Бархатцы на ваших грядках уже через пару недель после посева - не миф
24 апреля, 11:00
Гороскоп на 25 апреля: Скорионам не срываться, Козерогам проявлять отзывчивость
00:00
Более 200 мероприятий в честь Дня Победы пройдет в Иркутске
24 апреля, 22:13
Лучшие школьники Приангарья впервые заступили на пост у Вечного огня в Иркутске
24 апреля, 21:25
Обзор самых популярных новостей за 24 апреля
24 апреля, 21:00
Ретроградный Плутон и Юпитер в Близнецах: 7 самых опасных дней в мае
24 апреля, 20:00
Депутаты нашли решение собачьего вопроса
24 апреля, 19:37
Электронная очередь в пунктах пропуска через госграницу РФ: разбираем принципы работы
24 апреля, 19:28
Новые подходы к профориентации выработали при поддержке трека "Моя наставница"
24 апреля, 19:00
Блогер и певец Дава сделал шокирующее признание
24 апреля, 18:45
Электроэнергию частично отключат в Иркутском и Шелеховском районах 25 апреля
24 апреля, 18:35
Депутаты ЗС Иркутской области и Хурала Улан-Батора намерены реализовать совместные проекты
24 апреля, 18:30
Пенсионерка отравилась угарным газом на пожаре в многоквартирном доме в Ангарске
24 апреля, 18:25
В Иркутске и Маркова ограничат электроснабжение 25 апреля
24 апреля, 18:05
В Приангарье родился котенок-мутант с двумя головами
24 апреля, 18:00
46-летняя женщина получила ожоги в попытке потушить горящий дом в Усолье
24 апреля, 17:44
Электронная очередь в пунктах пропуска через госграницу РФ: разбираем принципы работы 24 апреля, 19:28
Депутаты ЗС Иркутской области и Хурала Улан-Батора намерены реализовать совместные проекты 24 апреля, 18:30
В Иркутской области автомобили Toyota чаще всего страховали в начале 2024 года 24 апреля, 17:30
Сын сенатора Сергея Брилки намерен стать депутатом думы Иркутска 24 апреля, 12:55
Детскую поликлинику №5 в Иркутске построят по народной программе ЕР 23 апреля, 19:25
Опрос ВТБ: 70% сибиряков пользуются системой быстрых платежей для переводов 23 апреля, 17:38
Возможности Kandinsky 3.1 стали доступны всем пользователям 23 апреля, 16:56
Книгу для начинающих руководителей презентовала топ-менеджер Сбера 23 апреля, 16:15
В думе рассмотрели 16 вопросов на комиссии по собственности и экономической политике 23 апреля, 13:59
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10% 23 апреля, 13:47
Жители Приангарья обратились в контакт-центр "Иркутскэнергосбыта" более 560 тысяч раз 23 апреля, 13:29
Клиенты ПСБ в Иркутске смогут вернуть проценты по потребительским кредитам 23 апреля, 12:25
Игорь Рыморенко покинул пост министра цифрового развития Иркутской области 22 апреля, 21:21
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года 22 апреля, 19:53
Портфель рублевых пассивов ВТБ превысил 7 трлн 22 апреля, 18:04

Быстро, качественно и недорого: купольные дома как новые идеи строительства в Иркутске

Директор ООО «Тамга» Максим Евдокимов уверен, что подобная недвижимость позволит многим людям создать дом под себя, без лишних затрат
18 декабря 2017, 10:00 Бизнес Секреты бизнеса
Директор ООО "Тамга" Максим Евдокимов Из личного архива
Директор ООО "Тамга" Максим Евдокимов
Фото: Из личного архива

Строительный рынок открывает свои двери для новых проектов, новых идей и нестандартных решений. Привычные для нас многоэтажные дома и различного рода коттеджи в скором времени пополнятся новой формой – купольными домами. Директор ООО "Тамга" Максим Евдокимов рассказал в интервью корр. ИА IrkutskMedia, что идея создания такого жилья состоит в том, чтобы человек не выбирал между ценой и качеством, а мог получить свой дом быстро, качественно и по доступной цене. Бизнесмен отметил, что современные материалы, в частности геополимербетон, позволяют создавать готовое жилье за месяц, при этом экономя значительные средства при строительстве.

— Максим Владимирович, прошедший в мае текущего года "Байкал Business Форум" "Точки роста. Матрица развития" предоставил возможность многим проектам заявить о себе и привлечь внимание инвесторов. Тогда вы впервые рассказывали о новых подходах в строительстве – купольных домах. Бизнес интересный, а тема строительства для региона и России очень актуальна. Как вы оцениваете ситуацию в сфере строительства в регионе? Какие проблемы или ограничения, по вашему мнению, существуют на этом рынке?

