Депутаты Думы Иркутска предложили внести изменения в ст. 35 устава города и сделать процедуру голосования за кандидатуру мэра тайной. По мнению народных избранников, это позволит исключить давление со стороны заинтересованных лиц и сделать процедуру более демократичной, поскольку открытый способ голосования не гарантирует свободу волеизъявления. Политологи подчеркивают, что процедурно принцип избрания станет более защищенным и справедливым. Подробнее об этом — в материале ИА IrkutskMedia.
Сегодня на заседании постоянной комиссии Думы Иркутска по муниципальному законодательству и правопорядку депутаты рассмотрели проект поправок к уставу города, который 21 мая 2019 года внесла группа городских парламентариев. Свои подписи под правотворческой инициативой поставили 20 депутатов. Отмечается, в соответствии с действующим законодательством сначала предусмотрена процедура публичных слушаний по данной инициативе. Проект решения Думы, который комиссия по муниципальному законодательству рекомендовала принять на 57-м заседании Думы, предусматривает как раз проведение общественного обсуждения предложения депутатов.
"Тайное голосование необходимо для того, чтобы избежать давления и гарантировать безопасность человеку, который высказывает свое мнение, свою гражданскую позицию", — подчеркнули депутаты.
В настоящее время уставом и регламентом Думы города Иркутска предусмотрено открытое голосование при выборе мэра из числа депутатов. Эта норма была внесена в устав в 2015 году. Чтобы стать мэром, кандидат должен получить не менее двух третей голосов депутатов (не менее 24-х народных избранников) в открытом голосовании.
Депутаты настаивают на том, что при тайном голосовании исключается контроль за волеизъявлением, также как на прямых выборах. Есть право каждого избирателя, а в данном случае депутата, на сохранение в тайне его волеизъявления. Тайное голосование – самая частая форма голосования на многих уровнях выборов. В России наиболее масштабными применениями тайного голосования являются выборы президента, губернаторов, на прямых выборах глав муниципалитетов голосование тоже тайное. Выборы председателя Думы Иркутска также проходят путем тайного голосования. Принцип тайного голосования означает, что никто, кроме самого голосующего, не имеет права знать о содержании его персонального волеизъявления, и никто не вправе оказывать давление на волеизъявление избирателя. В международном праве этот принцип закреплен во Всеобщей декларации прав человека.
Политолог и историк Алексей Петров отметил, что это правильное решение и должно было быть принято раньше. Такая форма волеизъявления применяется не только во всех современных развитых странах, но даже при голосовании в трудовых коллективах.
— Это отличное решение. Я удивлен, почему предложено его ввести только сейчас. Поскольку выбирать кого-то поднятием руки — какой-то "каменный век". Тайное голосование прописано во всех документах и исторически устоялось во многих развитых странах мира. На более мелких выборах, например, в трудовых коллективах, используются элемент закрытого ящика и кабинки для голосования. Ведь мы понимаем, что живем в век, когда один неробкий взгляд и ты уже никто. Поэтому при тайном голосовании человек должен быть честен и ответственен только перед своей совестью, — сказал Алексей Петров.
Все кадровые вопросы должны решаться тайным голосованием — так гарантируется свобода волеизъявления, уверен доктор юридических наук, профессор Сергей Шишкин. Эксперт напомнил, что действующий порядок был изменен во время мэрства Владимира Якубовского.
— Вопрос имеет давнюю историю в Иркутске. У меня была большая публичная дискуссия по этому поводу с Владимиром Якубовским (экс-мэром Иркутска), который перед выборами в Гордуму "продавил" решение о том, что председатель Думы выбирается открытым голосованием. Но дело в том, что в Иркутске и области есть устоявшаяся традиция — все кадровые вопросы решать в режиме тайного голосования. Таким образом мы сохраняем свободу воли и выбора голосующих людей, защищаем от избыточного давления со стороны третьих лиц. Тогда с Якубовским на эту тему дискутировали, но результат был иной. Если раньше мэр выбирался тайным голосованием из числа депутатов Думы, то позже в созыве эта ситуация была переиграна и мэр тоже стал выбираться открытым голосованием. Поэтому нынешняя инициатива мне видится как акт восстановления исторической справедливости, — подчеркнул Сергей Шишкин.
