Замешиваю уксус с содой в унитазе и получаю взрыв чистоты. Налет слезает уже на утро
3 декабря, 09:00
Гороскоп на 4 декабря: приятные сюрпризы для Овнов и судьбоносная встреча для Львов
00:00
В Свердловском районе Иркутска частично восстановлено электроснабжение
3 декабря, 21:21
Обзор самых популярных новостей за 3 декабря
3 декабря, 21:00
Объявлен тендер на строительство новой дороги в Нукутском районе
3 декабря, 20:20
Опрос: три четверти россиян учитывают необходимость уплаты налога при открытии вкладов
3 декабря, 20:10
Ваши драники впечатлят самых придирчивых гурманов - справится даже новичок
3 декабря, 20:00
Обрушение лестницы произошло в одном из аварийных домов
3 декабря, 19:35
Пропавшего 22-летнего парня нашли мертвым в Бурятии
3 декабря, 19:18
Суд оставил в силе штраф за нарушение антимонопольного закона в отношении "СПМК-7"
3 декабря, 19:18
ВТБ определил топ-3 актуальных схем инвестиционного мошенничества 
3 декабря, 19:09
Девять новых теплиц установили в иркутском "Горзеленхозе"
3 декабря, 18:48
ВТБ: что может поддержать финансирование крупных проектов
3 декабря, 18:03
Более 2 млн розничных клиентов РНКБ перейдут в ВТБ в 2025 году
3 декабря, 17:47
ВТБ спрогнозировал пик ставок по вкладам
3 декабря, 17:26
В Иркутске при поддержке ЕР пройдут соревнования по многоборью ГТО
3 декабря, 17:14

"Передай инженеру, плохо двигатели подготовлены": авиакатастрофе Ту-154 в Иркутске 30 лет

Тогда, 3 января 1994 года, 115 пассажиров не смогли добраться до Москвы, а погибли вблизи села Мамоны
Кабина пилота Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Кабина пилота
Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia

3 января — годовщина страшной трагедии, которая развернулась под Иркутском 30 лет назад. В ясный январский день самолет авиакомпании "Байкал", выполнявший регулярный рейс по маршруту Иркутск-Москва, рухнул на большой скорости на ферму в районе села Мамоны через 4 минуты после взлета. На борту находились 115 пассажиров и 9 членов экипажа. Все они погибли. Историю того рокового дня публикует ИА IrkutskMedia.

Со старта не заладилось

В процессе запуска двигателей, который длился 16 минут 41 секунду, экипажем было произведено пять неудавшихся запусков второго двигателя. При этом дважды отмечалась самопроизвольная раскрутка турбокомпрессора при наличии отбора воздуха на запуск при ненажатой кнопке запуска, которая прекращалась после выключения отбора. Указанные признаки полностью прекратились после запуска двигателя. 

Вообще экипаж воздушного судна еще до взлета сообщал о неисправности:

— Передай инженеру, который двигатели готовил, что очень плохо подготовлены двигатели, не запускаются. 20 минут три двигателя запускали.

А за минуту до взлёта:

— Опасные обороты! Кнопку нажимаешь — и не гаснет. (бортинженер)
— … [ничего], прогреется — отключится. (КВС)

Короткий полет

Из аэропорта Иркутска самолет вылетел в 11.59 местного времени с ВПП 30. Дальнейший ход событий был восстановлен в результате расследования.

Так отмечалось, что на высоте 4 тысячи метров через 3 минуты 45 секунд после взлета при наборе высоты произошло нелокализованное разрушение воздушного стартера двигателя №2, не отключившегося после запуска двигателя и продолжавшего работать на высоких оборотах (более 40 тысяч об/мин) при открытых кранах отбора воздуха от двигателей. Вращающийся диск вышедшей из строя турбины попал в зону двигателя, повредил воздушные, топливные и масляные магистрали двигателя №2, а также элементы гидросистем, пробил обшивку заднего кожуха камеры сгорания. Всё это привело к остановке двигателя, где начался сильный пожар. 

Обнаружив срабатывание сигнализации о пожаре в двигателе, экипаж выключил двигатель №2 и применил все очереди системы пожаротушения.

Эти действия не привели к ликвидации пожара, поэтому КВС принял решение вернуться на аэродром вылета. Однако произошел полный отказ бустерного управления самолетом из-за разгерметизации проложенных в отсеке двигателя №2 магистралей всех трех гидросистем. Последние минуты разговоров экипажа и диспетчера сохранились на бортовых самописцах (портал Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России). 

Диспетчер: 656-й! Пожар какого двигателя?

Командир: Пожар второго двигателя! И правого...

Бортинженер: Давление в первой гидросистеме упало!..

Второй пилот: Выпускаем шасси!..

Командир: Шасси не выпускается ни ...[ничего]. Да не выпускается же! От второй гидросистемы давай!

Бортинженер: Да нету же давления!

Второй пилот: У нас упало давление в обеих гидросистемах!

Диспетчер: 656-й, понял! Удаление где ваше?

Штурман: 400 метров.

Командир: Ребята, не управляется! Самолет не управляется!

Диспетчер: Ниже глиссады идете! (Сработала аварийная сирена.) Работайте с посадкой!

Конец записи.

В 12.08 самолет столкнулся с землей и со зданием животноводческой фермы в селе Мамоны в 15 км северо-восточнее аэропорта, полностью разрушился и частично сгорел. Все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли, также погиб и рабочий сельхозпредприятия. Приборная скорость при столкновении с землей составляла 510 км/ч, вертикальная — 2-4 м/с, присутствовал небольшой крен вправо. Разброс обломков достигал 400 метров в длину. Было разрушено здание фермы. Несколько десятков голов крупного рогатого скота погибли. 

Память

В память об этом трагическом событии установлен мемориальный крест и памятная доска с именами тех, кто был на борту и погиб на земле. Ежегодно 3 января к месту трагедии приезжают люди — родные и близкие погибших. Неподалеку продолжается строительство храма во имя святого Софрония Иркутского. Возвести храм предложил бизнесмен Владимир Горбатов, который должен был лететь тем роковым рейсом, но забыл паспорт и не попал на борт.

826376.jpgДекабрьская трагедия. Как рухнул на жилые дома Ан-124 "Руслан" в Иркутске

Страшная авиакатастрофа унесла жизни 72 человек (ВИДЕО)

130192
14
47