Политика. 11 июля, 09:00
Законодательное собрание Иркутской области второго созыва. Фото: Предоставлено пресс-службой Законодательное собрание Иркутской области
Осенние выборы-2018

Чем запомнилось Законодательное собрание Иркутской области второго созыва?

ИА IrkutskMedia вспоминает яркие и важные события пятилетки уходящего парламента

11 июля, IrkutskMedia. Законодательное собрание Иркутской области второго созыва станет историей уже через два месяца. За пять лет работы депутаты приняли более 700 законов разной степени важности и стали главными и второстепенными героями ряда политических баталий. Многие из пока еще действующих депутатов планируют переизбираться, и в этом контексте нужно помнить, что они сделали с доверенной им однажды властью. ИА IrkutskMedia вспоминает яркие и важные события в Заксобрании второго созыва.

Начало начал

Областной парламент второго созыва в сентябре 2013 года обновился, в сравнении с первым, на 60%. Самой крупной фракцией областного парламента, в которую вошел 31 человек, стала группа депутатов из "Единой России". Большинство депутатов-"медведей", а именно 18 человек были новыми лицами, многие из которых пошли на повышение, перекочевав с муниципального на региональный уровень. Давайте огласим весь список с упоминанием должностей образца 2013 года.

Инфографика по мандатам

Инфографика по мандатам. Фото: ИА IrkutskMedia

Фракция "Единая Россия"

генеральный директор ООО "Чекотова П.А. ФОРТУНА", экс-депутат ЗС Иркутской области первого созыва Нина Чекотова;

генеральный директор ООО "Финансово-строительная компания "ДомСтрой", депутат Думы Иркутска Алексей Красноштанов;

спикер Думы города Иркутска Андрей Лабыгин (избран председателем комитета по здравоохранению и социальной защите);

директор ООО "Газета "Время", депутат Думы Ангарского муниципального образования Олег Тюменев;

пенсионер, бывший генеральный директор ФГУП "АЭХК" Виктор Шопен;

мэр Шелеховского района Александр Лобанов;

профессор кафедры экономической теории и финансов Иркутского государственного технического университета, экс-депутат Государственной Думы РФ Виталий Шуба (избран сенатором);

председатель комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями ЗС первого созыва; член совета директоров группы компаний "МЕТТЭМ" Андрей Чернышев;

председатель комиссии по контрольной деятельности ЗС ИО первого созыва; генеральный директор ОАО "РосФинСтройХолдинг" Тимур Сагдеев;

вице-спикер ЗС первого созыва Геннадий Истомин;

пенсионер, бывший генеральный директор Иркутского алюминиевого завода, председатель совета директоров ОП ООО "НПО "Химико-металлургическая компания" Игорь Гринберг;

депутат ЗС первого созыва, генеральный директор ООО "Саянскхимпласт" Виктор Круглов;

вице-спикер ЗС ИО первого созыва Геннадий Нестерович (избран председателем комиссии по контрольной деятельности);

депутат ЗС первого созыва, генеральный директор ОАО "Байкальская пригородная пассажирская компания" Игорь Милостных;

председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении ЗС ИО первого созыва Борис Алексеев (вновь избран возглавлять комитет);

депутат городской Думы Усть-Илимска, директор ООО "Илимская Топливно-Энергетическая Компания" Анатолий Дубас;

заместитель председателя комитета по собственности и экономической политике ЗС ИО первого созыва, генеральный директор ООО "Верхнеленское Речное Пароходство" Николай Труфанов;

первый замминистра сельского хозяйства Иркутской области Кузьма Алдаров (занял место председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве);

председатель ЗС первого созыва Людмила Берлина (избрана спикером парламента Иркутской области);

председатель правления НП "Саморегулируемая организация строителей Байкальского региона", секретарь ИРО "Единой России" Сергей Брилка (избран вице-спикером);

депутат ЗС первого созыва, генеральный директор Иркутского авиационного завода — филиала ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" Александр Вепрев;

депутат ЗС первого созыва, генеральный директор СЗАО "Приморский" Апполон Иванов;

председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС первого созыва Ирина Синцова (вновь назначена на должность);

генеральный директор "Иркутской нефтяной компании" Марина Седых;

первый заместитель генерального директора ОАО "Иркутский масложиркомбинат" Дмитрий Баймашев;

заместитель председателя комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении ЗС первого созыва Наталья Дикусарова (назначена предеседателем комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству);

доцент кафедры всемирной истории Восточно-Сибирской государственной академии образования Алексей Козюра;

генеральный директор ЗАО "Мостострой-9" Андрей Микуляк;

заместитель начальника управления физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Усть-Илимска Артем Лобков (вошел в состав ЗС в 2015 году).

Фракция КПРФ

депутат ЗС первого созыва, первый заместитель генерального директора СХПК "Усольский свинокомплекс" Павел Сумароков;

депутат ЗС ИО первого созыва, генеральный директор СХПК "Усольский синокомплекс" Илья Сумароков;

первый секретарь Иркутского горкома КПРФ Ольга Носенко (возглавила комитет по собственности и экономической политике);

председатель ООО "Центр противодействия коррупции в органах государственной власти" Михаил Щапов;

секретарь Усольского местного отделения КПРФ, зоотехник цеха №5 СХПК "Усольский свинокомплекс" Роман Габов;

депутат Думы Ангарского муниципального образования Сергей Бренюк.

Фракция ЛДПР

депутат Думы Братска, директор ООО "Братскпром" Сергей Магдалинов;

заместитель генерального директора по производству ООО "ВостокГосстрой" Дмитрий Ершов;

депутат Думы Усолья-Сибирского, коммерческий директор ООО "Профлист" Олег Кузнецов;

депутат Думы Братска, директор ООО "Элегант Логика" Георгий Любенков.

Фракция "Гражданская платформа"

депутат ЗС первого созыва, генеральный директор ООО "Издательство "Феникс" Владимир Матиенко (получил в управление комиссию по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями);

экс-депутат ЗС первого созыва, советник генерального директора ОАО "ФСК "Новый город" Александр Битаров;

председатель совета директоров ОАО "Янгелевский ГОК" Эдуард Дикунов;

председатель совета директоров ООО "Центр" Владимир Чеботарев.

