"Мусорная реформа" опять навела шороху в ЗС Иркутской области

Реализация федерального закона все еще вызывает немало замечаний у депутатов,общественников и глав муниципалитетов

Бурные эмоции, выкрики, претензии и упреки можно было наблюдать на сессии Законодательного собрания Иркутской области при обсуждении "мусорной реформы". Для разговора о реализации федерального закона в муниципальных образованиях региона был выделен муниципальный час. Однако представителям МО удалось взять слово лишь под занавес обсуждения. Это вызвало негативную реакцию как со стороны самих "приезжих", так и со стороны некоторых парламентариев. Во время самого обсуждения темы вывоза твердых коммунальных отходов также было много эмоций, споров и вопросов на самые разные темы, но к консенсусу участникам заседания так и не пришли. Подробнее об этом — в материале ИА IrkutskMedia.

Муниципальный час начался с выступления председателя Законодательного собрания Иркутской области Сергея Сокола, который заявил о проблемах при реализации "мусорной реформы".

"В начале мая Генпрокуратура раскритиковала систему обращения с ТКО в ряде регионов. Вопросы в том же контексте звучали по поводу Иркутской области. Мы ожидаем, что их могут поднять и во время прямой линии с президентом. Тема перехода на новую систему обращения с ТКО не просто актуальна, она будет социально острой ровно столько, сколько чиновники будут стараться дистанцироваться от решения существующих проблем. Кого из федеральных чиновников нам надо пригласить, чтобы, наконец, сделать механизм обращения с ТКО удобным и прозрачным для жителей региона?" — спросил Сергей Сокол.

По словам спикера, на сегодняшний день продолжает оставаться открытым ряд вопросов относительно поддержки МО, так как у муниципалитетов нет средств на строительство и содержание площадок для ТКО. Ориентировочно на это может потребоваться еще более 780 млн рублей.

После Сергея Сокола слово взял председатель Думы Иркутского районного образования Александр Менг, который сразу же обозначил проблему. По его словам, в сельских территориях раньше существовала система "попакетного" сбора, однако сейчас региональный оператор не собирается пользоваться этими наработками.

"Региональный оператор дал разъяснения, что деятельность осуществляется согласно законодательству и в объеме, определенном в едином тарифе, который предусматривает единственный способ вывоза ТКО — с контейнерных площадок, оснащенных контейнерами и бункерами", — заявил Александр Менг.

Председатель Думы Иркутского района добавил, что федеральное законодательство предусматривает для частного сектора не только такой способ вывоза отходов, но и "попакетный", однако, на территории Приангарья он не реализуется. Именно на это часто и жалуются жители сельских территорий.

Старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов об охране природы Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Алена Белозерцева обозначила еще одну актуальную проблему.

"На сегодняшний день на территории Иркутской области нет объектов, предназначенных для переработки, утилизации и сортировки отходов. Сложившаяся ситуация полностью противоречит стратегии, утвержденной указом президента. Нам необходимо сокращать объем именно захораниваемых отходов. Нужно обращать внимание не столько на строительство полигонов, сколько на возведение объектов по переработке. Полигоны не решат проблему с мусором", — рассказала Алена Белозерцева.

Мэр Саянска Олег Боровский прокомментировал приказ о снижении нормативов по накоплению отходов для юридических лиц, который раньше определялся с торговой площади, а теперь с общей площади предприятия. По словам главы МО, в связи с нововведениями площадь изменилась практически в два раза, а нормативы остались прежними.

Заместитель прокурора Иркутской области Роман Шергин заявил, что надзорное ведомство намерено проверить снижение нормативов по накоплению отходов для юридических лиц.

"Я не знал об увеличении площади. Мы пересмотрим этот норматив, а после этого прокуратура даст свою оценку", — добавил Роман Шергин.

Депутат Законодательно собрания Иркутской области Евгений Сарсенбаев рассказал о том, что сильно погружен в тему вывоза ТКО, так как является членом рабочей группы в региональном правительстве. По словам парламентария, юридическое лицо вправе само выбрать метод учета ТКО: фактический, по нормативу или контейнерный сбор.

"Я считаю, что необходимо защитить наших предпринимателей, которые готовы сдавать отходы по фактическому учету. Почему мы не учитываем их мнение? Кроме этого, я несколько раз говорил, что нужно разработать методическое пособие как для физических, так и для юридических лиц", — заявил Евгений Сарсенбаев.

Депутат также выявил ряд проблем при реализации "мусорной реформы": неготовность муниципалитетов и регионального оператора; объективность нормативов и тарифов; механизм реализации самого закона и его документооборот. Затем представитель ООО "РТ-НЭО Иркутск" Юрий Кравченко и депутатский корпус включились в активное обсуждение. Бурная полемика длилась до тех пор, пока ее не прервал заместитель председателя Законодательного собрания Иркутской области Александр Ведерников, предложивший высказаться представителям МО.