— В строительстве всегда есть дилемма, которая заключается в том, что человек хочет жить в больших комфортабельных домах, но у него недостаточно для этого денег. Помните – "Хочу построить большой дом, но нет возможности"? Сейчас в нашем регионе в области строительства основная проблема состоит в том, что у народа недостаточно средств. На сегодняшний момент мы продолжаем строить многоэтажные дома повсеместно. Маленькие квартиры люди покупают в связи с тем, что маленькое жилье доступно. Очень мало сделок сейчас проходит с загородным жильем, потому что те, кто мог это себе позволить, уже построили. А те, у кого не хватает денег на жилье в городе, в многоэтажке, строят утепленные домики на дачах. Эти домики можно увидеть, если мы поедем в Мельничную падь.

— Что сейчас в происходит в России, в частности, в Иркутске в сфере строительства?

— Сейчас переезд жителей из города в пригород откладывается, поскольку нет дешевого качественного жилья, а строительство нового занимает продолжительное время и это дороже. Как правило, строители предлагают один из двух вариантов. Или дорого и долго, или брус и дешево. Вот в такой дилемме сейчас находится человек, желающий улучшить жилищные условия. Иногда люди покупают бревенчатый дом за 1,5 млн рублей, потом еще 1,5 млн рублей в него вкладывают. Это получается тоже не дешево. Идея заключалась в том, чтобы выйти на рынок и предложить рынку решение, которое позволяет делать быстро, дешево и качественно, а также технологически реализуемо.

— В каком году вы пришли в сферу строительства? С чего начинали?

— В 2007 году я стал руководителем строительных проектов в Серебряном Бору в Москве. За несколько лет мы построили порядка 250 коттеджей. До этого я работал проектным менеджером в строительстве электростанций. Но заняться подобным нынешнему проекту решил пару лет назад. В 2014-2015 участвовал в совместном проекте Apis Cor. Это первый строительный 3D-принтер, который собрали в Иркутске. Сейчас эта команда разработчиков в Москве. Я проработал в этой компанией какое-то время, затем решил заняться собственным строительным проектом, в основе которого лежит технология геополимербетона. Именно его я демонстрировал на ББФ-17, где образец данного материала пытались гнуть, сломать. Он на самом деле высокопрочный материал, гнуть его так бессмысленно. По данным идущей у нас сейчас экспертизы он в два раза прочнее, чем обыкновенный строительный бетон, который применяется на возведении монолитов в Иркутске.

— Расскажите подробнее о преимуществах геополимербетона?

— Его фишка заключается в том, что он делается из отходов промышленности, чего у нас в избытке, при этом экологически чистый и более дешевый. Так как он состоит из дешевых отходов, то его нерентабельно возить издалека, а нужно использовать на месте "производства". Сейчас мы как раз занимаемся тем, что из отходов местных предприятий формируем геополимербетон иркутского производства. После этого перед нами встал вопрос об интересном решении строительства дома. После анализа и смоделированных схем мы пришли к тому, что идеальным решением "быстро, качественно и недорого" является купольный дом.

Здесь также есть свое преимущество относительно прямоугольного дома – это высвобождаемое полезное пространство. Сделав расчеты, мы выяснили, что в куполе при такой же высоте потолков и той же площади по полу, как в обычном здании, нужно примерно на 30-33% меньше строительных материалов. Экономия средств за счет формы. Немаловажным является и свобода планировки купольного дома, в котором каркас держит сам себя, и нет ни каких несущих стен внутри помещения.

— Разграничить пространство может каждый потребитель под себя?

— Конечно. Ведь кому-то нужна большая детская, кому-то второй этаж как мини-стадион, зимний сад и прочее. Это означает, что с точки зрения потребительских качеств, купольный дом интереснее для потребителя. В проекте у нас предполагается, что стены комнат так же будут изготавливаться на фабрике. Есть два варианта стены – гладкая и в виде ниш с полками. Т.е. гладкую стену можно сразу красить, а там, где стена с полками, можно ставить ролики и сразу получать готовые шкафы. Это значительно удешевляет траты покупателя на мебель. Вернемся к дереву. Знаете, у нас парадокс в Иркутской области со строительством малоэтажного жилья из дерева. Он заключается в том, что самый распространенный строительный материал, из которого мы строим – дерево, уходит на экспорт. По факту на строительном рынке для потребителя представлено то дерево, которое не ушло заграницу, и, как правило, низкого качества. В итоге получается, что мы живем в лесном регионе, а дома из хорошего бруса редко можем построить.

