Музыкальная импровизация, эксперименты с меню и калейдоскоп мероприятий составляют основную фишку Edison craft bar в Иркутске, рассказал директор заведения Сергей Орлов. В баре регулярно выступают как известные, так и начинающие музыкальные коллективы, проводятся джазовые джемы, квизы, stand up и грустные вечеринки. Заведение, выполненное в стиле loft и наполненное уютной ламповой атмосферой, притягивает как молодежь, так и более взрослое поколение. О том, как зародилась идея создания музыкального крафт-бара в Иркутске, с какими трудностями пришлось столкнуться при организации бизнеса и в чем заключается секрет успешного позиционирования заведения, — в интервью ИА IrkutskMedia.
— Сергей, расскажите о ваших увлечениях, с чего вы начинали свой бизнес-путь?
—Я с детства занимаюсь музыкой. Еще в школьные годы играл в музыкальной группе, много выступал сольно. Устроился в рекламное агентство на первом курсе. Бизнесом я начал заниматься в студенчестве, когда учился на третьем курсе факультета филологии и журналистики ИГУ на специальности PR. Вместе с коллегой-дизайнером мы начали создавать прикольные футболки с тематикой районов Иркутска. Например, были забавные "новоленинские" футболки с изображением ПАЗиков. Продавали товар через интернет. Затем мы создали свою дизайн-студию, где сотрудничали с заведениями общепита. Разрабатывали меню, фирменные стили, названия для ресторанов. Работали очень много и делали проекты по всей стране. Эта деятельность принесла мне хороший опыт в умении налаживать коммуникации с владельцами заведений, их маркетологами. Также я приобрел навыки ведения бизнеса.
— Почему решили открыть музыкальный бар? Как появилась идея создания такого места в Иркутске?
— Занимаясь практически одним и тем же, я проработал в дизайн-студии пять лет. В какой-то момент мне это все надоело, потому что не хватало творчества, да и дохода от такой деятельности толком не было. Весной 2016 года мы сидели с отцом в музыкальном заведении. На тот момент он начал увлекаться пивоварением и спросил у меня, стоит ли открывать крафт-бар в Иркутске. Тогда в городе действовало одно такое заведение, но оно было локальным, так как располагалось в новостройках. В общем, буквально на следующий день мы уже начали размышлять над созданием бара. Пока искали помещение под бизнес, я посетил местное заведение, также съездил в Новосибирск, где много подобных мест. Затем побывал на фестивале крафтового пива в Москве и завел там полезные знакомства. Везде оценивал, сравнивал продукцию. Остановился на пивоварнях Санкт-Петербурга и Москвы. При организации бизнеса мы с отцом акцентировали внимание, прежде всего, на музыке. Хотелось создать музыкальный бар. Соответственно, мы искали помещение, подходящее этому критерию.
— Скажите, как быстро вам удалось найти такое место? Что для вас было главным при выборе?
— Спустя месяц поисков мы остановились на 130-м квартале. Конечно, в центре Иркутска были и другие интересные места, но все они находились в жилых домах, а у нас ведь направленность была на живую музыку, мы "хотели пошуметь". Наше помещение располагалось в цоколе, оно было абсолютно пустым. Поэтому много времени, сил и средств ушло на ремонт и обустройство. Надо было организовать площадку с отличным звуком. Отец был ответственным за строительство, так как я в этом вообще не разбирался. Также мы привлекли специалиста по звуковым системам. Все было рассчитано с математической точностью. Все грамотно заглушено. Нам был важен хороший концертный звук, но, в то же время чтобы можно было достаточно комфортно общаться. Кроме того, в строительстве возникло множество проблем, которые никак невозможно предугадать. Например, случился сезон сильных ливней, и так как мы находимся ниже уровня городской канализации, нас два раза достаточно сильно затапливало. Что сильно тормозило процесс открытия. От зарождения идеи до открытия заведения ушло девять месяцев.
— Сергей, какой ваш основной вклад в создание бизнеса?
— Конечно, мой вклад – это дизайн. Я был очень вдохновлен стилями loft, industrial и лампами Эдисона, которые располагаются на разной высоте и создают ламповую атмосферу. Хотелось сделать интерьер бара именно таким. Совместно с дизайнером мы разрабатывали дизайн интерьера. Также уже самостоятельно я сделал фирменный стиль и логотип. Тогда же зародилось и название заведения – Edison craft bar. Звучит круто! Кроме того, я занимался подбором сотрудников, созданием меню, выбором ассортимента. По секрету скажу, что подбирать персонал нужно было тщательно, в особенности поваров. Это очень сложная категория людей, они живут в каком-то своем странном мире, найти повара – это тяжелый труд. Сейчас у нас в баре есть определенный костяк сотрудников, однако текучка персонала все же присутствует. Мы никого не держим, ведь молодым людям нужно развиваться и двигаться дальше. При этом со старыми коллегами мы периодически проводим дружеские встречи.
Еще до открытия бара я увлекся фудпейрингом. Люблю сочетать напитки с определенными блюдами — это интересно. Меню у нас простое, акцентировано на закуски. При этом с поваром мы пытаемся придумывать какие-то оригинальные рецепты, причем на основе простых ингредиентов. Например, недавно готовили кофейный бургер в соусе "Доктор Пеппер". Это круто, нестандартно, и, скорее всего, мы его введем в меню.
— В Edison постоянно проходят различные мероприятия. Скажите, кто занимается их организацией, неужели тоже вы?
— Организацию мероприятий я взял на себя еще при создании бизнеса. Много важных знаний по этому делу я почерпнул в университете. Изначально мы привлекали музыкантов для проведения концертов по выходным. Когда у нас были дни без выступлений, мы устраивали рок-вечера, на которых посетители скидывали свои любимые рок-композиции, и мы включали их треки. Спустя месяц коллективы сами стали приходить в бар с предложениями.
С начала открытия заведения мы старались сделать концерты живой музыки постоянными, в городе такой тенденции не было. Однако позже в Иркутске живая музыка начала звучать везде. Поэтому с востребованными в городе кавер-группами мы договорились об эксклюзивных концертах с авторским материалом. Главное в заведении – это своя фишка. Самим музыкантам наш бар нравится – ламповая атмосфера, качественные мелодии, хороший звук и штатный звукорежиссер.
Для начинающих музыкальных групп я выделяю отдельные дни, например, воскресенье. Зачастую после череды таких выступлений они начинают у нас регулярно играть по пятницам. Перед концертами я всегда прошу музыкантов прислать свои видеозаписи. Не пускаю в бар всех подряд, так как на начальном этапе ведения бизнеса уже на этом обжигался.
— Ваша компания достаточно востребована в музыкальной среде. С чем может быть связана такая популярность бара?
—Я сам увлекаюсь музыкой, периодически выступаю в Edison со своей группой "Синий бит", люблю импровизацию. Многое рождается на сцене, например, я выводил на экран свой номер телефона, и мне люди писали смс, что петь дальше. Такой подход создавал дружескую и очень веселую атмосферу. У меня ощущение, что все музыканты – хорошие друзья. Как-то я познакомил саксофонистов с Hip Hop DJ. Они впервые встретились у нас на сцене и начали играть, саксофонист импровизировал под биты. Также классно было, когда к нам пришли с предложением выступить музыканты, играющие джаз в филармонии. Мы согласились и теперь у нас каждую среду проводятся джазовые джемы. Вообще сейчас многие говорят, что мы стараемся двигать музыкальную культуру в городе.
— Помимо музыкальных концертов, какие еще мероприятия проводятся в баре?
— У нас проводятся такие мероприятия как квизы, stand up, просмотр фильмов. Также у бара есть своя фишка – грустные вечеринки. Впервые мы воплотили такую идею 13 февраля перед Днем всех влюбленных и назвали вечеринку "День разбитых сердец". Вскоре это переросло в традицию проведения "Грустных вечеринок" раз в 1-2 месяца. На них все одинокие люди скидывали любимые грустные песни в наш плейлист, и мы включали эти композиции. Так зародился плейлист "Пить и скулить", на нем уже 13,5 часов отборной грусти. Также на грустной вечеринке есть stand up – люди выходят на сцену и рассказывают грустные истории, которые воспринимаются публикой очень весело. Кроме того, мы стали организовывать speed dating, так мы провели его на грустной вечеринке 14 февраля – получилось круто. Тогда сразу же образовалось две пары, которые до сих пор вместе.
— Сергей, при открытии бара вы акцентировали внимание на определенной категории посетителей? Какой сейчас портрет аудитории в Edison?
— При открытии бизнеса я не ориентировался на конкретных людях. Сейчас публика в Edisson разноплановая. Это связано с тем, что мы открыты для всех музыкальных направлений. В баре своя определенная атмосфера, многие посетители друг друга знают, новые люди быстро вливаются в общую компанию.
— Каким образом вы рекламировали заведение? За счет чего удалось привлечь внимание горожан? Насколько быстро окупился бар?
— Целенаправленного вливания денег в рекламу практически не было. Просто начал проводить мероприятия, затем запустился процесс сарафанного радио, начала формироваться постоянная аудитория. При этом изначально много средств было вложено в строительные работы, ремонт, звук. В связи с этим бар окупался долго. Опять же я действовал по принципу отца: если что-то создавать, то нужно быть лучшим, иначе нет смысла это делать.
— С какими проблемами вы столкнулись на старте бизнеса? Что можете посоветовать начинающим предпринимателям?
— Нужно много средств вкладывать именно в рекламу. Это очень важно. То, что наш бар достиг сейчас без рекламы, – это очень долгий труд, организация многих мероприятий. Не все так просто. В бизнесе всегда есть две позиции — соблюдение каких-то принципов, идей и зарабатывание денег. Хорошо, когда все это реализуется одновременно. Однако зачастую исключительно ради денег заведения теряют свое лицо.
При создании бизнеса стоит обратить внимание на свое уникальное позиционирование, должна быть какая-то фишка. Однотипных заведений сейчас и так много — они скучны и неинтересны. Нужно жить со своей концепцией, именно этому мы придерживаемся.