Попрощалась с вонью: просто закинула шарики в мусорное ведро и неделю не вспоминала
09:00
Приангарье ухудшило свои позиции в рейтинге регионов по уровню преступности
16:51
Почти 20 кг запрещенных продуктов пытались ввести в Иркутскую область из-за рубежа
16:44
"Единая Россия" оптимизировала партпроекты
16:25
Туристка из Ангарска исписала мрамор в знаменитом карьере на Байкале
16:22
Мальчик Анатолий стал 85-тысячным новорожденным в Иркутском перинатальном центре
16:18
В Приангарье увеличился размер детских выплат, зависящих от прожиточного минимума
16:13
Лишь люди из СССР отвечают за 1 минуту на 9/9, а вы сможете? — ТЕСТ
16:00
Попавшая в ДТП жительница Иркутска отсудила более полумиллиона у администрации
15:57
15 лет колонии получил организатор нападения на инкассатора в Иркутске
15:49
В Улан-Удэ оформлена первая в регионе СберКарта Ветерана
15:47
Теперь пуш-уведомления от Сбера можно сделать менее формальными
15:27
Ветераны боевых действий могут получить электронное удостоверение — СберКарту Ветерана
15:21
Предприятие-призрак производило икру в жилом доме в Ангарске
15:06
Взрослый и ребенок пострадали в лобовом столкновении авто в Усольском районе
14:50
16 жителей Иркутской области лишились 15,5 млн рублей из-за мошенников
14:15

Чисто конкурсные дела. Выборы мэра Иркутска могут пройти в референдумном ключе

Политические аналитики и политологи оценили политические амбиции местных элит и позицию региональных властей с АП
Чисто конкурсные дела. Выборы мэра Иркутска могут пройти в референдумном ключе ИА IrkutskMedia
Чисто конкурсные дела. Выборы мэра Иркутска могут пройти в референдумном ключе
Фото: ИА IrkutskMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Регулируемые выборы и их прогнозируемый характер — розовая мечта и цель любого политика и политтехнолога. Грядущей весной Иркутск ожидают выборы нового главы города. Поскольку избрание мэра пройдёт по конкурсной модели, оформленной ещё в 2019 году, то прямого участия в голосовании за кандидата со стороны жителей столицы Приангарья не будет. Как собственно и обязательств перед последними. Вообще с момента отмены прямых выборов прошло уже 10 лет, и хотя за этот относительно небольшой временной период действующая модель успела устояться, вопрос об их возвращении поднимался не раз. Ряд законодателей даже пытались внести соответствующие инициативы, которые разбивались о непреклонные сердца "счастливых людей Иркутска" в облпарламенте.

Что касается первого опыта для Иркутска по отбору кандидатов в мэры городской комиссией, то выбранному таким способом Руслану Болотову пришлось столкнуться с двумя крупными вызовами для страны и города — это пандемия и спецоперация. За 5 лет успела поменяться как экономическая, так и политическая обстановка не только в стране, но и в городе. Дрязги и риторика прошлых лет сошли на нет и уже пылятся на полке иркутской истории. Идеальная ли обстановка для комфортного избрания кандидата, успокоены ли амбиции местных элит, насколько прогнозируемый сценарий выборов мэра в Иркутске (братские события осени прошлого года видятся многим) — ответы на эти вопросы корр. ИА IrkutskMedia искал в разговоре с политическими экспертами и аналитиками.

Прямых выборов не будет. Электорат не нужен

По решению депутатов Заксобрания региона прямые выборы отменены в Иркутске еще в феврале 2015 года. Изначально градоначальника избирали депутаты из своего состава. Так мэром стал Дмитрий Бердников, который запомнился и иркутянам, и своим заклятым политическим партнерам. На фоне такой яркой турбулентности в 2019 году Заксобрание одобрило изменение формы избрания мэра города на текущую модель — избрание градоначальника конкурсной комиссией из числа депутатов гордумы. Исходя из действующих правил отбора, кандидаты должны были подготовить комплексную программу по развитию областного центра, защитить её перед комиссией и ответить на ряд вопросов. Попытки вернуть прямые выборы в Иркутске предпринимались несколько раз. Были яркие сессии, громкие заявления и митинги, однако это не возымело каких-то реальных изменений.

Руководитель штаба по наблюдению за выборами и политконсультант Владислав Шиндяев считает, что действующая на протяжении нескольких лет модель непрямых выборов является оптимальной с учетом опыта предыдущих лет, когда город прошел через множество серьезных перипетий, связанных с избранием градоначальниками людей, не имеющих соответствующего необходимого опыта управления муниципалитетом.