Еще одно преимущество проекта купольных домов – это стандартизация элементов. То есть, построив технологическую линию, мы можем делать составные элементы в поточном виде. У него есть еще одно преимущество – скорость оборачиваемости формы. Например, обычный бетон, который применяется повсеместно, проходит весьма длительный период так называемого "выпаривания", термовлажностной обработки, там высокие энергетические затраты, плюс тяжелая техника нужна и так далее. У нашего материала преимущество в том, что мы залили нужную форму и через три часа уже можем получить половину от максимальной прочности изделия! Вытащили деталь – и залили по новой. Таким образом, и сама деталь дешевле получается, и оборачиваемость форм растет, что в конечном итоге и делает детали дома и сам дом, дешевле, чем аналоги из стандартного бетона.

— То есть именно этот материал позволяет создавать купольные дома? Вопрос теплоизоляции в таких домах решен?

— Да, здесь тоже все просто. У нас есть силовой купол из геополимербетона и купол-утеплитель из пенобетона, опирающийся на прочный геополимербетон. Толщина слоя пенобетона – 50 см. Вполне достаточно для условий Восточной Сибири. Проблемы потери тепла не будет, стены из геополимербетона плохо "дышат": низкий коэффициент пропускаемого тепла, воды и прочее. Люди, строящие дома из дерева, рассказывают, что такие дома "дышат", что предполагает большие теплопотери. Также нужно понимать, что дерево усаживается, а если оно срублено не в соответствующий период – то это еще и сырость. Человеку придется постоянно конопатить дом, бороться с межбрусовыми щелями, грибком. Даже в отличие от цемента, бетона, применяемых в стройке "панелек", у геополимербетона фишка в том, что он очень плотный, практически как гранит. Он не пропускает влагу. В нем не заводится грибок, плесень. Еще одна особенность – это точность повторения элементами купольной формы геометрии здания, то есть миллиметр к миллиметру. Ведь очень часто в бетонных домах есть зазоры между блоками, которые пропускают воздух. У нас такой проблемы нет. А проблема свежего воздуха решается грамотно спроектированной системой воздухообмена. Она же и стоимость отопления понизит, что тоже хорошо при росте цен на энергию.

Модель купольного дома

Модель купольного дома. Фото: Из личного архива Максима Евдокимова

— Скажите, вы ставили перед собой какую-то глобальную задачу? Что хотели получить в будущем?

— В купольных домах наша задача – построить такую индустрию, которая бы, используя дешевое местное сырье, давала высококачественный продукт, который по своим потребительским качествам превосходил бы существующие технологии. Кроме всего прочего, мы хотим минимизировать участие человека, чтобы выдавать строго выверенный технологией продукт. Мы хотим делать такой дом, который покупался бы людьми как автомобиль, который собирают в основном роботы. Это первое. Во-вторых, мы предоставляем потребителю первоначальную отделку с идеальной, гладкой поверхностью стен. Как известно, в строительстве жилья 40% стоимости составляет отделка. Если обобщить все сказанное и вывести в плоскость цены за квадратный метр, то, по нашим расчетам, она составит примерно 10-12 тысяч рублей за метр квадратный. Это без подведения коммуникаций и инженерной составляющей, поскольку здесь каждый выбирает самостоятельно, что он хочет. Подобная цена для монолитного дома с высокой степенью отделки весьма конкурента на рынке.

Сейчас наша задача — сделать такой дом, который собирался бы за месяц вместе с фундаментом. Чтобы заказчик через месяц получал закрытый тепловой контур, где уже стоят окна, есть черновые полы, проведена вся проводка. Такой срок строительства требует четких, выверенных действий, без лишнего человеческого фактора.

— То есть у вас сейчас идет процесс как раз разработки технологии производства?

— Сейчас идет процесс получения экспертизы по свойствам материала. Есть лабораторные расчеты, испытания, а в строительстве обязательно должны быть документы, подтвержденные лабораторией. Мы ответственно относимся к тому, что бы покупатель, платя миллионы, был уверен, что его дом простоит века, что нет ошибок в проектировании и конструкционных решениях. Вот сейчас лаборатория подтвердит, что наш геополимербетон имеет прочность на сжатие до 70 МПа, что примерно в два раза больше прочности бетонного монолита, используемого для возведения многоэтажек в Иркутске. Для этого сейчас и ведем его тестирование. После возведения силового каркаса купола, запустим тест на прочность при землетрясении. Хотя расчеты на компьютере показывают, что купол из геополимербетона способен выстоять при 12 бальном землетрясении, проверить гипотезу все же нужно.