Партия "Справедливая Россия" по итогам выборов собрала 4,07% голосов избирателей и не наскребла даже на один мандат. Это факт нашел отражение в поздравительной речи тогдашнего депутата Госдумы от Приангарья, эсера-варяга Андрея Крутова, который окрестил Заксобрание второго созыва "бизнес-клубом олигархов".

"Законодательное собрание приступает к работе, и сейчас самое главное определить, в чьих интересах оно будет работать. Ответ нам сегодня уже очевиден: "Законодательное собрание будет работать в интересах международных, московских и иркутских олигархов". Иркутская область становится настоящим олицетворением олигархического феодализма. Очевидно, что новые принципы работы ЗС противоречат и интересам партии, которую я представляю, и интересам большинства жителей Иркутской области. Мы уверены, что массовый приход во власть бизнесменов с их многомиллионными доходами и расходами, с их активами по всему миру, не отвечает интересам большинства жителей области, не отвечает интересам людей труда, интересам среднего класса", — заявил Андрей Крутов.

Тогда еще депутат Госдумы заметил, что Законодательное собрание в нынешнем составе напоминает "привилегированный бизнес-клуб", в котором "большинство у лоббистов из "Единой России" и ее политического сателлита и младшего бизнес-партнера "Гражданской платформы".

"По сути, Иркутская область становится объектом испытания двух подходов к развитию Сибири и России в целом. Первый вариант — это либерально-олигархический, очевидно прозападный, а когда потребуют бизнес-интересы, то и прокитайский", — заявил Андрей Крутов.

На этих выборах "Справедливая Россия" намерена выдвинуть в общеобластном списке депутата Думы Иркутска Ларису Егорову, депутата Думы Братска Александра Гаськова и депутата Думы Шелехова Марину Комарову. Действующий депутат ЗС от "Единой России" Олег Тюменев представит партию в округе №6.

Понеслась

В первые полгода работы новоиспеченные слуги народа приняли закон о взносах за капремонт. На тот момент (ноябрь 2013 года) подобные документы были приняты в 60-ти субъектах Российской Федерации. Это являлось одним из главных условий для получения регионом средств из Фонда реформирования ЖКХ. В том же месяце депутаты отклонили закон КПРФ о "детях войны", который предполагал ежемесячные выплаты в размере 550 рублей для лиц, родившихся с 1 января 1928 по 31 декабря 1945 годов. Такое решение было принято на заседании комитета Андрея Лабыгина, а следом и на сессии.

30 мая 2014 года 35 депутатов Законодательного собрания, единогласно и единодушно проголосовали за принятие закона о местном самоуправлении, который ввел только прямые, всеобщие выборы всех мэров, глав муниципальных образований и депутатов местных дум. Чтобы закон смог вступить в силу до даты назначения очередных муниципальных выборов, его рассмотрели сразу в двух чтениях.

"Именно такая модель наиболее оптимальна для Иркутской области", — подчеркнул тогдашний первый заместитель председателя правительства региона Виктор Игнатенко.

Эту инициативу поддержали все фракции Заксобрания. Запомните это.

По прошествии полугода в датском королевстве что-то подгнило: законопроект о введении в Иркутске сити-менеджера рассмотрели на 20-й сессии ЗС 24 декабря 2014 года. Документ внес в областной парламент тогда еще рядовой депутат Андрей Лабыгин. С его подачи парламентарии рассмотрели закон сразу в трех чтениях. Катализатором этой депутатской инициативы стали два фактора, рассказал тогда народный избранник. Во-первых, это выступление депутата ГД РФ от ЛДПР Андрея Лугового о необходимости введения в Иркутске соответствующего института. Во-вторых, обращение фракции "Единой России" в Думе Иркутска в политсовет партии. Кроме того, Андрей Лабыгин обратил внимание на низкую явку избирателей на выборах и на возможность протестного голосования, в результате которого городом будет управлять непрофессионал (читай неединоросс).

"Я считаю, что последний раз Иркутску повезло, что Виктор Иванович Кондрашов за достаточно короткий срок смог научиться управлять городом, был договороспособен", — сказал Андрей Лабыгин.

Пикантность ситуации придает тот факт, что на грядущих выборах бывший спикер Думы Иркутска Андрей Лабыгин столкнется с экс-мэром столицы Восточной Сибири (можно подпеть про середину земли) Виктором Кондрашовым в округе №5. Принимая во внимание опыт совместной работы этих электоральных визави и "отпечатки пальцев" Лабыгина на антимэрском законе, можно ожидать от этой схватки высокохудожественной драматургии.

Через полтора месяца после принятия закона о сити-менеджере либерал-демократы поняли, что он им не нравится. 16 февраля 2015 года стало известно, что фракция ЛДПР предлагает отказаться от принятой в декабре схемы, и избирать мэра города из числа депутатов. После этого мэр должен будет сложить депутатские полномочия.

"Мы предлагаем уйти от возможного конфликта сити-менеджера и мэра. Федеральное законодательство дало такую возможность", — уточнил депутат, руководитель фракции ЛДПР в Законодательном собрании Олег Кузнецов.

Депутат ЗС Олег Кузнецов

Депутат ЗС Олег Кузнецов. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia

В результате в марте 2015 года Дума Иркутска единогласно назначила мэром своего спикера Дмитрия Бердникова. Так было положено начало одной из самых продолжительных священных войн в политике Приангарья последних лет.

Участие действующей фракции ЛДПР в предстоящих выборах — тайна, покрытая мраком. В общеобластную тройку партии вошли лидер либерал-демократов Владимир Жириновский, помощник депутата ЗС Приангарья Дмитрий Тютрин и депутат Думы Братска Олег Попов. Выяснить у партии, кого они выдвинут по одномандатным округам, не удается, но уже известно, что Дмитрий Ершов вышел из партии и пойдет самовыдвиженцем, а Олег Кузнецов партию представлять нигде не будет, скорее всего, как и его сопартиец-коллега Сергей Магдалинов.

15 апреля 2015 года тогдашний спикер Законодательного собрания Иркутской области Людмила Берлина заявила о сложении полномочий на сессии областного парламента. После своего заявления Людмила Берлина покинула зал заседаний. Сессию продолжил вести ее тогдашний заместитель Сергей Брилка.

"Прекращаю досрочно полномочия депутата и председателя Законодательного собрания. Всем желаю всего хорошего. Вы не представляете, с каким удовольствием я говорю "Честь имею", — сказала Людмила Берлина.

Интереснейшая последовательность событий, не находите?

Бывший спикер ЗС Людмила Берлина и нынешний спикер ЗС Сергей Брилка

Бывший спикер ЗС Людмила Берлина и нынешний спикер ЗС Сергей Брилка. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia

"Это было неожиданно", — сказал Сергей Брилка после заявления Людмилы Берлиной.

Реформация

18 мая 2015 года IrkutskMedia провело опрос среди граждан Иркутской области и выяснило, что "своих" депутатов Законодательного собрания люди не знают. В опросе было три варианта ответа. Из 824-х проголосовавших 61 человек (7%) ответили, что депутат и его деяния им известны. Еще 111 респондентов в курсе наполовину: они знают депутата, но понятия не имеют, чем он занимается. И 651 участник опроса выбрал полностью отрицательный вариант. Надо было что-то делать.

В то же время назрела необходимость обновления руководства Законодательного собрания Иркутской области. На сессии 20 мая 2015 года был избран новый председатель. Им стал вице-спикер ЗС, секретарь ИРО партии "Единая Россия" Сергей Брилка. Альтернативной кандидатурой КПРФ выставила депутата Ольгу Носенко, за нее тогда проголосовало девять человек. Так открылось окно возможностей для пересмотра всей структуры регионального парламента.

Председатель Общественной палаты Иркутска, профессор, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, член регионального штаба ОНФ Сергей Шишкин тогда сказал, что отставка Людмилы Берлиной дает почву для многих размышлений. Это событие не только веха в биографии конкретного человека, но и повод к модернизации целого органа.

– Я не раз говорил о кризисе регионального парламентаризма, об утрате предметов ведения, о формализации законотворческого процесса и потому могу позволить сейчас сделать некоторые замечания. Мой основной тезис в новой повестке дня ЗС – партнерство. Выполняя три функции – представительскую, законотворческую и контрольную, региональный парламент должен помнить, что он посредник между всем населением области, избирателями как активной частью этого населения с одной стороны и высшим должностным лицом – губернатором субъекта, назначенным президентом РФ и согласованным тем же ЗС – с другой. Конечно, у ЗС есть самостоятельная компетенция, но я сейчас говорю о более важном – определении стилистики организации административного быта, общественно-политической атмосфере в области, от которых зависит результативность регионального развития. Нынешний созыв ЗС не потерян для реформирования. На мой взгляд, частичная реформа нашего ЗС должна быть синхронизирована с административной реформой, которую ведет губернатор. И поэтому, помимо избрания председателя, избрать не одного заместителя, а трех. Каждый из них параллельно должен возглавлять комитет – бюджетный, правовой, социальный. Такой подход позволил бы не отягощать бюджет на зарплаты, стал бы школой для новой волны депутатского корпуса, а соответственно, подготовил бы будущее руководство парламента на уровне первых лиц, – считает Сергей Шишкин.

Смена региональных элит — это в первую очередь смена персоналий. Многие "деды", политическая карьера которых начиналась еще в советское время, все еще живут по опыту прошлых лет, несмотря на значительные изменения в стране и регионе. Так, в нынешнем составе Законодательного собрания Иркутской области работают несколько депутатов в возрасте 60-75 лет, которые избирались в ЗС по три-пять раз. К сожалению или к счастью, многие из них остались за бортом выборов в третий созыв.

Некоторые "деды" снижают активность законодательного органа и слабо ориентируются в постоянно меняющейся среде. Один из депутатов ЗС второго созыва, избравшийся в первый раз, в мае 2015 года рассказал корр. ИА IrkutskMedia, что "деды" отодвигают от принятия решений новых парламентариев, заявляя, что "этот созыв еще их, а в следующем молодые могут делать по-своему". Во многом это привело к ситуации двойных "подковерных" игр.

Однако с уходом из областного парламента Людмилы Берлиной фактически остался один центр принятия решений – тогда уже врио губернатора Сергей Ерощенко. Единая команда и реальная консолидация ветвей власти – таковы были весной 2015 года стартовые позиции предвыборной гонки за пост главы региона.

– Совершенно очевидно, что главная проблема многих региональных законодательных органов – это застой. То есть люди не меняются годами, даже десятилетиями. Я как любой нормальный человек, как политолог и гражданин могу только приветствовать то, что у нас все-таки время от времени происходят изменения в законодательной и исполнительной ветвях власти, — отметил тогда политолог Константин Калачев.

После избрания Сергея Брилки председателем возле одного вице-спикерского стула поставили еще два, на которые уселись Кузьма Алдаров, Наталья Дикусарова и Андрей Лабыгин.

Сергей Брилка, Андрей Лабыгин и Наталья Дикусарова

Сергей Брилка, Андрей Лабыгин и Наталья Дикусарова. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia

Утрата губернатора

В сентябре 2015 года врио губернатора Иркутской области Сергей Ерощенко проиграл выборы кандидату от коммунистов Сергею Левченко. Причины проигрыша действующего главы региона обобщил тогдашний секретарь генсовета "Единой России" Сергей Неверов. По его мнению, к поражению привели недоработки штаба кандидата, а также межэлитный конфликт в регионе.

Сергей Левченко

Сергей Левченко. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia

Сергей Неверов отметил, что на губернаторских выборах 2015 года уже была сформирована негативная повестка и Сергею Ерощенко пришлось "только оправдываться".

"По мне штабом не была объяснена причина досрочной отставки, не говорили, что будет сделано, хотя говорили, что много сделано. В таком количестве смен высших должностных лиц в регионе за такой период ничего хорошего", — сказал Сергей Неверов.

Начало губернаторских полномочий Сергея Левченко пришлось на период сложнейшего принятия бюджета на 2016 год, которое оказалось под угрозой срыва: фракция парламентского большинства "Единая Россия", исполнявшая на тот момент в Законодательном собрании второго созыва роль оппозиции, несмотря на договоренности со своим бывшим коллегой, на тот момент председателем правительства области Александром Битаровым, не пришла к единому мнению по главному финансовому документу. Спасать ситуацию от бюджетного кризиса, логично, теперь предстояло немногочисленной фракции КПРФ как единственной политической силе, на которую мог опереться действующий губернатор.

Сергей Левченко направил на переговоры с единороссами Александра Битарова (который отложил депутатский мандат ради должности председателя кабмина) и главу Минфина Наталию Бояринову. Правда, представители "Единой России", по всей видимости, рассчитывали на внимание непосредственно губернатора.

Тем не менее, группа переговорщиков от "Единой России", в которую вошли председатель ЗС Сергей Брилка, вице-спикер Андрей Лабыгин, глава бюджетного комитета Наталья Дикусарова, на диалог с делегацией от губернатора пошла и озвучила ряд требований единороссов. Речь шла об увеличении расходов на здравоохранение, "Народные инициативы", выделение средств из бюджета на проект по модельным домам культуры (49 недостроенных объектов), а также дотирование перелетов в северные территории.

Что касается заседания так называемой переговорной комиссии, то к общему знаменателю им удалось прийти – в первом чтении решено бюджет принять.

Ложки дегтя ждали от коллег, прежде оппонировавших "Единой России". В ЛДПР и "Гражданской платформе" также не сложилось единого мнения — поддерживать ли тогдашний проект бюджета.

— Но ничего не поделаешь, что имеем на сегодня, то имеем. Как сказал Битаров на пресс-конфернеции "придется потуже затянуть пояса". Это нам уже неоднократно говорили федеральные руководители и министр финансов, и Медведев, премьер-министр, что придется затянуть пояса. В таком режиме и будем находиться, — отметил тогда еще лидер фракции "граждан" Владимир Матиенко.

Однозначно положиться действующий губернатор в парламенте мог только на малочисленную фракцию КПРФ. "Великолепная шестерка" в лице руководителя фракции Ильи Сумарокова, депутатов Павла Сумарокова, Сергея Бренюка, Ольги Носенко, Михаила Щапова, Романа Габова к бюджету Левченко никаких особых нареканий не имела.

Создание интриги вокруг голосования по бюджету напоминало ритуальные танцы. Только ритуал исполняли не КПРФ или "Справедливая Россия", которые обычно ратовали за повышение расходов на социальные направления, на здравоохранение, а наоборот, "Единая Россия" заняла в парламенте место оппозиции и отстаивала бюджетные "хотелки", от реализации которых в год кризиса отказывались на федеральном уровне. Поскольку логика в Иркутской области по итогам губернаторских выборов сломалась, то губернатор-коммунист вынужден был говорить: "Нужно жить по средствам и быть адекватными".

В конце ноября 2015 года Сергей Брилка на встрече в "Клубе публичной политики" заявил, что готов возглавить оппозицию в регионе. Ему был задан вопрос: "Есть ли в "Единой России" лидер, который готов стать оппонентом губернатора Сергей Левченко?"

"Брилка Сергей Фаттееввич, если вы хотите адресного ответа на вопрос. Но понимайте, что оппозиция в восприятии — это некое протестное соревнование, воздействие. Мы договорились с губернатором о другом, его интересы — это благополучие жителей области, как и наши. Если на вектор нашего воздействия на экономику, политическую жизнь, взаимоотношения с избирателями, с людьми не будет сопротивления, то и оппозиции не будет. Может найтись много моментов, за которые мы друг друга можем критиковать, критика полезна. На предложение губернатора объединить усилия, мы не возражаем, в интересах жителей области. Это не соревнование идеологий. У каждого своя платформа", — сказал секретарь Иркутского регионального отделения партии "Единая Россия".

Утрата губернатора-единоросса породила в Иркутской области некий политический постмодернизм, а Заксобранию второго созыва пришлось встать на незнакомые рельсы оппонирования исполнительной власти, чего доселе в регионе не было. ЗС стало часто расходиться во мнении с правительством по принципиальным моментам и претендовать на самостоятельность, и тому есть еще один яркий экономический пример.

Межбюджетная война и Ренессанс парламентаризма

Осенью 2016 года мэр Иркутска Дмитрий Бердников выступил за изменение межбюджетных отношений в пользу города. Градоначальник рассказал на встрече с депутатами Законодательного собрания Приангарья о выгоде, которую может получить областной центр в случае изменения ставок налоговых отчислений. Дмитрий Бердников назвал ряд условий, выполнение которых позволит увеличить доходную часть бюджета муниципалитета и решить актуальные для горожан вопросы на качественно новом уровне.

Законопроекты, внесенные в областной парламент администрацией Иркутска, предполагали передать в бюджеты городских округов единые нормативы отчисления от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на год раньше – с 1 января 2017 года. Кроме того, предлагалось добавить городским округам еще 3% НДФЛ, мобилизуемого в местные бюджеты.

При всех плюсах инициативы в ходе ее обсуждения возникли мнения о том, что законопроект внесет раскол в Ассоциацию муниципальных образований Иркутской области (АМО). По мнению замдиректора Байкальской международной бизнес-школы ИГУ Надежды Грошевой, проекты законов ставили в неравные условия городские округа и муниципальные районы, поскольку не предусматривали изменение нормативов отчислений для МО. К тому же мэрия областного центра достаточно поздно внесла документы в региональный парламент. Переформирование основных параметров региональной казны на следующий год в столь сжатые сроки практически невозможно просчитать и обосновать. Это, в свою очередь, могло привести к срыву сроков принятия бюджета Иркутской области.

Мэр Черемхова, председатель АМО Вадим Семенов заявил, что раскола внутри Ассоциации не произойдет. Исполнительный директор АМО Зоя Масловская подтвердила, что мнения членов организации по поводу этих законопроектов разделились. Однако Ассоциация не в первый раз столкнулась с такой ситуацией. Так или иначе, отметила Зоя Масловская, неравного распределения средств между муниципалитетами никто не допустил бы.

Споры между правительством Иркутской области и муниципалитетами по вопросу межбюджетных отношений не утихали в течение месяца. Выходом из сложившейся ситуации стало продление льгот на имущество муниципальных организаций. Автором инициативы стал депутат Заксобрания Анатолий Дубас. Бескровный вариант компромисса был найден: законопроект предполагал продление срока действия налоговой льготы на имущество муниципальных организаций.

Межбюджетная война закончилась 6 декабря 2016 года. Мэрия Иркутска, правительство Приангарья и Законодательное собрание региона пришли к согласованной позиции. На сессии 9 декабря был рассмотрен законопроект губернатора Сергея Левченко, а глава областного центра отозвал инициативу, связанную с пересмотром нормативов налоговых отчислений в бюджеты муниципальных образований. По словам Дмитрия Бердникова, она утратила актуальность в связи с предложенным губернатором законопроектом, существенно улучшающим положение муниципалитетов всех уровней в межбюджетных отношениях.

В конце 2016 года окончательно оформился тренд на самостоятельность каждой ветви власти в Иркутской области. Возросшая в последнем квартале 2016 года активность депутатов Законодательного собрания привлекла внимание экспертного сообщества. Заметная роль областного парламента в компромиссном исходе "межбюджетной войны", усиление депутатского контроля и доселе невиданная медийная активность парламентариев вела к формированию самостоятельной ветви власти, которая в ближайшем будущем могла бы обрести соразмерное власти главы региона влияние.

— Парламент активизировался, и его роль в политических процессах Иркутской области стала более заметна. Признаться, я считал, что Сергей Брилка – штатный политик, но в последние три месяца он превратился в самостоятельную политическую единицу. Сравнялся с Берлиной, если можно так выразиться. Он часто выступает в роли примирителя и коммуникатора. Доказательством этого служит компромисс по межбюджетке – это, на мой взгляд, лучшее политическое событие года. Это образцовый компромисс, потому что, как известно, город хотел большего, но удалось добиться переговорной дисциплины. Я не могу сказать, что роль Заксобрания определяющая, но, безусловно, очень серьезная, – говорил в конце 2016 года политолог Сергей Шмидт.

Константин Калачев тогда отметил, что во время "межбюджетной войны" депутаты Заксобрания заняли взвешенную позицию, которая вылилась в усиление парламентского контроля. Также эксперт указал на тот удивительный факт, что Заксобрание единогласно проголосовало за бюджет региона в 2016 году: 37 голосов "за" из 37-ми присутствовавших.

— За бюджет области ЗС проголосовало единогласно. Во время споров Иркутска и области по теме межбюджетных отношений депутаты заняли взвешенную позицию. Председатель ЗС Брилка демонстрирует желание поднять авторитет регионального парламента. Это выразилось и в развитии депутатского контроля за освоением выделенных бюджетных средств и реализацией федеральных программ, – сказал Константин Калачев.

Ранее принятие бюджета Приангарья сопровождалось еще и пикетами, которые ежегодно организовывали профсоюзы образования. Впервые принятие бюджета Иркутской области не сопровождалось выступлениями профсоюзов в 2014 году, но тогда "за" принятие главного финансового документа региона высказалось 33 депутата, против – семь, еще один воздержался. Стоит отметить, что вечной оппозицией ежегодно выступала фракция КПРФ, чью оппозиционность нивелировали результаты выборов. Для понимания принципов "оппозиционеров" в "докоммунистический" период развития области приведем цитату.

"Очень хотелось бы поддержать бюджет, но не могу. Фракция КПРФ не нашла в этом бюджете новую индустриализацию, поэтому голосует против", – заявил депутат ЗС второго созыва от КПРФ Сергей Бренюк, комментируя принятие бюджета 2015 года.

Депутатский контроль, которым тоже начал активно баловаться парламент в обычном режиме – в условиях отсутствия оппозиционных течений и элитных конфликтов, в которых Иркутская область, наверное, никогда в новейшей истории не существовала – выглядит дежурным мероприятием. В условиях жесткой вертикали власти, которая выстраивалась во время управления областью Сергеем Ерощенко, депутатский контроль не то чтобы не требовался в той мере, в которой это происходил с 2016 года, но за муниципалитетами осуществлялся жесткий правительственный контроль – период 2012-2015 годов, возможно, войдет в новейшую историю как период муниципальной "перезагрузки" в Иркутской области.

Константин Калачев отмечал тогда, что при Сергее Левченко региональный парламент демонстрировал желание увеличить свою роль и превратиться в самостоятельную силу. Для парламентариев и для председателя ЗС ситуация необходимости взаимодействия с внешними стейкхолдерами: "красным" губернатором, "коалиционным" правительством, муниципалитетами и мэрией столицы субъекта, в частности, осложняется необходимостью выстраивания системы учета внутренних интересов в самих "башнях": "ангарской" и "иркутской" группировок, "бунтующих" и "договорившихся" мэров, сотрудников иркутской мэрии, пришедших из "жесткой" вертикали и не собирающихся "сдаваться". И если областных депутатов жизнь и время заставили научиться договариваться, то на уровне муниципалитетов стороны только проходили такое "обучение".

— При губернаторе Левченко и председателе правительства Битарове региональный парламент демонстрирует желание увеличить свою роль и пытается из придатка исполнительной власти превратиться в самостоятельную силу, – прокомментировал Константин Калачев.

Политконсультант Дмитрий Еловский в конце 2016 года отмечал, что не стал бы говорить о Заксобрании как о едином органе. Это целая ветвь власти, в которой могут и должны быть представлены разные мнения и позиции.

— Иркутская область, как и любой другой регион, проходит с определенным опозданием путь федерального уровня. Еще три года назад никакой самостоятельной роли у Госдумы не было. Сейчас большинством экспертов и центров сил признается, что беззубая дума дисбалансирует систему. Если дискуссия не идет в стенах Госдумы, она будет идти на улице и не с помощью микрофона и ручки, а посредством более тяжелых предметов. Чтобы взбодрить российский парламент, в него даже пришлось отправить одного из самых влиятельных политических игроков в стране Вячеслава Володина. Конечно, нельзя под копирку переносить ситуацию с федерального уровня на региональный. Но усиление роли ЗС – это естественный процесс. Противостояние Левченко и части региональной элиты может подстегнуть этот процесс, но он имеет более глубокие корни, – резюмировал Дмитрий Еловский.