— Когда в Иркутске в отчетах мэров вместо серьезных экономических показателей и результатов работы по конкретным проектам мы начали видеть лишь красивые картинки и видеоролики, которые нам показывали для отвода глаз, то стало очевидно, что дальше пускать ситуацию на самотек и выбирать мэром случайного человека, который просто понравится, оказалось очень опасно и непредсказуемо.Тогда решением законодателя были определены выборы на основе конкурсной комиссии, предполагающей возможность устанавливать четкие социально-профессиональные критерии для кандидатов в мэры, одним из которых стало наличие опыта работы в данной сфере, — отмечает Шиндяев.

По его словам, создание данной структуры позволило Иркутску получить в качестве градоначальника человека, имеющего опыт работы на муниципальном и региональном уровне, в правительстве Иркутской области и обладающего необходимыми компетенциями и знаниями для выстраивания профессионального управления муниципальным центром.

Политолог Сергей Шмидт подчеркнул, что ожидать возвращения прямых выборов мэра Иркутска не стоит, ведь времени на то, чтобы осуществить изменения, остается мало, и если изменения все же произойдут, то это станет чем-то из разряда чуда.

— Серьезной политической борьбы за возвращение прямых выборов мэра я не вижу последние несколько лет. Иногда об этом упоминается, но это что-то вроде правила хорошего тона для отдельных политических лиц, не более того. Единственный вариант, который мне представляется возможным  — это если кто-то из влиятельных политических консультантов действующего губернатора, опираясь на данные качественных социологических опросов, даст совет главе региона выступить с инициативой возвращения прямых выборов мэра, чтобы эффектнее выглядеть на губернаторской кампании", — рассказал Шмидт.

По мнению эксперта, такой исход является почти что фантастикой, особенно на фоне наметившегося в стране тренда по устранению последних прямых выборов в областных центрах, как это произошло в Якутии. Также Шмидт усомнился, что подобный ход даст кому-то определенные очки. 

По словам генерального директора коммуникационного агентства Actor Дмитрия Еловского, уже через год прямые выборы мэров городов могут исчезнуть совсем. В настоящее время осталось всего четыре города, в которых подобная практика сохраняется. При этом непрямая модель выборов зарекомендовала себя в качестве основной на сегодняшний день, а альтернативной пока не предвидится. Кроме того, по мнению эксперта, большая часть местного самоуправления превратилась в атавизм.

— В скором времени, скорее всего, примут федеральный закон по МСУ, из которого исключат поселенческий уровень управления. Я думаю, что это произойдет в течение 10 лет. Останется только муниципальный и городской уровни местного самоуправления с сильно сокращенными полномочиями. Фактически мэры станут некими руководителями отделов по управлению городским имуществом. Это общий тренд — местное самоуправление, как идея, не прижилось и полноценно не заработало, поэтому от этой модели в скором времени постепенно отойдут, — отметил Еловский. Он также добавил, что менять устоявшуюся в Иркутске модель выборов нет смысла, поскольку она работает эффективно и показывает себя соответствующе.

Руководитель "Политической экспертной группы" Константин Калачев не поддерживает идею выборов мэра, проводимых при участии конкурсной комиссии, называя их имитацией. При этом он выступает за упрощение этого процесса, предлагая либо наделить губернатора правом напрямую назначать мэра, либо вернуть право избирать градоначальника горожанам.

— Главный вопрос при назначении нового мэра — кто несет ответственность за этого человека: губернатор или какая-то непонятная конкурсная комиссия. Готов ли губернатор отвечать за все хорошее и плохое, разделить ответственность с мэром, и в каких ситуациях он будет превращать главу города в громоотвод, занимаяь переводом стрелок. В этом смысле, на мой взгляд, необходимо возвращать прямые выборы мэра, либо делать прямое назначение губернатором мэра без всяких конкурсных комиссий, — рассказывает Калачев.

По мнению профессора Сергея Шишкина, существующая в Иркутске модель выборов должна сохраниться, а последняя версия устава города не подвергается сомнению. Несмотря на угрозы, пришедшиеся на срок Руслана Болотова, действующему мэру удалось консолидировать все ветви власти, находящиеся в городе.

— На время управления городом со стороны Руслана Болотова пришлась сложная угроза медицинского характера — пандемия COVID-19, а также СВО, ставящая особым режимом напряжения мобилизации внутригородских ресурсов. Поэтому действующая модель выборов в принципе прошла проверку временем, ведь нам удалось обеспечить единство действия всех ветвей городских властей — и представительной, и контрольной, и исполнительно-распорядительной. Все работали в едином ключе, — рассказал Шишкин.

Отголоски братского сценария

Помня исход братских выборов, у некоторых политических фигур может возникнуть желание этот опыт на территории Иркутска за счет выдвижения своих кандидатов на политическую арену. Такой вариант развития событий мог вполне осуществиться, если бы не сдерживающие факторы, на которые указывает ряд экспертов.

