Расстановщик автобусов в "Иркутскавтотрансе" Андрей Савиных отметил свой 40-летний юбилей работы на предприятии. За время своей службы он стал свидетелем множества перемен, с которыми сталкивалось учреждение. Это и советские годы, и период перестройки, и сегодняшний день. В интервью для ИА IrkutskMedia Андрей Савиных рассказал о своем профессиональном пути, изменениях на предприятии, взаимодействии с руководством и о том, что означает быть водителем в одной из крупнейших транспортных компаний города.
— Андрей Алексеевич, сколько лет вы работаете в "Иркутскавтотрансе"?
— Уже ровно 40 лет. Я пришел работать на это предприятие в мае 1983 года. Получается, в этом году отметил юбилей своего трудового пути. Мне, как и многим мальчишкам, в детстве всегда нравились автомобили. С удовольствием ездил на автобусах и, наверное, это и повлияло на мой дальнейший выбор профессии. Спустя годы я понимаю, что тогда, будучи совсем молодым парнем, я не ошибся с выбором профессии. В 23 года сразу после армии я закончил курсы и пришел сюда работать. Да так и остался. А пришел я именно в "Иркутскавтотранс" потому что здесь работал муж двоюродной сестры. Он решил похвастаться новым автобусом, который ему выдали. Прокатил он меня с ветерком и с удовольствием. Спрашивает: "Хочешь также?". А я, естественно, с горящими глазами отвечаю: "Хочу". Ну он и говорит, мол, приходи к нам, всему научим, все покажем. Так и начался мой трудовой путь.
— За прошедшие годы у вас не было мысли сменить место работы?
— Нет, ни разу. Вообще, у нас очень хороший и дружный коллектив. Даже когда у меня в 2008 году случился инфаркт и по объективным причинам я больше не мог долго находиться за рулем, предприятие не отвернулось от меня и предоставило возможность продолжить работу, но уже в новой роли. Так я и стал расстановщиком автобусов.
— Андрей Алексеевич, в чем сейчас заключается ваша нынешняя работа ?
— Моя основная задача — следить за порядком и организацией движения автобусов на предприятии. Я отслеживаю, когда прибывают и уезжают автобусы, слежу, чтобы все машины стояли на определенных местах и поддерживаю общий порядок и чистоту на территории парка. Также я помогаю водителям с различными вопросами, связанными с парковкой и расстановкой автобусов.
— А можете вспомнить свой первый рабочий день?
— Думаю, первый рабочий день не сильно отличался от последующих. Сразу после курсов меня, конечно же, никто за руль не пустил и первые полгода я стажировался у опытного водителя. Он обучал меня всем премудростям и тонкостям профессии, а последний месяц находился рядом и следил за тем, как я делаю эту работу. Предприятие старается обучить новичков так хорошо, чтобы они чувствовали себя за рулем максимально уверенно. В общем-то у них это получилось. Первый день без инструктора прошел без сучка без задоринки.
— Расскажите, каким вы увидели "Иркутскавтотранс" в начале своего пути? Что вам больше всего запомнилось и больше всего бросилось в глаза?
— Огромное количество автобусов. Техники было так много, что она не помещалась в боксы и стояла на улице. Почти вся территория предприятия была усеяна автобусами. Сейчас же техники в разы меньше. Это, я считаю, самая существенная перемена, которая произошла с предприятием за эти годы. Сейчас боксы стоят полупустые. Мне грустно на это смотреть. Понятно, что нельзя вечно хранить устаревшие морально и физически автобусы, но хочется, чтобы на их место встали новые и современные модели. Пусть даже не так много, как раньше, но заполнить полностью оба гаражных бокса было бы замечательно и для предприятия, и для города.
— Андрей Алексеевич, расскажите как проходили ваши трудовые будни на маршрутах?
— Весело. Особенно летом в жару, когда колеса "стреляли". Камера нагреется и лопнет. В итоге всех пассажиров высаживаешь, едешь в гараж и кувалдой чинишь. Как все закончишь — можно ехать дальше. Пассажирам бывало, конечно, страшно. Но, благо, случалось это не часто и в большинстве случаев колесо не взрывалось, а лишь тихонько спускало. Кстати, в ДТП из-за этого ни разу не попал. У нас, во-первых, и скорость не та, чтобы переворачиваться. И при обычном спуске вероятность ДТП тоже маленькая была. Хотя один мой коллега как-то все таки "уложил" автобус набок из-за взорвавшегося колеса. Но он тогда по трассе ехал, а там скорость движения всегда выше. Это произошло много лет назад, и, насколько я помню, никто не пострадал.
— Многие говорят, что раньше было лучше. Можно ли так сказать о работе в "Иркутскавтотрансе"? В чем именно было лучше?
— В прежние годы были более устойчивые графики работы для водителей. Работали по четкому расписанию. Кроме того, автобусы были более единообразными и было проще найти запчасти. Сейчас у нас различные модели техники и это создает сложности при ремонте и обслуживании. А ведь автобус — это "лицо" любого водителя предприятия. Каждый шофер старается ухаживать за своим автобусом и старается сделать так, чтобы ремонтировать технику пришлось как можно реже.
— Андрей Алексеевич, во время своей работы вы взаимодействовали с директорами предприятия? Можете ли рассказать о некоторых из них и как их руководство влияло на работу автопарка?
— Я лично не общался с руководством напрямую, так как оно было ответственно за управление предприятием в целом. Но я знаю, что директора играли важную роль в развитии предприятия. Кто-то запомнился смелыми решениями по обновлению парка, повышению заработной платы и другим важным вопросам. Кто-то всеми силами старался удержать предприятие на плаву в непростое перестроечное время. Это колоссальная работа. Водители, которые давно работают на предприятии и помнят, как все было, порой с благодарностью вспоминают руководителей прошлых лет.
— Что-нибудь особенное в вашей работе вам запомнилось? Можете рассказать интересный случай или эпизод, который остался в вашей памяти?
— Когда я работал водителем, я сталкивался с множеством ситуаций, но нет ничего особенного, что можно было бы запомнить. Не было такого, чтобы я как герой фильмов решался сойти с маршрута с целью довезти человека, которому стало плохо, в больницу. Я считаю, что этим должны заниматься специальные службы, а не водитель городского автобуса. Моя работа всегда подразумевала внимание к пассажирам и безопасность на дороге. Я старался выполнять свою работу как можно лучше, чтобы все пассажиры чувствовали себя комфортно.
— Андрей Алексеевич, если не секрет, у вас есть дети? Если да, то идут ли они по вашим профессиональным стопам?
— У меня есть сын, он уже самостоятельный взрослый человек и работает в сфере торговли. Каждый человек выбирает свой путь в жизни, и я уважаю его выбор. Я поддерживал его в принятии решения о выборе профессии и желаю ему успехов в его карьере.
— Как вы себе представляете будущее "Иркутскавтотранса"? Что вы надеетесь увидеть в нем?
— Я надеюсь, что "Иркутскавтотранс" будет развиваться и совершенствоваться, чтобы лучше отвечать на потребности пассажиров. Желаю, чтобы было больше современных и комфортабельных автобусов. Пусть люди передвигаются по городу с удовольствием.