Тут надо упомянуть параллельно развивавшуюся с историю с массовым отравлением детей в Черемховском психоневрологическом интернате. Руководитель СУ СКР по Иркутской области Андрей Бунев назвал отсутствие денег основной причиной трагедии в Черемховском интернате, которая произошла летом 2016 года. Глава Следственного комитета выступил перед депутатами Заксобрания региона перед началом 46-й сессии 16 декабря 2016 года. По словам Андрея Бунева, при увеличении числа детей в 3,5 раза количество сотрудников выросло лишь на 24%. Нагрузка на одного сотрудника увеличилась в три раза, а зарплата снизилась вдвое.

"Это люди, которые работают с больными детьми, им нельзя совершать ошибок. Если они совершают ошибки – дети умирают. В течение полугода детям не покупали памперсы – нет денег. Многие дети не могут глотать, им нужны жидкие лекарства – денег нет. Сотрудники размалывают взрослые таблетки и дают детям. Делают это в ненадлежащих санитарных условиях. Дети не получают молочные продукты – снижается сопротивляемость. Почему столько детей заболело? Потому что они не получают достаточно лекарств и продуктов – нет денег. Дети хронически больные – без должного ухода они умирают", — рассказал Андрей Бунев.

В марте 2017 года депутатов ЗС второго созыва начали допрашивать в рамках расследования уголовного дела о смерти воспитанников Черемховского интерната.

"По уголовному делу, касающегося Черемховского интерната, мы допрашиваем депутатов ЗС. Почему так вышло, что фактически из-за недостатка средств погибли дети? Наиболее стандартный ответ: "Мы не знали, что там денег не хватало. Нам бы сказали, что денег не хватает, мы бы нашли возможность откуда добавить", — рассказал Андрей Бунев.

На фоне выигранной межбюджетной войны тема отравления была благополучно замазана, и все было бы хорошо, если бы Заксобрание второго созыва продолжило играть роль третейского судьи, но уже в 2017 году парламент умудрился здорово напортачить в неудобной и антидемократической теме.

Возврат выборов мэра Иркутска

В начале апреля 2017 года губернатор Приангарья заявил о необходимости проведения референдума по вопросу возвращения прямых выборов мэра Иркутска и сохранения этой процедуры в других муниципалитетах региона. Позже группа депутатов Законодательного собрания Иркутской области внесла в региональный парламент законопроект, возвращающий прямые выборы мэра Иркутска. Авторы законодательной инициативы – представители фракции КПРФ, а также тогдашний руководитель фракции "Гражданская платформа" Владимир Матиенко. Законопроектом предлагалось внести изменения в статью 3 закона "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области".

Инициатива не направлена против действующего мэра Иркутска, а призвана вернуть жителям областного центра право голоса, отмечали инициаторы законопроекта. Депутаты должны были рассмотреть документ на майской сессии 2017 года. Однако вопрос был сдвинут на июнь из-за отсутствия заключения Думы Иркутска.

Комитет по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении не принял решение по вопросу проведения референдума за возврат прямых выборов мэра Иркутска 13 июня. Заседание проходило "горячо": обвинения в политизированности и антинародности решений звучали в адрес руководителя комитета Бориса Алексеева. Представители инициативной группы КПРФ, выступающей за возврат прямых выборов мэра Иркутска, говорили о возможном непрохождении их законопроекта в областном парламенте, если не будет проведен всенародный референдум. Правовое управление ЗС приняло на себя основной удар: юристы областного парламента посчитали вопрос, выносимый на референдум, несоответствующим требованию о государственной важности. Спустя две недели этот же комитет не одобрил и законопроект о возврате прямых выборов мэра Иркутска. На заседании присутствовало всего четверо депутатов, и все они проголосовали против законопроекта. Кроме того, парламентарий и иркутянин Борис Алексеев заявил, что его устраивает сложившееся положение вещей. По мнению его коллеги и землячки Нины Чекотовой, в Иркутске и так все хорошо и втягивать людей в политику не надо. Депутат ЗС Ольга Носенко, защищавшая законопроект, даже апеллировала к высказываниям президента РФ, но не сумела пробить счастливые сердца иркутян Алексеева и Чекотовой.

Счастливые жители Иркутска Борис Алексеев и Нина Чекотова

Счастливые жители Иркутска Борис Алексеев и Нина Чекотова. Фото: ИА IrkutskMedia

К слову, и Борис Алексеев и Нина Чекотова участвовали в праймериз "Единой России" перед выборами в Законодательное собрание третьего созыва. Алексеев на них, к своему сожалению, проиграл бизнесмену Магомеду Курбайлову и депутату Думы Нижнеилимского района Павлу Березовскому и даже написал жалобу на последнего за распространение порочащих материалов. Письмо было направлено в Центральный исполнительный комитет партии, но решения по нему до сих пор открыто не оглашено, а списки кандидатов-единороссов уже согласованы с Москвой. Эта тишина намекает нам, что карьера одного из политических мастодонтов Приангарья завершилась. Один из богатейших депутатов ЗС Нина Чекотова (согласно декларации о доходах в 2017 году она заработала 621,9 млн рублей) успешно прошла внутрипартийное голосование и представит партию в округе №1 (Правобережный и часть Октябрьского района Иркутска). Забавно то, что Нина Чекотова избирается на территории города, где люди счастливы и не должны избирать мэра.

Депутаты Законодательного собрания Иркутской области отклонили законопроект о возврате прямых выборов мэра областного центра в июне 2017 года. Против инициативы проголосовало 26 парламентариев, "за" — всего девять. Двое воздержались, еще двое не голосовали. Стоит отметить, что вопрос практически не обсуждался. Короткими выступлениями отметились только депутат-коммунист Сергей Бренюк и тогдашний уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин.

Подводя итоги парламентского сезона 2016-2017 годов, Сергей Брилка заявил, что в Иркутске есть демократия, просто ей нужно правильно пользоваться. Он отметил, что Заксобрание — это серьезный орган, который не может менять избирательное законодательство каждый год. До этого "серьезный орган" менял избирательное законодательство в декабре 2014 года и феврале 2015 года.

"Вы спрашиваете, почему мы отклонили законопроект о возврате прямых выборов мэра Иркутска. Отвечаю: "Мы приняли это решение, потому что только в 2014 году мы одобрили закон, по которому Иркутск сейчас живет". Когда говорим, что в процессе выборов мэра Иркутска должно участвовать все население города, мы не задумываемся, что действующий закон позволяет это сделать. Если население хочет, чтобы был избран достойный глава города, пусть выберет достойную Думу. Если люди выберут 35 самых достойных депутатов, то из них будет выбран лучший мэр. Когда группа товарищей поднимает флаг и говорит, что демократия в Иркутске загнана в угол, это не так. Демократией нужно правильно пользоваться", — прокомментировал Сергей Брилка.

При этом он заявил, что войны между Законодательным собранием и правительством Иркутской области нет и многие просто путают войну с дискуссией.

"Есть совершенно нормальная дискуссия. Есть свое представление у депутатов и у правительства. Мы работаем, и ряд законопроектов проходил через бурную дискуссию, но в итоге заканчивался спокойным голосованием. Это могло казаться нереальным в начале обсуждения вопроса, но мы садились за стол переговоров и все решали", — пытался напомнить Сергей Брилка о своем межбюджетном триумфе.

В этой дискуссии "Быть или не быть выборам мэра Иркутска" КПРФ смогла набить массу электоральных очков. Партия выдвинула на предстоящие выборы общеобластную тройку, состояющую из действующих депутатов ЗС Ильи Сумарокова, Ольги Носенко и Сергея Бренюка. Подробнее познакомиться с "красными кандидатами" можно здесь.

Конфликт в АМО

Много проблем принесли депутатам мэры территорий, которые ни на минуту не прекращали грызться друг с другом и с правительством, при этом уповая на помощь Заксобрания как справедливого судьи. Конфликту АМО с правительством предшествовали такие события как "демарш мэров" (август 2016 года), межбюджетная война (конец 2016 года) и скандал вокруг отрицательного заключения Ассоциации на закон о возврате выборов мэра Иркутска (весна 2017 года).

Летом 2017 года руководство Ассоциации муниципальных образований Иркутской области обратилось к председателю Заксобрания региона Сергею Брилке в связи с якобы "разворачивавшейся политической кампанией, направленной на срыв конструктивного взаимодействия органов госвласти и местного самоуправления". В открытом письме на имя спикера ЗС руководство АМО в лице председателя, мэра Черемхова Вадима Семенова, его первого заместителя, мэра Братска Сергея Серебренникова, а также трех заместителей — мэра Черемховского района Виктора Побойкина, мэра Саянска Олега Боровского, главы Хомутово Василия Колмаченко, председателя палаты городских округов мэра Иркутска Дмитрия Бердникова, председателя палаты сельских поселений Андрея Побережного и исполнительного директора АМО Зои Масловской заявило, что заместитель губернатора Иркутской области – руководитель аппарата Дмитрий Чернышов координирует деструктивные действия, направленные на дестабилизацию Ассоциации в целом и отдельных органов местного самоуправления муниципальных образований как первого, так и второго уровня.

Сергей Брилка в своем сдержанном ответе посоветовал мэрам не играть в политические игры, а заниматься своей работой, а оценку их деятельности оставить избирателям. В последствии он отказался от участия во внутренних делах АМО сразу в двух лицах — и как спикер Заксобрания, и как секретарь ИРО "Единой России".

К началу парламентского сезона 2017-2018 годов Иркутский парламент окончательно растерял позиции, приобретенные во время ренессанса. Осенью 2017 года депутат Алексей Козюра дописал еще один пункт в "список добрых дел" Заксобрания.

Антиалкогольный закон Козюры

Антиалкогольный закон депутата Заксобрания от "Единой России" Алексея Козюры наделал много шума в Иркутской области в сентябре 2017 года. Предотвращая всеобщую алкоголизацию населения, парламентарий мог сломать "невидимую руку рынка" и нанести урон доходной части бюджета. Об этом заявляли представители бизнес-сообщества, руководитель аппарата уполномоченного по правам предпринимателей в регионе Эвелина Секулович и министерство экономического развития Приангарья, давшее негативную оценку регулирующего воздействия. Кроме того, закон был внесен в ЗС без согласования с экспертами — экономистами и предпринимателями. Алексей Козюра, чья партия вышла из унавоженной рыночной экономикой земли, два года работал над законопроектом, который, возможно, придал центробежную силу телу Адама Смита, мирно лежащему на Эдингбургском кладбище.

Законопроект предполагал, что слабоалкогольные напитки не могут продаваться в многоквартирных домах с входом для покупателей со стороны подъезда, а также в зданиях студенческих общежитий, почтовой связи и так далее. Помимо этого, предлагалось установить полный запрет на продажу хмельных напитков в городских и сельских поселениях с 20.00 до 12.00. В случае принятия закона компании, у которых уставный капитал составляет 500 тысяч рублей и более, были бы оштрафованы. Если же размер УК меньше полумиллиона, то организация, в принципе, не смогла бы торговать горячительным.

При обосновании актуальности своего проекта депутат отметил, что в 2009 году на федеральном уровне принята концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем. Документ предполагал снижение доступности спиртного путем ограничения розничной продажи. Это дает право субъектам РФ ввести соответствующую линию поведения.

На круглом столе в аппарате бизнес-омбудсмена, где обсуждался этот вопрос, выяснилось, что предпринимательское сообщество узнало об инициативе только после того, как проект уже был внесен на рассмотрение ЗС. Алексей Козюра тогда признался, что это его упущение и инициатива должна была получить более широкое обсуждение.

Казалось бы, такой, на тот момент недоработанный закон не должен был пройти через профильный комитет, но был одобрен и вынесен на сессию. Документ возможно бы даже приняли, если бы Алексей Козюра самолично не снял его с повестки.

После обилия критических публикаций в СМИ и митинга предпринимателей Алексей Козюра окончательно затер свой закон в кабинетах Заксобрания. Народный избранник пообещал, что работа над инициативой будет продолжена с учетом концептуальных предложений предпринимательского сообщества, но о ней уже давно ничего не слышно. Алексей Козюра, кстати, праймериз "Единой России" проиграл, уступив одиозному мэру Черемхова Вадиму Семенову (читайте выше) и главе Черемховского района Виктору Побойкину.

Сергей Шишкин тогда высказал мнение, что не нужно искать политический подтекст и идеологическую мотивацию в рождении этого закона. Инициатива Алексея Козюры была продиктована конъюнктурой, отмечал эксперт.

— У провинциальных депутатов есть склонность все ограничивать, вспомнить хотя бы пресловутый "закон о шуме". Инициатива Козюры затронула экономические интересы, и после этого начались правовые упражнения. Я думаю, он не собирался лоббировать интересы крупных ритейлеров, просто так получилось. Это связано с тем, что у многих депутатов ЗС нет опыта правового конструирования и они не всегда могут предсказать последствия своих инициатив. За последние годы Заксобрание принимало законы, которые не влияли на реальные общественные отношения. Это было просто бумажное правотворчество, — прокомментировал Сергей Шишкин.

Запах геронтократии

В октябре 2017 года ИА IrkutskMedia выпустило материал "Геронтократия и вялость в ЗС Приангарья могут привести к декадансу парламентаризма", в котором достаточно подробно было расписано, что случилось с депутатами Законодательного собрания Иркутской области за пять лет и чем они запомнились.

Тренд на омоложение политических кадров показали муниципальные выборы-2017 и он, по мнению, экспертов, должен был сохранится до региональной парламентской кампании. Действительно, сейчас в ЗС более трети мандатов пока еще держат люди пенсионного и предпенсионного возраста, а довыборы в парламент последних двух лет показывают, что все больше мест занимают молодые люди. В то же время высказывания некоторых депутатов старшего возраста наводят на мысль, что старый конь все-таки может попортить борозду в силу усталости и утраты бдительности. Депутаты набирали узнаваемость на откровенно политических темах — отмене выборов мэра Иркутска и участии в избирательной кампании в Госдуму. Тренд на омоложение подтвердили и праймериз перед выборами в ЗС третьего созыва в этом году, когда бывшим звездам парламентаризма 1990-х и 2000-х пришлось подвинуться под людей без морщин.

Падение Матиенко, "возвышение" Дикунова

В ноябре 2017 года депутат Законодательного собрания Иркутской области, председатель комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями, лидер фракции "Гражданская платформа" Владимир Матиенко покинул региональный парламент. Как будто прислушавшись к общественному мнению, депутат сослался на преклонный возраст и вышел на пенсию. Отметим, что сам Владимир Матиенко на сессию ЗС не явился. Его заявление зачитал спикер областного парламента Сергей Брилка.

К слову, именно председатель ЗС назвал настоящую причину ухода коллеги из парламента: Владимир Матиенко покинул депутатское кресло из-за счетов заграницей, доложил Сергей Брилка на пресс-конференции по итогам поездки депутатов в Монголию в том же месяце.

"Мы получили уведомление от прокуратуры о том, что у Владимира Матиенко есть финансовые инструменты за рубежом и это сегодня не позволительно для депутата в России. Когда я получил этот документ, то кому я должен был его отдать? Конечно, в ту комиссию, которую и возглавляет Владимир Матиенко. Он тогда находился в отпуске и написал заявление о добровольном выходе из состава депутатов. Было много досужих рассуждений, о том, что Брилка мстит, но это не так. Для меня это тоже было неожиданностью. Если бы он сам не сложил полномочия, то пошла бы процедура отстранения", — рассказал Сергей Брилка.

Тогда же из тени вышел незаметный доселе депутат от "Гражданской платформы" Эдуард Дикунов, которому дали очень ответственную должность "раздатчика наград", а точнее председателя комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями, которую ранее занимал Владимир Матиенко.

Уход Матиенко придал малоизвестному парламентарию ускорение. Эдуард Дикунов, поверив в свои силы, организовал перед выборами гражданский проект "В поле зрения" и завесил баннерами со своим лицом улицы Иркутска в надежде примелькаться жителям областной столицы. Однако на выдвижении от "Гражданской платформы" парламентария ждало фиаско — партия не поддержала его кандидатуру в округе №2, отдав предпочтение Александру Битарову. 10 июля пресс-секретарь Дикунова разослала релиз о том, что никуда не приткнувшийся депутат будет баллотироваться в округе №2 в качестве самовыдвиженца.

Баннеры Эдуарда Дикунова

Баннеры Эдуарда Дикунова. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia

Финальный аккорд

Интереснейшая вещь произошла под занавес работы Законодательного собрания 27 июня 2018 года. На последней сессии депутат Ольга Носенко предложила рассмотреть законопроект фракции КПРФ в Государственной Думе о введении моратория на повышение пенсионного возраста на территории России до 2030 года. Документ направлен в региональные парламенты для подготовки отзывов и предложений. Однако спикер ЗС Приангарья Сергей Брилка заявил, что депутаты не готовы рассмотреть такой серьезный документ. По итогам голосования предложение Ольги Носенко был отклонено.

Сергей Брилка отметил, что вопрос, безусловно, серьезный, но выносить его на обсуждение неподготовленным бессмысленно. Кроме того, после сессии председатель Заксобрания региона съездил в Москву для участия в обсуждении этой темы в правительстве страны. Таким образом, один из животрепещущих вопросов жизни страны не был удостоен внимания Иркутских парламентариев.

ИА IrkutskMedia будет и дальше следить за развитием драматических парламентских выборов в Приангарье.

Напомним, выборы в Законодательное собрание Иркутской области третьего созыва состоятся 9 сентября 2018 года.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Осенние выборы-2018

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 
Спасибо, я уже подписан

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia