UlanMedia, 19 ноября. В Бурятии резко возросло число агрессивных инцидентов в школах — от грубых оскорблений до вооружённых нападений. За последние годы зафиксированы драки с травмами, случаи физического насилия в отношении педагогов и даже попытка убийства. Власти инициировали проверки, однако эксперты указывают на глубинный системный кризис: подростки всё меньше уважают учителей, социальные сети превращают школьные конфликты в публичное шоу, а существующие системы диагностики и профилактики не справляются с ситуацией.
Яркий пример — недавний инцидент в школе №49 Улан-Удэ: во время урока русского языка ученик устроил учителю матерный монолог, в ходе которого оскорбил её, назвав, в частности, "овцой" и использовав нецензурную лексику. Педагог не стала вступать в конфронтацию, лишь спокойно заметив: "Таким поведением ты сам себя дискредитируешь". После этого подросток собрал вещи и покинул класс. Запись происшествия быстро распространилась в соцсетях и стала вирусной.
Это не единичный случай. В октябре 2025 года в Посельской школе восьмиклассник в раздевалке напал на учителя физики: на видео видно, как он бьёт его по затылку и пытается задушить. У педагога — сотрясение мозга, у подростка — перелом кисти.
"Учитель говорит: ученик стрелял из водяного пистолета в лицо. Ученики рассказывают: учитель дал подзатыльник за игру на уроке", — приводятся разные версии конфликта. Позже подросток извинился, ему назначили наставника — участника СВО Владимира Раднаева. Общественный совет Минобразования отметил: "Здесь была травля этого учителя, буллинг. Физическое насилие — это страшно. Но здесь было и систематическое унижение педагога".
Ещё серьёзнее — инцидент в школе №5 в 2018 году: девятиклассник пришёл с топором, ножом и зажигательной смесью, напал на семиклассников и учительницу, поджёг школу. Семь человек, включая нападавшего, попали в больницу. Причиной назвали "двойку по русскому", лишившую его допуска к экзаменам. При этом за несколько недель до ЧП школьный психолог признал его "абсолютно нормальным".
Агрессивные инциденты происходят регулярно: мат и оскорбления — 2–3 раза в неделю в каждой школе, драки между детьми — раз в месяц, конфликты "ученик против учителя" — реже, но с тяжёлыми последствиями. Вооружённые нападения пока единичны, но их последствия катастрофичны.
Официальные лица реагируют стандартно. Глава комитета по образованию Улан-Удэ Анна Батурина заявила: "Мы начали проверку по установлению фактов и причин. Ситуацию рассмотрит конфликтная комиссия и Совет профилактики". Уполномоченный по правам ребёнка Вероника Штыкина подчёркивает: "Применение физической силы в образовательном процессе недопустимо при любых обстоятельствах". Глава Бурятии Алексей Цыденов отметил: "Физическое насилие недопустимо, даже если спровоцировано".
На уровне республики запущены проверки, создаётся родительский комитет, развивается наставничество, в школах работают конфликтные комиссии и службы медиации. Но, как отмечают наблюдатели, "на бумаге выглядит солидно, но меняется ли что-то в коридорах?"
Эксперты предлагают третий путь: восстановить авторитет учителя не через страх, а через уважение; развивать систему "значимого взрослого"; проводить раннюю диагностику агрессии; работать не только с детьми, но и с родителями; ограничить публикацию конфликтных видео в СМИ.
Падение авторитета учителя среди школьников наблюдается и в Иркутской области. Подтверждением этому являются едва не ежегодные открытые и порой агрессивные конфликты между учащимися и педагогами. Так, в 2021 году в одной из школ Ленинского района Иркутска полиция разбиралась в конфликте между учителем и учеником. Видеозапись с недопониманием сторон опубликовали в соцсетях. Правоохранители по данному факту проводили проверку. Сразу несколько подобных случаев произошли в Приангарье в 2024 году. Конфликт между педагогом и учеником привлек внимание полицейских в Братске. Тогда правоохранители также разбирались в случившемся. В Баяндаевском районе школьник, состоявший на учете в ПДН, набросился на учителя в стенах образовательного учреждения. Отмечалось, что несовершеннолетний характеризовался как проблемный ребенок.
В рукоприкладство перерос конфликт между учащимся и учителем в одной из школ Усолья-Сибирского. Известно, что школьник сначала вступил в потасовку с одноклассником, после чего ударил в лицо преподавательницу, которая пыталась разрешить конфликт. После ситуация в усольской школе привлекла внимание Следком РФ. Глава ведомства Александр Бастрыкин потребовал возбудить уголовное дело по факту случившегося.