По мнению Сергея Шмидта, пока продолжается специальная военная операция, никто не станет устраивать "политическую войнушку", ведь это идет вразрез с трендом на абсолютную консолидацию власти. Даже фигура Евгения Стекачева, находящаяся в пуле системных и лояльных для властей региона, маловероятно окажется в списке кандидатов. Такой же позиции придерживается Константин Калачев, отметив, что в текущих условиях, когда во главу угла вновь оказалась поставлена "стабильность", все заинтересованы в том, чтобы "зацементировать" ситуацию в регионах.

— Мы  не должны забывать о том, что произошло в Братске, где развернулась настоящая политическая конкуренция и политическая войнушка в разгар специальной военной операции, когда тренд на консолидацию однозначный. Пока мы констатируем, что этот эпизод, видимо, был обусловлен влиянием сенатора Чернышова на федеральном уровне. Я думаю, что если бы этого влияния не было, то и эпизод такой не возник. Его следует считать исключительным случаем. Может, он кого-то и вдохновляет, но едва ли у этих людей есть необходимые ресурсы, чтобы что-то такое провернуть, — отметил Сергей Шмидит, добавив, что не верит в появление подобных амбиций у председателя думы Иркутска Евгения Стекачева. 

Даже если у депутатов или спикера представительного органа власти возникнут на этот счет какие-то идеи, принятие подобных решений находится вне их возможностей, уверен Еловский.

— Решения относительно главы административного центра находится в зоне ответственности, разделенной между губернатором и администрацией президента, то есть это даже не на региональном уровне, а федеральном. Губернатору придется согласовывать этот вопрос, и вряд ли он будет согласовывать спикера думы Евгения Стекачева (прим. ред. — на пост мэра), —  рассказал Еловский.

Его позиция совпадает с мнением Владислава Шиндяева, который считает, что выдвижение Стекачева в качестве кандидата в мэры Иркутска зависит от того, нужно ли ему это. На этот счет эксперт дает отрицательный ответ.

— Я во все это не верю. Если сравнивать с точки зрения социального капитала и профессионального потенциала, то мы понимаем, что за плечами Руслана Николаевича достаточно большой опыт работы не только по управлению муниципалитетом, но и наработанные компетенции по выстраиванию профессионального диалога с региональной законодательной властью, а также правительством Иркутской области. Очень важным фактором будет являться и то, кого поддержит руководитель региона, — отмечает Шиндяев.

При этом, как подчеркнул политолог Юрий Пронин, председатель думы Иркутска является совершенно системным игроком и от него не стоит ожидать подобных сюрпризов.

— Вся его карьера состоит из согласованности таких решений. Я не исключаю, что у него есть определенные мысли на этот счет, но они будут обсуждаться в закрытом режиме и порядке консультаций, и стороны, безусловно, придут к соглашению. Даже если Стекачев остался чем-то крайне недоволен, он однозначно не пойдет фрондировать. За такие дела Стекачева могут снять по щелчку пальцев, — сообщил Пронин.

Сергей Шишкин не отрицает появление альтернативных кандидатов в целом, хотя подчеркивает, что реальных альтернатив среди них ожидать не стоит. По мнению эксперта, выборы скорее будут носить референдумный характер.

Даже группа политиков, связанных с фамилией строителей Красноштановых, несмотря на неприятие Болотова, воздержится от окаазния активного противодействия на предстоящих выборов.

— Я думаю, что они (прим. ред. — Красноштановы) будут смотреть по ситуации, потому что шансов на прохождение их кандидата в общем нет. Не факт, что им стоит обострять и без того напряженный конфликт с мэром. Даже если посмотреть на поведение депутата Усова, бывшего вице-спикера городской думы, то он дает дозированную критику, он все-таки голосовал за нынешнего председателя думы при его избрании в новом созыве. Остальные депутаты, связанные с Красноштановыми — Кузнецова и Шеломенцев — ведут себя почти лояльно публично. Я уверен, что для группы Красноштановых Болотов не лучший вариант мэра, но поднимать какой-то шум вообще невыгодно, ведь им могут ещё сильнее по шапке ударить, — рассказал Пронин.

Протеже серого дома

В преддверии предстоящих выборов внимание экспертов оказывается приковано к взаимодействию между Игорем Кобзевым и Русланом Болотовым, ведь одним из мерил качества работы мэра является отношение к ней губернатора Иркутской области. Как отмечает Сергей Шмидт, во всех публичных высказываниях главы региона не содержится ничего критического в адрес действующего мэра, поэтому Игорь Кобзев может рассматривать Руслана Болотова как собственного кандидата в мэры.

