 15:36
Вахтовики и жители северных территорий Иркутской области встретили 9 мая
9 мая, 15:00
Депутаты Думы Иркутска приняли участие в параде Победы
9 мая, 14:32
Две иномарки не поделили дорогу на перекрестке в Иркутске
9 мая, 14:30
В Иркутске отменили концерт Губернаторского симфонического оркестра из-за непогоды
9 мая, 13:58
Первички "Единой России" предложили к реализации в Приангарье новые партийные проекты 8 мая, 21:35
На территории Байкальского банка оплатить покупки улыбкой можно в 12 тыс. кафе и магазинах 8 мая, 21:19
В 200 заведениях на территории Байкальского банка можно оставить безналичные чаевые 8 мая, 20:58
Клиенты ВТБ накануне Пасхи приобрели около 7 млн упаковок яиц 8 мая, 17:11
СПМК-7 оштрафовали на 15 млн рублей из-за детсада в Ангарске 8 мая, 16:15
Депутат думы Иркутска Алексей Савельев вручил награды медсестрам в преддверии их праздника 8 мая, 12:42
Ангарская нефтехимическая компания оказала помощь своим ветеранам в преддверии 9 Мая 8 мая, 11:23
Золото для корпоративных клиентов Сбера стало ближе 7 мая, 18:27
Депутаты ЗС Приангарья рассмотрят закон о бесплатном проезде детям из многодетных семей 7 мая, 15:03
В депутатских округах Свердловского района провели мероприятия ко Дню Победы 7 мая, 13:15
Посвященные Дню Победы мероприятия прошли в округе депутата Юрия Коренева 7 мая, 12:44
В апреле рост рынка ипотеки в России замедлился 6 мая, 18:00
ПСБ увеличил бесплатные лимиты переводов по СБП между своими счетами до 50 млн рублей 6 мая, 16:18
В пяти депутатских округах Иркутска начались работы по благоустройству и ремонту дорог 6 мая, 15:52
Алексей Колмаков наградил победителей конкурса разработки логотипа спортивного клуба 6 мая, 15:39

Стратегия для Сибири: Иркутская область прирастет не всем, чем ожидалось

Эксперты оценили планы по социально-экономическому развитию регионов СФО до 2035 года
Сбросы с Иркутской ГЭС Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
Сбросы с Иркутской ГЭС
Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia

Какая роль отводится Иркутской области в развитии Сибирского федерального округа, что за масштабные проекты намерены реализовать в Приангарье, богатом на природный потенциал и человеческие ресурсы — ответы на эти и другие вопросы можно найти в Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2035 года, которую утвердило правительство РФ в октябре. Корр. ИА IrkutskMedia в поисках любопытной информации проанализировал документ и поинтересовался, как оценивают Стратегию региональные эксперты. Подробнее об этом — в нашем материале.  

Иркутская область для жизни людей?

Правительство Иркутской области

Правительство Иркутской области. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia

Развитие региона зависит от многих факторов, при этом самый главный из них — человеческий капитал. Качественное образование, доступная медицина, хорошая экология и современная инфраструктура обеспечивают высокий уровень жизни населения. Как отметила доцент, доктор экономических наук, декан Сибирско-американского факультета менеджмента ИГУ Надежда Грошева, Стратегия не включает мероприятия по повышению привлекательности Иркутской области для местного молодого и взрослого поколений.

— Чтобы в регионе развивались производства, важно, чтобы население региона, а особенно молодежь, видели тут перспективы для трудоустройства и высокого качества жизни. Однако именно это направление, вопросы позиционирования Иркутской области как территории, где школьникам и студентам, а также их родителям захочется жить и работать — не освещены в документе, — сообщила эксперт.

Для повышения качества жизни людей Стратегия в большинстве своем включает общие мероприятия без конкретики (не указаны территории, какие-либо объемы работ — прим.ред.) по строительству жилья, соцобъектов, модернизации ЖКХ, здравоохранению и прочему.

Остановимся подробнее на тех моментах, которые отражены более детально.

Экология. В Стратегию включены планы по переводу системы теплоснабжения Байкальска на электроотопление. Срок исполнения — 2029 год. Основная цель — сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и снизить негативное воздействие на центральную экологическую зону Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ). В планах также есть развитие системы теплоснабжения в Усолье-Сибирском.

Кроме того, к 2030 году в Усолье планируется создать экотехнопарк. На его территории будут перерабатывать 50 тысяч тонн отходов I и II классов опасности в год. Такой же проект реализуют в западной части Сибири — в Северске. При этом согласно Стратегии, Иркутской области нет в числе регионов СФО, где запланированы мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок в городах. Если обратить внимание на список субъектов, то в нем вообще нет Восточной Сибири.

Еще одна тема современной экологической повестки — создание объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Такие мероприятия предусмотрены в Стратегии, но без конкретики по регионам. При этом ранее властями Иркутской области уже озвучивались планы по строительству в рамках концессионных соглашений мусороперерабатывающих комплексов в Ангарске, Братске, Тайшете и посёлке Усть-Ордынский. Последний проект запланирован для приема отходов из ЦЭЗ Байкала.

Наука. Стратегия также включает создание образовательных кампусов в Томске и Новосибирске в 2027 году. О реализации такого масштабного проекта в ближайшие годы в Иркутске пока говорить рано. Хотя столице Приангарья, как и другим городам, предоставили возможность подать заявку для участия в отборе по созданию таких объектов до 2030 года. Добавим, что Иркутский межвузовский кампус имеет высокую значимость для региона. Ранее губернатор Иркутской области Игорь Кобзев отмечал, что проект обеспечит необходимую инфраструктуру и для студентов, и для молодых ученых, а также будет способствовать притоку обучающихся из других регионов и стран.

Особо важный проект в сфере науки и инноваций в нашем регионе — создание федерального центра химии в Усолье-Сибирском. В Стратегии такой проект обозначен со сроком исполнения в 2030 году. Привлечение внебюджетных инвестиций оценивается в 830 млрд рублей. При этом о каких-либо мероприятиях по созданию инфраструктуры для реализации такого проекта не сообщается. Федеральный центр химии построят на бывшей площадке "Усольехимпрома". Глава региона Игорь Кобзев также подчеркивал, что такой проект требует комплексного подхода — не только стройки, но и устройства инфраструктуры для нужд предприятия и комфортного проживания работников.

Академический мост в Иркутске

Академический мост в Иркутске. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia

Транспортная инфраструктура. Правительство РФ назвало повышение транспортной доступности одним из приоритетов плана Стратегии. Сегодня Иркутск остро нуждается в новом аэропорте (если быть точнее — потребность такая существует уже много лет. Президент РФ Владимир Путин еще в 2016 году во время прямой линии отметил: "в Иркутске, конечно же, нужно думать над новым аэропортом. Обязательно нужно выходить на строительство нового аэропорта" — прим.ред.). Более точная перспектива и даже предполагаемое место строительства объекта были озвучены в текущем году. Новый аэропорт планируют построить рядом с деревней Позднякова в Иркутском районе.

В Стратегии формулировки "новый аэропорт" нет. В мероприятиях указано "реконструкция и строительство аэропорта Иркутска" для обеспечения безопасности полетов и увеличения пропускной способности воздушной гавани. Срок исполнения — 2030 год. Добавим, что в действующем аэропорту Иркутска в 2024 году планируют построить новый терминал, подрядчик уже определен. Также в перспективе находится создание второй взлетно-посадочной полосы. 

Кроме того, документ предусматривает реконструкцию и строительство аэропортовых комплексов в разных городах Приангарья: Братск, Бодайбо, Усть-Кут. Также есть в планах и строительство аэропорта в селе Шелехово Тайшетского района. 

В дорожной сфере Стратегия включает строительство обходов шести городов СФО, а также "проработку вопроса строительства автомобильной дороги "Южный обход Иркутска". По формулировке не совсем ясно, что подразумевается под "проработкой вопроса". Разработчики технико-экономического обоснования, где как раз изучается целесообразность стройки, представили свои предложения еще в начале года. Проектирование Южного обхода было запланировано на 2024-2025 годы. В самой же стратегии о разработке проекта и дальнейшем строительстве речи не идет, срок исполнения по "проработке вопроса…" — 2030 год. 

Хотелось бы отметить, что обходы городов сейчас строятся во многих субъектах России. Именно объездные трассы позволяют разгрузить местные дороги в черте населенных пунктов, перенаправить транзитный транспорт в обход городов, что положительно сказывается на экологии. Иркутску Южный обход остро необходим, в отсутствие метро и с учетом большого числа жителей город ежедневно стоит в пробках. В случае строительства нового аэропорта возникнет большая потребность и в Северном обходе. 

Как подчеркнула Надежда Грошева, такой важный вопрос, как разработка Стратегии развития целого федерального округа, несомненно должен быть рассмотрен с участием жителей, ученых, предпринимателей и общественности. 

—  К сожалению, этот документ, скорее всего, был подготовлен без учета мнения заинтересованных лиц, которым в этих регионах жить и работать, — сказала эксперт. 

Добавим, что стратегия также не включает повышение безопасности движения на федеральных трассах в Приангарье, чего нельзя сказать про другие регионы, где будут модернизировать и Р-256 "Чуйский тракт", и Р-254 "Иртыш". Летом федеральные дорожники заявляли о необходимости реконструкции участков трассы Р-258 "Байкал" в Приангарье для повышения пропускной способности и безопасности проезда. Планы по модернизации дороги Р-255 "Сибирь" с высоким интенсивным движением также не обозначены в Стратегии.

Еще один важный объект в регионе — дорога на Ольхон. Ее ремонт и реконструкцию выполняют по поручению Владимира Путина, которое было дано в 2017 году. Работы запланированы с 124-го по 161-й км трассы Баяндай — Хужир. При этом в Стратегии о самих работах не сообщается, а участки указаны не все: "подготовка предложений по реконструкции автодороги Баяндай — Хужир на участке с 124-го по 153-й км", срок исполнения — 2030 год.

Подготовка предложения по строительству автомобильного и железнодорожного мостов в нижнем бьефе Братской гидроэлектростанции также обозначена в документе. Проект необходим для увеличения провозной способности транспортного коридора "Запад — Восток". Кроме того, сообщается о проработке вопроса создания портово-логистического кластера в Усть-Куте. Для развития судоходства на реке Ангаре запланирована реконструкция обстановочной базы флота Ангарского района водных путей и судоходства в Иркутске. 

Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры государственного управления и управления человеческими ресурсами ФГБОУ ВО "Байкальский государственный университет" Елена Метелева отметила, что в целом содержание Стратегии укладывается в постсоветскую логику развития страны.

— Если в советский период пространственное освоение Сибири предусматривало не просто размещение там производств, но и насыщение территории населением, строительство множества новых населенных пунктов, в том числе крупных городов, то в постсоветский период всё пространственное развитие страны ориентировано на европейскую часть, прежде всего, на два столичных региона. Проблемы макрорегиона в Стратегии обозначены верно. Но, исходя из текста документа, можно сделать вывод, что Сибирь не видится и не планируется как территория для жизни людей, — подчеркнула эксперт.

По словам Елены Метелевой, в документе продекларированы, но никак не подкреплены запланированными направлениями реализации такие важные стратегические приоритеты развития как:

  • сохранение и привлечение населения;
  • повышение структурного разнообразия региональных и городских экономик;
  • повышение показателей уровня жизни и качества жизни выше среднероссийских значений для того, чтобы сначала остановить отток населения, а в перспективе обеспечить входящую миграцию.

— Данные цели заявлены, но механизмы их достижения не определены, не прописаны, поэтому есть серьезные сомнения по поводу получения нужных результатов (создание к 2030 году 500 тысяч новых рабочих мест), — сообщила эксперт.

Не в пользу всего региона

Байкальск

Байкальск. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia

Развитие Иркутской области обозначено в Стратегии проектами отдельных территорий и предприятий. Яркий этому пример — раздел "Программы развития отдельных регионов". Как заметила Надежда Грошева, наблюдается определенные перекосы в сторону развития не Иркутской области в целом, а отдельных муниципалитетов. 

— Так, вместо реализации программы СЭР области в целом указана реализация программы социально-экономического развития Байкальского муниципального образования, — сказала эксперт. 

При этом заметим, что для многих регионов СФО напротив предусмотрены индивидуальные программы СЭР. Например, для Алтая, Тывы, Алтайского края, Кузбасса, Омской области. Иркутская область же ограничена программой социально-экономического развития Байкальского МО. Эффект от реализации планов — увеличение численности населения Байкальска в 2030 году до 17 тысячи человек, создание 3,3 тысячи новых рабочих мест.

Также Надежда Грошева, оценивая Стратегию, указала на то, что в социальных объектах в основном указаны уже реализуемые или давно запланированные проекты. "Прорывных" строек или новых точек роста, по ее мнению, нет.

Сибирь как передел

завод, предприятие, строительство

завод, предприятие, строительство. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia

Отдельная часть Стратегии посвящена энергетике, газификации и кластерам. Анализируя эти разделы, очевидно, что Иркутскую область рассматривают как источник ресурсов и деятельности производств передела. Такого же мнения придерживаются и опрошенные редакцией эксперты. 

Энергетика. В последние годы одна из самых актуальных тем для Иркутской области и в целом юго-востока Сибири — риски энергодефицита. Данный вопрос уже не раз обсуждался на региональном и федеральном уровнях. В Приангарье из года в год продолжают расти объемы потребления электроэнергии, в большинстве своем из-за майнинга. 

В декабре 2022 года министр энергетики России Николай Шульгинов в интервью "Россия 24" заявил, что  на юго-востоке Сибири, скорее всего, потребуется строительство дополнительной генерации. О необходимости возведения новых электростанций не менее 1225 МВт в южной части энергосистем Приангарья сообщал в октябре этого года председатель правительства Иркутской области Константин Зайцев. Предполагается, что данная мера позволит покрыть прогнозируемый дефицит мощности. 

В Стратегии о каких-либо планах по строительству генерации именно в Иркутской области нет. При этом в целом без региональной конкретики обозначено, что в текущем году должны быть приняты решения для предотвращения возникновения дефицита электроэнергии в юго-восточной части ОЭС Сибири, включая строительство генерации и магистральных сетей.

Газификация. Сибирь и Дальний Восток обладают значительными ресурсами природного газа, при этом уровень газификации несправедливо низок. Так, газификация ДФО составляет 13%, а СФО и вовсе 6,8%. При этом в целом по России уровень газификации равен 67,2%, сообщается на сайте "Газпрома". Для развития газификации в СФО и ДФО действует Восточная газовая программа. В рамках нее уже построен газопровод "Сила Сибири", на очереди — "Сила Сибири 2". 

Определение маршрута пролегания газопровода "Сила Сибири-2" завершилось в начале осени. Предполагается, что объект пройдет рядом с городами Ачинск, Красноярск, Канск, Саянск, Ангарск, Иркутск и далее по территории Республики Бурятия (южнее озера Байкал) до выхода к государственной границе РФ в районе поселка Наушки.

Определиться с трассировкой маршрутов газопроводов "Восточная система газоснабжения" и включить их в схему территориального планирования РФ должны в этом году. Такая задача обозначена в Стратегии. Кроме того, по плану в 2024 году необходимо определить перспективные объемы потребления природного газа промышленными потребителями (в том числе вблизи городов Ачинск, Красноярск, Канск,Саянск, Ангарск, Иркутск), инвентаризацию домовладений граждан для определения возможности их газификации за счет сетевого газа. Заметим, что мероприятия по самому строительству газопроводов в документ не включены. 

Елена Метелева обозначила, что в Стратегии Сибирь позиционируется как транзитная территория, источник ресурсов и территория для размещения производств разного уровня передела.

— В характеристике Иркутской области не упомянуты ни научно-образовательный потенциал региона, ни туристско-рекреационные ресурсы. Регион охарактеризован исключительно как источник сырьевых ресурсов, полезных ископаемых и дешевой электроэнергии. Область устойчиво теряет население, но предлагаемые меры однозначно не позволят переломить данную негативную тенденцию, — подчеркнула Елена Метелева.

Кластеры. Стратегия развития Сибири предусматривает кластерный подход. То есть группировку предприятий, объединенных общей производственной цепочкой. Проекты Иркутской области представлены в семи из восьми кластеров. По информации облправительства, в планах реализовать 18 крупных проектов и 33 проекта со средним уровнем вклада. Приоритетные проекты Приангарья распределены по кластерам: "Лес", "Переработка алюминия", "Драгоценные металлы", "Цветные и редкоземельные металлы", "Нефть и газ". 

Так, в разделе "Леса" обозначена модернизация производства АО "Группа Илим" с объемом инвестиций 115,7 млрд рублей (2025 год). В "Переработке алюминия" — экологическая модернизация Братского алюминиевого завода (2031 год), строительство Тайшетской анодной фабрики (2030 год) и Тайшетского алюминиевого завода (2030 год). Кластер "Драгоценные металлы" включает крупный проект Иркутской области по разработке и освоению золоторудного месторождения "Сухой Лог" с объемом инвестиций 486 млрд рублей (2028 год). В "Цветные и редкоземельные металлы" вошел инвестпроект промышленная разработка Зашихинского редкометалльного месторождения (2028 год).

Кластер "Нефть и газ" включает обустройство Ковыктинского газоконденсатного месторождения с объемом инвестиций 576 млрд рублей (2024 год), создание газохимического комплекса в районе Усть-Кута с объемом инвестиций 454 млрд рублей ("Строительство Усть-Кутского газоперерабатывающего завода (завода фракционирования широкой фракции легких углеводородов) в районе Толстого мыса, "Строительство завода полимеров", "Усть-Кутский комплекс глубокой переработки углеводородов" (2035 год). Также в "Нефте и газе" обозначены: полномасштабная разработка Верхнечонского месторождения в Катангском районе с объемом инвестиций 152 млрд рублей (2050 год), разработка Дулисьминского нефтегазоконденсатного месторождения с инвестициями в 138,4 млрд рублей (2050 год), а также модернизация нефтехимического производства в Ангарске с объемом инвестиции 91,1 млрд рублей (2024 год).

Как заметила Елена Метелева, в Стратегии речь идет только о перспективах кластерах, связанных с добычей и переработкой различных полезных ископаемых и использованием природных ресурсов, но никак не отражен имеющийся промышленный потенциал. 

— В Стратегии вообще отсутствует упоминание о том, что в сибирских регионах действуют крупные промышленные предприятия, входящие в состав ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация", Государственной корпорации "Ростех", АО "Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева, — сказала эксперт.

Также Елена Метелева добавила, что в документе не идет речи о развитии машиностроительных кластеров, что подтверждает традиционный "колониальный" характер  пространственной политики, в том смысле, что она нацелена преимущественно на освоение природных ресурсов, а не на полноценное социально-экономическое развитие сибирских территорий. 

— В Иркутской области в качестве перспективных стратегических направлений развития можно выделить более масштабное развитие авиастроения (освоение и выпуск новых моделей, выход на новые международные рынки), а также потенциальное формирование международного кластера в сфере охраны здоровья (включая медицину, рекреацию, фармацевтику и туризм), — добавила эксперт.

Кластер "Туризм" в Стратегии включает отдельные инвестпроекты. Например. "Байкальская слобода" и "Зеленый мыс" в Иркутском районе, "Ворота Байкала" в Слюдянском районе, "Иркутские кварталы" в областном центре и прочее. Кластер "Сельское хозяйство и пищевая промышленность" обозначен созданием тепличного комплекса в Саянске, модернизацией мясоперерабатывающего комплекса, созданием линейного зернового элеватора. 

Нет межрегиональности

Сибирь

Сибирь. Фото: Freepik

Ранее ряд экспертов в федеральных СМИ указывали на отсутствие в Стратегии межрегионального взаимодействия. Не увидели планов по сотрудничеству между субъектами и опрошенные корр. ИА IrkutskMedia эксперты. 

— Такое ощущение, что стратегия — план ее реализации — включает исключительно добывающие производства и продукцию первого передела. Нет инновационных проектов, либо нет создания новых перспективных кластеров, в том числе межрегиональных, — сообщила Надежда Грошева.

Как сказала Елена Метелева, Стратегия вполне традиционно не предусматривает развития сотрудничества между регионами СФО.

— Кооперационные связи между хозяйствующими субъектами имеются, однако интеграционные процессы между регионами страны практически не осуществляются. Этому препятствует ряд факторов. Во-первых, межбюджетные отношения в системе публичного управления выстраиваются по вертикали и почти не предусматривают горизонтальных связей. Во-вторых, в отечественной системе публичного управления практически отсутствуют механизмы, каким-либо образом поощряющие интеграционные процессы между регионами. Руководство любого субъекта федерации ориентировано на взаимодействие с федеральным центром, но не мотивировано на взаимодействие с другими субъектами федерации, — сказала эксперт.

Добавим, что Сибирь уже многие десятилетия позиционируется как богатая на полезные ископаемые территория. В последние годы также наблюдается начало развития туристического потенциала на Алтае и в Иркутской области. Заметно внимание властей к экологической повестке. В частности, Байкальск намерены сделать первым экогородом России. При этом, как упоминалось выше, развитие ценных на природные ресурсы территорий невозможно без должного внимания к качеству инфраструктуры и жизни населения.

Анализ утвержденной Стратегии социально-экономического развития Сибири показал, что документ включает более точечное, нежели всецелое развитие Иркутской области, в нем не отражены некоторые ранее озвученные инфраструктурные проекты и не уделено достаточного внимания повышению качества жизни людей. Основной фокус же направлен на добывающие производства и продукцию передела. Возможно, в дальнейшем в документ все же внесут изменения. Ведь та же Стратегия социально-экономического развития Иркутска больше направлена на повышение качества жизни населения, совершенствование инфраструктуры, а не только на проекты крупных предприятий. Таких же моментов не хватает в СЭР Сибири в плане развития Иркутской области.