"Мы пригласили муниципалитеты и дали им лишь пять минут на выступления. Это просто некрасиво. Пока будем считать, что сегодня не подготовлен муниципальный час. У меня есть предложение извиниться перед муниципалитетами и в остававшееся время давать слово только им, чтобы обозначить квинтэссенцию этих проблем", — высказался Александр Ведерников.

Речь зампреда вызвала бурные обсуждения и овации среди представителей муниципальных образований. Несмотря на это, следующей выступила ведущий специалист Центра защиты прав граждан Иркутской области Евгения Комиссарова. Она сообщила, что с начала года поступило много обращений и жалоб от жителей региона – как селян, так и горожан.

"Жители поселков не понимают, почему должны платить, если в основном мусор сжигается в печках. Горожане платят за вывоз мусора, содержание площадок, а многие управляющие компании собирают плату и за вывоз крупногабаритного мусора. Острый вопрос – формирование тарифов, люди не понимают, почему мусор производят квадратные метры, а не люди", – отметила Евгения Комиссарова.

После этого слово и правда перешло к представителям муниципалитетов. Их жалобы касались "попакетного" сбора мусора, которым отказывается пользоваться регоператор, нормативов и завышенного тарифа.

По итогам рассмотрения темы были приняты рекомендации областному правительству и муниципальным образованиям. В частности, кабмину предлагается рассмотреть возможность по расширению перечня территорий, где жители за вывоз мусора платят исходя из количества граждан, ускорить принятие положения о предоставлении субсидий местным бюджетам на создание площадок и проработать дополнительные механизмы финансовой помощи муниципальным образованиям на исполнение полномочий в связи с реализацией системы обращения с ТКО. Парламентарии также рекомендовали обеспечить проведение информационной работы с населением Иркутской области. Муниципалитетам было предложено разработать дорожные карты по созданию необходимой контейнерной инфраструктуры. Региональному оператору рекомендовано обеспечить заключение договоров на оказание услуг и обеспечить регулярный и своевременный вывоз твердых коммунальных отходов.

Напомним, предполагаемые тарифы на вывоз ТКО в Иркутской области были оглашены на заседании регионального совета при губернаторе Приангарья 21 декабря 2018 года. Руководитель службы по тарифам Иркутской области Александр Халиулин отметил, что тариф, установленный в области, ниже среднероссийского и сравним с другими субъектами в СФО. Было сказано, что после долгих обсуждений было предложено установить тариф для Иркутска, Ангарска и Братска (за 1 кубометр) — 0,085 рубля за кв. метр, для остальных муниципалитетов — 0,063 рубля за кв. метр. Александр Халиулин констатировал, что для большинства муниципалитетов тариф вызовет увеличение (главным счетом ввиду того, что ранее мусор там никто не вывозил), для некоторых произойдет снижение. Причем тенденция снижения/увеличения платы за ТКО может произойти даже внутри одного муниципалитета. Так, в Иркутске (даже сейчас) у разных управляющих компаний разный норматив на вывоз мусора.

ИА IrkutskMedia сообщало, что перед "мусорной реформой" большинство мэров Приангарья волновала причина, по которой был выбран расчет и тариф на основе "квадратуры" жилья, а не количества человек проживающих в квартире. В качестве аргументов приводилось, что это несправедливо, поскольку мусор от людей будет привязан к местности, а не фактическому нахождению человека (где он и оставляет мусор). А также и то, что многим жильцам, которые одни живут в квартирах, будет это более накладно. При этом заявление руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области Александра Проценко, что его служба провела комплексные расчеты по наиболее оптимальному начислению тарифа и выяснила, что с квадратного метра выгоднее, не убедило глав территорий.

Добавим, президент РФ Владимир Путин 14 января издал указ о создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор". Компания будет управлять системой обращения с ТКО, предотвращать вредное воздействие таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлекать их в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий, превращать отходы во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и получения энергии, а также в целях ресурсосбережения. Функции и полномочия "Российского экологического оператора" будет осуществлять министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Отметим, что депутаты Думы Иркутска обсудили, как на территории областного центра реализуется "мусорная реформа" и как на это нововведение реагируют жители города, на депутатских слушаниях 30 января. По их словам, в этом вопросе есть немало изъянов. Все еще остается непонятным, почему был принят "квадратный" расчет тарифа. Также бурные обсуждения вызвал вопрос незаключенных контрактов регионального оператора с частным сектором. Депутат гордумы Юрий Коренев считает, что это может привезти к настоящему кризису в столице Восточной Сибири.

Кроме этого, Иркутская область заняла третье место среди регионов страны по количеству жалоб на горячую линию Общероссийского народного фронтам, связанных с реализацией новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Больше всего недовольных было в Ангарске, поэтому в первую очередь именно туда отправились представители "Молодежки ОНФ" с экологическими рейдами 7 февраля. В рамках мероприятия они пообщались с местными жителями, провели анкетирование, а также выяснили основные проблемы при реализации "мусорной реформы".

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia