Индивидуальный подход к каждому водителю: нововведения в тарифах ОСАГО

О прозрачности и индивидуализации «автогражданки» в рамках масштабной реформы – в материале ИА IrkutskMedia

В стране ожидается поэтапная реализация крупной реформы системы обязательного страхования автогражданской ответственности. Эксперты Банка России полагают, что благодаря планируемым изменениям тарифы на ОСАГО для автовладельцев станут более прозрачными, а расчет стоимости полиса – индивидуальным. То есть средняя стоимость страхования почти не вырастет, а в случае соблюдения правил ПДД даже снизится. Какие законодательные инициативы относительно ОСАГО сейчас обсуждаются в Центральном банке РФ и Минфине? Подробнее об этом — в материале ИА IrkutskMedia.

Отмена регионального коэффициента

С 2003 года стоимость полиса ОСАГО рассчитывается исходя из возраста и стажа водителя, мощности автомобиля, количества аварий на машине, территориального коэффициента и других факторов. Таким образом, цена, помимо прочего, зависит от места регистрации автовладельца (регион, населенный пункт). На сегодняшний день многие коэффициенты уже устарели.

Поэтому в рамках реформы полиса ОСАГО планируется убрать территориальный коэффициент. Таким образомцена полиса уже не будет зависеть от места жительства водителя. Сейчас стоимость "автогражданки" может увеличиться в два раза или снизиться до 40% при учете региона и населенного пункта, в котором эксплуатируется транспортное средство. Например, для людей, проживающих в Иркутске, действует коэффициент 1,7, в Шелехове – 1,3, в Ангарске – 1,2, а в малых населенных пунктах он составляет 0,8.

– С детства я проживал в поселке Выдрино в Бурятии, где коэффициент составлял 0,8. Однако два года назад я переехал жить в Иркутск, здесь же приобрел авто, схожее с прежним. И через год узнал, что цена на полис ОСАГО для меня увеличилась до 1,7 — за счет территориального коэффициента. Хотя водительский стаж у меня стал больше, да и аварий не было, но стоимость страховки выросла, – рассказал житель областного центра Иван Царев.

Существующая формула не учитывает многие важные параметры, считает эксперт Центробанка РФ.

"Действующую сегодня систему тарифов сложно назвать гибкой, поскольку она приводит к уравниловке всех водителей вне зависимости от их опыта и стажа, аварийности и поведения на дороге. Возьмем, к примеру, двух водителей с автомобилями LADAGranta мощностью 87 лошадиных сил из Мурманска. У одного стаж три года, а у второго – 20 лет. Стоимость полиса для них будет одинаковой или несущественно отличаться – 9 512 рублей, хотя по справедливости, как показывают расчеты, первый из них должен платить 29 134, а второй – 7 847 рублей. Неопытный водитель из Курганской области платит почти в два раза меньше безаварийного водителя из Челябинска, – рассказал в интервью NewsTracker директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния.

Жесткая система тарифов хорошо действовала в начале запуска ОСАГО. Раньше за счет этого механизма страховые компании не могли завышать цены, и, соответственно, полис был доступен для большинства автомобилистов. Однако с годами формула расчета полиса стала уравнительной, а иногда и откровенно несправедливой.

Сейчас в рамках масштабной реформы ОСАГО у страховых компаний появится возможность при формировании стоимости полиса учитывать дополнительные параметры, что позволит устанавливать индивидуальный тариф для каждого водителя. Страховщики смогут использовать такие личные показатели водителя, как аккуратность вождения, частота использования автотранспорта, количество аварий, штрафов и прочее. За счет этого профессиональные водители, для которых автомобиль – средство ежедневного заработка, а также нарушители ПДД будут платить больше, зато опытные и добросовестные автолюбители, время от времени использующие машину для частных нужд, отдадут за полис меньшую сумму.

Исключение мощности авто

Следующее изменение при реализации реформы касается повышающего коэффициента за мощность – его планируется убрать из стоимости полиса. Такая инициатива связана с тем, что сейчас действие коэффициента сказывается на владельцах большинства машин.

Например, цена полиса у водителя авто с мощностью двигателя от 121до 150 лошадиных сил увеличивается примерно на 2 тысячи рублей (рост по отношению к базовому тарифу составляет 40%). При этом если машина имеет 151 "лошадку", то платить уже придется на 3,5 тысячи рублей (на 60%) больше. Стоит отметить, что сейчас машину с мощностью 120 лошадиных сил уже не считают спортивной. Большинство легковых автомобилей в России имеют мощность от 70 до 100 "лошадок". Однако и они платят за полис с учетом повышающего коэффициента мощности. В будущем планируется исключить этот фактор из расчета стоимости полиса.

Вырастет ли стоимость ОСАГО?

Понятно, что в преддверии реформы водителей беспокоит главный вопрос: сколько придется платить за полис в будущем? Законодатели уверяют, что для них принципиальным является сохранение средней стоимости страховки, но для нарушителей и лихачей она действительно вырастет.

"Мы предлагаем изменить систему таким образом, чтобы каждый платил столько, сколько заслуживает своим стилем вождения, и чтобы у страховых компаний была возможность использовать дополнительные критерии для оценки водителей. Тогда они смогут предлагать более дешевые полисы аккуратным водителям и устанавливать справедливую стоимость для лихачей. Сейчас это невозможно даже для таких горе-водителей, как житель Сочи, который, заплатив за полис ОСАГО всего 2 300 рублей, за 3 месяца попал в 5 аварий с суммарным ущербом в 2,2 миллиона рублей", – говорит Филипп Габуния.

При этом страховщики смогут предоставлять ответственным и аккуратным водителям более выгодные условия. Что касается нарушителей ПДД, появится возможность формировать для них более высокую цену. Но ограничения на максимальную стоимость полиса будут сохранены в любом случае – если страховая компания начнет зарабатывать сверх меры, продавая полисы по завышенным ценам, регулятор призовет ее к ответу.

Еще один важный момент касается права водителей на информацию, самостоятельный расчет примерной стоимости полиса и контроль своего страховщика. Изменение существующей системы тарифов усложнит подсчеты – в каждом случае стоимость полиса будет рассчитываться по-разному, и просто перемножить тарифы на базовую ставку уже не получится. Поэтому страховые компании будут обязаны размещать на своих сайтах онлайн-калькуляторы, которые помогут автолюбителям с этой непростой математикой.

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia