Модернизацию Транссибирской магистрали на средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ) провести невозможно. Об этом правительству и ведомствам сообщила сама компания "Российские железные дороги". Модернизация Транссиба - неокупаемый проект, а средства ФНБ инвестируются только на возвратной основе. Деньги ФНБ в неокупаемый проект вложить нельзя, нужно бюджетное финансирование, но в проекте бюджета на 2014-2016 годы эти деньги не предусмотрены, сообщают "Ведомости".
РЖД предложила внести обещанные правительством 260 млрд рублей на развитие Транссиба и БАМа в уставный капитал через допэмиссию, а в правительстве рассматривается возможность оплаты допэмиссии как за счет средств ФНБ, так и из бюджета. Окончательного решения нет. Также не идет речь и о выделении из ФНБ средств на БАМ. Если средства ФНБ будут инвестированы в капитал РЖД, встанет вопрос, как они будут возвращаться и кто будет акционером РЖД.
По словам Владимира Савчука из Института проблем естественных монополий, БАМ и Транссиб действительно неокупаемы. Основной груз там - уголь, а тарифы на его перевозку составляют всего 0,18 рубля за тонно-километр. Затраты РЖД в этом случае - 0,37 рубля за тонно-километр.
"Единственный вариант возврата средств ФНБ - повышение тарифа, но на это не согласятся грузоотправители, транспортные издержки которых резко вырастут. И Путин в июне ограничил повышение тарифов монополий уровнем инфляции", - говорит Савчук.
Напомним, ранее РИА IrkutskMedia сообщало, что надземный путепровод через Транссиб появится на месте проблемного железнодорожного переезда в Слюдянском районе в 2014 году. Движение поездов на этом участке очень напряженное. Стоимость работ по строительтво путепровода составляет около 1,3 млрд рублей.