Специалист по связям с общественностью Владислав Шиндяев считает, что тайное голосование добавит спокойствия выбору и позволит осуществлять волеизъявление на основе реального расклада сил.
— Я считаю, что инициатива с тайным голосованием по вопросу избрания мэра Иркутска добавит объективности данному процессу, уберет конъюнктурные и субъективные факторы. То есть выбор будет осуществляться на основе реального расклада сил и каждый из депутатов сможет спокойно голосовать в соответствии со своими убеждениями, — отметил Владислав Шиндяев.
Политолог и публицист Сергей Шмидт считает, что с точки зрения демократии это не так хорошо, как было ранее, когда конкретный избиратель знал, как голосует его народный избранник. С позиции политпрагматики — это более спокойное и уравновешенное голосование, причем выгодное всем участникам политической деятельности.
— Любое событие происходящее в политическом жизни стоит оценивать с точки зрения ценностей и прагматика интересов. С точки зрения политических ценностей демократии — данная мера ужасна. Ведь каждый гражданин имеет полное право знать, как избранный им человек проголосовал по любому вопросу. Это такая хитрая ловушка для представительной демократии, причем любого уровня: местного, регионального, федерального. Просто данная мера уничтожает смысл представительства. Я не раз сталкивался с тем, что граждане удивлялись, почему они не имеют права знать, кто и как проголосовал по тому или иному вопросу. Например, до сих пор "ломаются копья" на тему того, кто поименно проголосовал за систему сити-менеджера. Поэтому с точки зрения ценностей — это абсолютно антидемократическая мера.
С точки зрения прагматических интересов я думаю, что в нынешней ситуации, которая складывается накануне выборов в Гордуму (две команды "Единой России", дележ округов оппозиционными партиями), данная инициатива выгодна всем субъектам политической деятельности. Это выгодно депутатам, которые смогут "продать" свой голос подороже или даже "продать" по двум-трем адресам. В том числе и с пользой для жителей. Ну, и вероятно, что для кандидатов, которые рассчитывают занять пост мэра, в этой ситуации, когда нет однозначных преимуществ, будет выгодней договариваться с конкретными депутатами при тайном голосовании, — заключил Сергей Шмидт.
Напомним, 30 мая 2014 года 35 депутатов Законодательного собрания единогласно и единодушно проголосовали за принятие закона о местном самоуправлении, который ввел только прямые, всеобщие выборы всех мэров, глав муниципальных образований и депутатов местных дум. Чтобы закон смог вступить в силу до даты назначения очередных муниципальных выборов, его рассмотрели сразу в двух чтениях. Эту инициативу поддержали все фракции Заксобрания.
По прошествии полугода, на 20-й сессии ЗС 24 декабря 2014 года, депутаты рассмотрели в законопроект о введении в Иркутске сити-менеджера. Документ внес в областной парламент тогда еще рядовой депутат Андрей Лабыгин. С его подачи парламентарии рассмотрели закон сразу в трех чтениях. Катализатором этой депутатской инициативы стали два фактора, рассказал тогда народный избранник. Во-первых, это выступление депутата ГД РФ от ЛДПР Андрея Лугового о необходимости введения в Иркутске соответствующего института. Во-вторых, обращение фракции "Единой России" в Думе Иркутска в политсовет партии. Кроме того, Андрей Лабыгин обратил внимание на низкую явку избирателей на выборах и на возможность протестного голосования, в результате которого городом будет управлять непрофессионал.
Через полтора месяца после принятия закона о сити-менеджере либерал-демократы поняли, что он им не нравится. 16 февраля 2015 года стало известно, что фракция ЛДПР предлагает отказаться от принятой в декабре схемы, и избирать мэра города из числа депутатов. После этого мэр должен будет сложить депутатские полномочия. В результате в марте 2015 года Дума Иркутска единогласно назначила мэром своего спикера Дмитрия Бердникова.
