Идеальный результат без усилий: 5 простых советов кардинально преобразят процесс уборки
09:00
Иркутск – центр религиозной и миссинерской деятельности Сибири и стран Востока
08:00
Гороскоп на 8 сентября: Близнецы столкнутся с предательством, а Скорпионы - новым романом
00:00
В Балаганском районе простятся с погибшим 23-летним военнослужащим СВО
7 сентября, 21:30
Обзор самых популярных новостей за 7 сентября
7 сентября, 21:00
Можно и на ночь. Врач назвал лучшие продукты для перекуса перед сном
7 сентября, 20:00
Стратегическую сессию по работе Женских клубов проведет "Женское движение Единой России"
7 сентября, 19:14
Андрей Иванов: Помните, государство – это вы
7 сентября, 19:11
Младший сержант из Ольхонского района погиб в зоне СВО
7 сентября, 19:04
Кузьма Алдаров: Власть на местах ближе всего к населению
7 сентября, 18:36
Рейс авиакомпании "Ангара" задержали в аэропорту Иркутска
7 сентября, 18:07
Ирина Синцова: Современный молодой человек не может не интересоваться политикой
7 сентября, 16:45
Финансовый эксперт рассказал, что происходит с рублем и чего ждать в ближайшем будущем
7 сентября, 16:30
Незаконную агитацию распространили в "день тишины" в преддверии выборов в Иркутске
7 сентября, 16:18
Угадайте героев мультфильмов СССР по крылатым фразам из детства - ТЕСТ
7 сентября, 16:00
Экологические отряды мэра провели субботник на острове Конный в Иркутске
7 сентября, 15:26
Стратегическую сессию по работе Женских клубов проведет "Женское движение Единой России" 7 сентября, 19:14
Андрей Иванов: Помните, государство – это вы 7 сентября, 19:11
Кузьма Алдаров: Власть на местах ближе всего к населению 7 сентября, 18:36
Ирина Синцова: Современный молодой человек не может не интересоваться политикой 7 сентября, 16:45
Финансовый эксперт рассказал, что происходит с рублем и чего ждать в ближайшем будущем 7 сентября, 16:30
Незаконную агитацию распространили в "день тишины" в преддверии выборов в Иркутске 7 сентября, 16:18
ЕР запустила федеральный и региональные ситуационные центры по наблюдению за выборами 7 сентября, 13:31
Сергей Шишкарёв: На внешних рынках российские компании должны действовать вместе 7 сентября, 08:30
Юрист Светлана Пермякова: И трёхдневное, и однодневное голосование - легитимны 6 сентября, 22:29
В единый день голосования изберут думы во всех районах Приангарья на берегах Байкала 6 сентября, 19:32
Греф спрогнозировал падение цен на новостройки 6 сентября, 19:18
В Сбере "Семейную ипотеку" и IT-ипотеку для ИЖС можно получить с увеличенным лимитом 6 сентября, 18:57
Сбер снизил ставку по торговому эквайрингу до 0,3% при оплате по биометрии 6 сентября, 18:56
ВЭФ-2024: перспективы развития российских цифровых платформ 6 сентября, 18:45
Игорь Сечин и врио губернатора Хабаровского края Дмитрий Демешин провели рабочую встречу 6 сентября, 18:45

Юрий Ашмарин: В трудовой у меня всего одна запись - водитель автобуса в ИАТ

Представитель семейной династии водителей рассказал, какая техника поступала в "Иркутскавтотранс" и сложно ли ею было управлять
"Икарус" Из архива Юрия Ашмарина
"Икарус"
Фото: Из архива Юрия Ашмарина

Одно из важных звеньев работы автотранспортного предприятия — это водители, которые ежедневно помогают горожанам добираться до нужных остановок. В "Иркутскавтотрансе" трудятся целые династии, например, семья Ашмариных. Почти 35 лет глава семьи Юрий Ашмарин работал на предприятии водителем, а затем передал свои знания двоим сыновьям Денису и Артему, которые и продолжают семейный путь. В интервью ИА IrkutskMedia Юрий Ашмарин рассказал о том, как изменился "Иркутскавтотранс" за последние годы, плюсах и минусах работы водителем, а также о культуре вождения в областном центре. 

В "Иркутскавтотрансе" Юрий Ашмарин начал работать в 1989 году. Устроиться в автотранспортное предприятие Юрию предложил главный инженер Виталий Черных. Мужчина уже имел права категорий В и С. Сначала работал слесарем, но одновременно учился на водителя автобуса. 

— Я вырос в деревне. Всегда был техникой на ты. В семье нас было семеро детей — пять братьев и две сестры. Постоянно работал на комбайне, ездил на тракторах. Водителем автобуса работаю почти 35 лет. В трудовой у меня всего одна запись, — говорит Юрий Ашмарин. 

В 55 лет водители уходят на пенсию. Но Юрий проработал в "Иркутскавтотрансе" еще два года. Не мог оставить любимую работу. Сейчас он на заслуженном отдыхе, но планирует вернуться уже после Нового года.

— Я привык работать на больших автобусах. У меня есть легковой автомобиль, но он маленький. Я уже три года не сажусь за руль, потому что мне нужно более габаритную машину. Когда вышел на пенсию, то начал скучать по работе. Нравится общаться с пассажирами. А еще я всегда следил за чистотой транспорта, потому что автобус — это лицо водителя, а он — лицо предприятия, — подчеркивает Юрий Ашмарин. 

1 / 3

За всю историю "Иркутскавтотранса" на предприятие поступило немало автобусов. На многих из них водителем работал и Юрий Ашмарин. Начинал мужчина с российского ЛиАЗа, затем перешел на венгерский "Икарус". Этот длинный автобус еще называли "гармошка" или "папа-мама". Затем пришли немецкие Mercedes. После этого ездил на белорусском МАЗе. Из-за различных санкций предприятия начали переходить на отечественные автобусы — тогда же из Нефтекамска в Иркутск пришли новые НЕФАЗы. 

— Чем современнее техника, тем она комфортнее для пассажиров и легче в управлении для водителя. Например, "Икарус" управлялся рычагом (механическая коробка передач — прим.ред). Раньше машин на дорогах было мало, а сейчас с такими пробками дергать рычаг устанешь. Поэтому на автомате автобусами управлять легче. Единственная проблема — это долгое ожидание нужных автозапчастей, — отмечает водитель. 

Юрий Ашмарин был одним из водителей, которые участвовали в перегоне автобусов в Иркутск из Подмосковья. Туда сотрудники предприятия летели самолетом, а возвращались на автобусе. Дорога занимала до 10 дней. За это время водители успевали изучить технику вдоль и поперек. Основное время уходило на заправку. Еще искали, где остановиться, передохнуть. Потому что раньше на дорогах не было столько кафе и гостиниц, как сейчас. 

Автобусы водители перегоняли в любое время года.

— Один раз ехали, ударили морозы в -40°С. Нужно было немного переждать и потом опять ехать. Но автобусы не подводили. Проблем никаких не было. В последний раз машины мы перегнали в 2003 году, больше не ездили. Сейчас автобусы поставляют уже сами фирмы, — делится Юрий Ашмарин. 

Фото: Из архива Юрия Ашмарина

По словам мужчины, на предприятии работают только профессионалы, которые разбираются в управлении техникой. Когда приходит новый автобус, то его тщательно изучают, а затем уже выходят на линию. 

Долгое время Юрий Ашмарин был наставником для молодых кадров. По его мнению, обычно молодежь уже имеет базовые навыки. В автобусе самое главное — почувствовать габариты. Сейчас его длина составляет около 12 метров, раньше были и по 16. Вот, например, объезжаете вы другую машину, и уже рассчитываете, как повернуть, можно ли перестроиться на другую полосу. 

В то же время мужчина отмечает, что культура вождения в Иркутске за эти годы сильно изменилась. Как и схемы движения транспорта. Например, на райсовет с Глазковского моста раньше заезжали по улице Маяковского, а теперь нужно делать большой круг. На дорогах тогда было гораздо меньше машин, а маршрутки не ходили. А ещё шоферы возили людей в колхозы и в другие близлежащие города. По словам Юрия Ашмарина, в то время водитель автобуса был королем дороги. Участники движения уважали друг друга. Сейчас же в городе появилось много частников. Они, например, могут встать в начале остановочного кармана, тем самым не пропуская другие автобусы. Приходится их объезжать или ждать, теряя драгоценное время. 

За все годы работы на предприятии у водителя накопилось много историй — как хороших, так и плохих. Одно оставалось неизменным и по сей день: мужчина всегда ездил в расписании первым. 

— На первом рейсе пассажиров практически не было, зато потом автобус был битком. В часы пик даже в кабине сидели несколько человек. Почти все жители Первомайского меня знали. Иногда просили подвезти. Автобусы тогда ходили даже до часу ночи. А еще бабушки в садоводствах часто угощали ягодами, овощами, вареньем, черемшой. И сейчас пассажиры не забывают благодарить водителей, — рассказывает Юрий. 