— Давайте вернемся к научно-технической стороне домов. Что еще вы сможете предложить своим клиентам?

— Мы сейчас продумываем не просто строительство дома с окнами, а еще и систему управления таким домом. Так называемая "система управления умным домом и энергетическая независимость". Во-первых, это очень удобно, надежно и востребовано, потому что у нас периодически отключают электроэнергию. Разрабатываем систему, которая будет утилизировать выходящие газы отопительного котла и вырабатывает на их основе электричество. Вторая наша задача – это системы управления "умным домом". Когда покупателю будут предлагаться встроенные интеллектуальные системы, позволяющие создать дом безопасным и инновационным. Например, такая система распознает и запоминает лица всех хозяев дома, и при появлении в периметре жилья посторонних людей система будет сигнализировать об их присутствии хозяевам. В далекой перспективе думаем над системой активной обороны дома от воров. Система не только запишет на видео нежелательных гостей, но при наличии специального модуля может поражать электричеством или резиновыми пулями тех, кто пытается незаконно проникнуть в дом.

Третья особенность "умного дома" в возможности управлять эксплуатацией дома: свет, тепло, энергетика, вода и прочее. А также тематика, связанная с коммуникациями в доме (общение между людьми при помощи дома). Дом "знает", кто в какой комнате и нет нужды орать из ванной в кухню – можно просто сказать, обращаясь по имени, а дом через нашу систему воспроизведет обращение в той комнате, где находится адресат. Вообще, мы стараемся сразу закладывать в дом решения, рассчитанные на новые технологии. К примеру, проектируем канализацию отдельно для туалета, отдельно для "серых стоков". Подобный подход позволит экономить воду, и биологически полно перерабатывать отходы человека с кухни и туалета. Мы закладываем в проект решения так, что бы покупатель нашего купольного дома при выходе системы в продажу с минимальными расходами мог все поставить и запустить.

— Если говорить о воплощении проекта на практике, есть ли у вас уже апробированный вариант? Какова его стоимость?

— У нас существует три проекта, которые готовятся сейчас. Один проект — это так называемая небольшая дача, по площади примерно 60-70 кв. метров. Удешевленный вариант, просто чтобы людям на дачу поставить. Сделать за месяц готовый, теплый домик обойдется меньше 1 млн рублей. Мне кажется, это хорошая цена. Второй вариант — дом на 220 – 250 кв. метров будет двухуровневым и рассчитан на семью с двумя детьми. Такое жилье будет стоить примерно 2-2,5 млн рублей без инженерки, но уже с минимальными затратами для внутренней отделке. Если участок куплен за 1 млн рублей, то 2,5 млн рублей за готовое жилье – это тоже очень хорошо. И третий вариант купола — это более 370 кв. метра в трех уровнях. Причем первый уровень — это гараж с хозблоком. Именно этот вариант мы планируем сделать массовым, потому что это востребованный формат для учреждений в сельской местности (детский сад, фельдшерский пункт), в дачных поселках для магазина с квартирой хозяина на верхних этажах, есть варианты адаптации для СТО и других небольших коммерческих предприятий.

— Когда уже можно будет увидеть первый такой дом?

— Я думаю, что это будет март 2018 года. Сейчас проходит экспертиза по материалу, потом проектная и производственная документация будет готовиться. Планируем до этого времени на подходящей выставочной площадке собрать купол дома, чтобы продемонстрировать его инвесторам.

— Есть ли потенциальные инвесторы? Есть, кто интересуются проектом? И откуда они?

— В Иркутске пока только праздный интерес, реального бизнес-интереса пока не много. А не праздный интерес, к сожалению, смещен в сторону США. Там есть предприниматели, готовые вложиться в такое производство. Они все просчитали, с учетом логистики, транспорта, издержек и оказалось, что такой дом обойдется в 6 раз дешевле, чем бетонный купольный дом, произведенный по другой технологии. Тем более, что сейчас в США FEMA ужесточает требования к жилью в местности, относимой к "Зоне Торнадо". А эта зона занимает половину территории США. И после многих разрушительных ураганов вырос спрос на здания, способные устоять в торнадо. Наши купола точно устоят. Они даже устоят при атомном взрыве за 5-10 км от эпицентра. Мы моделировали на компьютерах этот вариант, и он оказался вполне реальным. Поэтому сейчас возникает вопрос, что если по каким-то причинам не получится продавать купола в Иркутске (нет спроса или еще что-то), то мы уйдем на экспортный рынок.