В начале апреля 2017 года губернатор Приангарья заявил о необходимости проведения референдума по вопросу возвращения прямых выборов мэра Иркутска и сохранения этой процедуры в других муниципалитетах региона. Позже группа депутатов Законодательного собрания Иркутской области внесла в региональный парламент законопроект, возвращающий прямые выборы мэра Иркутска. Авторы законодательной инициативы – представители фракции КПРФ, а также тогдашний руководитель фракции "Гражданская платформа" Владимир Матиенко. Законопроектом предлагалось внести изменения в статью 3 закона "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области".
Инициатива не направлена против действующего мэра Иркутска, а призвана вернуть жителям областного центра право голоса, отмечали инициаторы законопроекта. Депутаты должны были рассмотреть документ на майской сессии 2017 года. Однако вопрос был сдвинут на июнь из-за отсутствия заключения Думы Иркутска.
Комитет по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении не принял решение по вопросу проведения референдума за возврат прямых выборов мэра Иркутска 13 июня. Заседание проходило "горячо": обвинения в политизированности и антинародности решений звучали в адрес руководителя комитета Бориса Алексеева. Представители инициативной группы КПРФ, выступающей за возврат прямых выборов мэра Иркутска, говорили о возможном непрохождении их законопроекта в областном парламенте, если не будет проведен референдум. Правовое управление ЗС приняло на себя основной удар: юристы областного парламента посчитали вопрос, выносимый на референдум, несоответствующим требованию о государственной важности. Спустя две недели этот же комитет не одобрил и законопроект о возврате прямых выборов мэра Иркутска. На заседании присутствовало всего четверо депутатов, и все они проголосовали против законопроекта. Кроме того, парламентарий и иркутянин Борис Алексеев заявил, что его устраивает сложившееся положение вещей. По мнению его коллеги и землячки Нины Чекотовой, в Иркутске и так все хорошо и втягивать людей в политику не надо. Депутат ЗС Ольга Носенко, защищавшая законопроект, даже апеллировала к высказываниям президента РФ, но не сумела пробить счастливые сердца иркутян Алексеева и Чекотовой.
Депутаты Законодательного собрания Иркутской области отклонили законопроект о возврате прямых выборов мэра областного центра в июне 2017 года. Против инициативы проголосовало 26 парламентариев, "за" – всего девять. Двое воздержались, еще двое не голосовали. Стоит отметить, что вопрос практически не обсуждался. Короткими выступлениями отметились только депутат-коммунист Сергей Бренюк и тогдашний уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин.
Подводя итоги парламентского сезона 2016-2017 годов, Сергей Брилка заявил, что в Иркутске есть демократия, просто ей нужно правильно пользоваться. Он отметил, что Заксобрание – это серьезный орган, который не может менять избирательное законодательство каждый год. До этого парламент менял избирательное законодательство в декабре 2014 года и феврале 2015 года.
"Вы спрашиваете, почему мы отклонили законопроект о возврате прямых выборов мэра Иркутска. Отвечаю: "Мы приняли это решение, потому что только в 2014 году мы одобрили закон, по которому Иркутск сейчас живет". Когда говорим, что в процессе выборов мэра Иркутска должно участвовать все население города, мы не задумываемся, что действующий закон позволяет это сделать. Если население хочет, чтобы был избран достойный глава города, пусть выберет достойную Думу. Если люди выберут 35 самых достойных депутатов, то из них будет выбран лучший мэр. Когда группа товарищей поднимает флаг и говорит, что демократия в Иркутске загнана в угол, это не так. Демократией нужно правильно пользоваться", – прокомментировал Сергей Брилка.
На пресс-конференции по итогам работы Заксобрания второго созыва Сергей Брилка обмолвился, что в работе у парламента осталась очередная инициатива губернатора Иркутской области о возврате прямых выборов мэра Иркутска. Спикер ЗС тогда сказал, что с этим вопросом будет разбираться уже третий созыв.
Добавим, что на внеочередной сессии ЗС в апреле 2019 года депутаты проголосовали в первом чтении за новую для Иркутска модель управления городом. Областной центр не получил прямые выборы мэра. Вместо этого удостоился одной из форм института сити-менеджера со всеми вытекающими последствиями.