Также мужчина верит в приметы. Так, например, если черная кошка перебежала дорогу, тогда нужно просигналить три раза. Но сейчас, наоборот, если черная кошка пробежит, то это хорошо. 

Юрий Ашмарин

Юрий Ашмарин. Фото: Наталия Раткевич, ИА IrkutskMedia

До сих пор многие пассажиры вспоминают опытного водителя Юрий Ашмарина. Некоторые не знают, что он уже на пенсии. Спрашивают у других сотрудников, как у него дела и просят передать привет. Поэтому отдохнув, мужчина обязательно планирует вернуться на любимую работу.  

За всю историю "Иркутскавтотранса" на предприятии сменилось несколько директоров. По словам Юрия Ашмарина, у каждого были свои задумки по развитию предприятия. Так, при Николае Малышеве началось строительство мойки для автобусов. Хорошим директором был Анатолий Чугаев. При нем никогда не было проблем с запчастями. Если сломалась машина, то ее быстро чинили. Потому что всегда были запасные детали. На данный момент директором предприятия является Алексей Колмаков.

— У него есть хватка. После его прихода все стало еще лучше — подняли зарплату, поступили новые автобусы. Многие водители его хвалят, — отмечает Юрий Ашмарин. 

Коллектив предприятия всегда был сплоченным. Как и прежде сотрудники продолжают общаться с коллегами, даже выйдя на пенсию. Ежегодно в "Иркутскавтотрансе" проводится множество корпоративных мероприятий. Одно из них — конкурс водительского мастерства. В рамках мероприятия шоферы не только состязаются в знаниях правил ПДД, но и проходят различные дистанции на время. Как вспоминает Юрий Ашмарин, раньше водители соревновались даже на длинных "гармошках", но затем перешли на небольшие автобусы. 

Не менее важное событие — День водителя. Обычно сотрудники собирались во Дворце культуры и отмечали большой праздник. Приходили на него не только водители, но и другие работники предприятия. Также периодически автотранспортники играли в футбол. 

Кстати, в "Иркутскавтотрансе" работает целая семейная династия Ашмариных — отец, два его сына, а еще другие родственники. По словам Юрия, его дети — Денис и Артем — маленькими часто бывали на предприятии. Сначала помогали убираться. Затем, когда уже подросли, мужчина разрешал им садиться за руль автобусов и ездить по базе. Спустя годы старший сын — Денис — получил высшее образование в СИПЭУ. Младший — Артем — с отличием окончил техникум. Но оба решили посвятить себя, можно сказать, семейному делу — сейчас они работают водителями в "Иркутскавтотрансе". 

— Я фактически вырос на предприятии. Знал все схемы, как все работает, что нужно делать. Отец приучал меня к этому с детства. В итоге я также решил стать водителем. Работаю в "Иркутскавтотрансе" уже семь лет, — рассказывает Денис Ашмарин. 

1 / 4

Первый рабочий день у мужчины был достаточно напряженным. Он боялся что-то сделать не так и очень переживал. Но в итоге все закончилось хорошо, хоть и было трудно. 

— С тех пор предприятие очень сильно изменилось. Были и плохие, и хорошие моменты. Сейчас все более-менее стабилизируется. Становится лучше — и в денежном плане, и в отношении к работникам, — отмечает Денис Ашмарин. 

Вместе с тем, по словам мужчины, сейчас на предприятии не хватает водителей и техники. Поэтому сотрудники ждут новый транспорт. Несмотря на плотный график — водители работают с раннего утра до позднего вечера — в работе есть и много положительных моментов. Например, общение с пассажирами и обмен позитивной энергией. 

— Я всегда доброжелателен. Говорю: "Пожалуйста". Всем улыбаюсь, и мне отвечают тем же, — говорит Денис Ашмарин. 

1 / 2

Сотрудникам, которые только устраиваются в "Иркутскавтотранс", водители советуют быть ответственными и терпеливыми. Как отмечает Юрий Ашмарин, все маршруты автобусов разные и новички сразу хотят забрать себе маршрут, на котором пассажиропоток всегда стабильный и постоянно есть выручка. Но здесь важно понимать, что все и сразу не получится. Для этого нужно много трудиться. Сначала заработать опыт, авторитет. И с каждым месяцем все будет лучше и лучше. 

— Чем в компании будет больше сотрудников, тем быстрее она сможет развиваться, — резюмировал Денис Ашарин.