— Разумеется, жизнь устроена таким образом, что некоторые сложности в отношениях Болотова и Кобзева могли накопиться, но они никогда ничего не выносили на публику, тем самым соблюдая все нормы политического этикета. Я хочу подчеркнуть — любой внимательный зритель иркутского телевидения мог обращать внимание, что при комментариях Руслана Николаевича о достижениях в его работе обязательно упоминается губернатор Кобзев, — рассказал Шмидт.

Владислав Шиндяев отмечает, что в настоящее время найти альтернативного кандидата в мэры непросто, ведь на уровне муниципалитетов наблюдается достаточно серьезный кадровый голод среди людей, которые бы обладали необходимыми профессиональными компетенциями. Однако когда речь заходит о выборах глав муниципалитетов, то важны не только профессиональные качества кандидата, но и социальные, особенно после введения новых губернаторских KPI, которые непосредственно распространятся на глав муниципалитетов в рамках муниципальной реформы.

— В данном случае мы видим работу Руслана Болотова не только в профессиональной сфере и решении вопросов, где он не побоялся реализовать очень сложные проекты в Иркутске. С момента его прихода к власти в 2020 году в городе выполнен ремонт Ушаковского моста, очистных сооружений, котельных, продвигается строительство теплового луча. Руслан Болотов постоянно участвует в различных общественных мероприятиях, следовательно, мы также видим его социальную ориентированность, активность и диалог с различными общественными структурами. Среди других политических лидеров и фигур в городе такой социальной и политической активности на постоянной основе никто не проявляет, — подчеркнул Шиндяев.

Помимо работы мэра, Руслан Болотов занимает ряд важных должностей, что говорит о его статусности и признании на федеральном уровне.

— Во-первых, Руслан Болотов является председателем ассоциации АСДГ (прим. ред. — Ассоциация сибирских и дальневосточных городов), при этом далеко не все мэры Иркутска занимали такую позицию, что говорит об определенном признании и дани его бэкграунду. Кроме того, он является мэром уже второго города, ранее он руководил Шелеховом. Немаловажно его отношение к Иркутску в этой большой группе сибирских и дальневосточных городов. Также Руслан Болотов входит в совет при президенте по местному самоуправлению, — рассказал Шишкин.

По его словам, мэр находится в фокусе внимания аппарата президента, что придает дополниительнуцю серьезность его фигуре. Эксперт добавил, что между Игорем Кобзевым и Русланом Болотовым выстроились достаточно ровные отношения.

— Выскажу общее соображение на основе собственных наблюдений — я не думаю, что у Игоря Ивановича есть идиосинкразия к Руслану Николаевичу. Во всяком случае чувство конкурентности между мэром столичного города и губернатором не возникает, а раньше было по-другому. Так что Руслану Николаевичу удалось и с думой отношения выровнять, и с областными властями, и с председателем правительства, и с парламентом тоже, — сообщил Шишкин.

Калачев также отмечает, что несмотря на большое количество внешних и внутренних игроков в Иркутской области, на сегодняшний день в стабилизировавшихся условиях выборы должны пройти без сюрпризов, чтобы продемонстрировать полную управляемость в регионе и устойчивую вертикаль власти. Конкурсная комиссия должна поддержать определенного губернатором кандидата.

— Для Игоря Кобзева важно, чтобы все заинтересованные лица в Москве видели полную управляемость в Иркутской области, в том числе в вопросе "выбора" главы города. Конечно, Россия — большая и многообразная страна, в которой местами сохраняются внутренние конфликты, а где-то даже усиливаются. Например, в Вологодской области вспыхнул конфликт нового губернатора и владельцев системообразующих компаний на территории. Но Иркутская область в свою очередь делала все для того, чтобы выйти из списка конфликтных регионов, — рассказал Калачев.

По мнению Еловского, вопрос выдвижения Болотова на второй срок зависит от того, устраивает ли он Игоря Кобзева и удовлетворен ли сам текущей должностью.

— Если Руслана Болотова, как и Игоря Кобзева, все устраивает, он понимает, что сейчас лучше не дергаться, то в целом нет никакой необходимости что-либо менять. Да, у него есть проблемы с городским хозяйством — люди жалуются и на дороги, и на работу коммунальных служб, но жалуются да жалуются. Для того система и введена такая, чтобы на прямые выборы не ходить, а мнение людей было в меньшей степени определяющим, — отмечает Еловский.

В целом почти идеальная ситуация для провластного кандидата, который устраивает основных политических акторов в Иркутске, что создает крайне управляемую ситуацию на выборах и в то же время не даёт критических обязательств перед жителями. Эксперты фактически говорят, что формат голосования за будущего мэра будет носить референдный характер, а значит изначальных выборных, волеизъявленческих механизмов в жизни горожан остаётся немного. Поэтому стоит надеяться исключительно на компетентность, профессионализм и квфалификацию уважаемых членов конкурсной комиссии.

231596
14
51