Пустая софистика: помощь пострадавшим от наводнения вызвала споры в ЗС Иркутской области

Неприкрытое соперничество на тему того, кто первым окажет помощь жителям подтопленных территорий, взбудоражило политологов Приангарья

Партия власти и оппозиция уже давно поменялись местами в Иркутской области. А политические распри как были, так и продолжаются в областном парламенте. Скорее всего, их стало даже больше. По мнению политолога и публициста Сергея Шмидта, правящая партия всегда будет стремиться к экономии бюджета, а оппозиционная – к увеличению социальных расходов. Так и произошло на внеочередной сессии Законодательного собрания 24 июля, когда коммунисты сняли социальные вопросы с повестки заседания, а разнопартийное меньшинство пыталось им помешать, но в итоге просто навели шумиху. Политолог Максим Зимин считает, что во время наводнения политические игры были неизбежны, потому что и ЕР, и КПРФ стремились завоевать лояльность избирателей. Однако, по его словам, обе фракции проиграли в этой гонке. А политтехнолог Владимир Буханцов и вовсе думает, что депутаты Законодательного собрания от КПРФ сняли социальные законопроекты под влиянием регионального правительства. Подробнее об этом – в материале ИА IrkutskMedia.

19-я внеочередная сессия Законодательного собрания Иркутской области прошла два дня назад, однако обсуждение ее итогов все еще продолжается как в глобальной сети, так и в узких политических кругах. Главным событием заседания стало выступление главы КПРФ в областном парламенте Андрея Левченко, который предложил исключить из повестки все вопросы, связанные с социальной поддержкой пострадавших от наводнения. Такое заявление вызвало бурю эмоций у присутствовавших, после чего последовало длительное обсуждение целесообразности такого решения. Но еще больше споров, упреков и обвинений можно было наблюдать, когда все эти вопросы и правда были сняты с рассмотрения. "За" эту инициативу проголосовало 18 депутатов, против — 17.

Партийная битва закончилась, а ее последствия остались. До сих пор остается непонятным, кто вышел победителем из этой дуэли. Обе стороны обозначили свои категоричные позиции. Коммунисты сняли законопроекты, потому что это бы нарушило обязательства регионального правительства перед федеральным центром. При этом кабмин Приангарья вместе с губернатором подготовил указ, который включал в себя все пункты, предусмотренные в законах областного парламента. Удивительно, что никто не сказал об этом во время заседания Законодательного собрания. Внятную причину такого действия, точнее его отсутствия, понять невозможно. Единороссы, объединившись с представителями мелких партий, заняли противоположную позицию, настаивая на социальных расходах здесь и сейчас. Знали ли они об указе губернатора — неизвестно.

Политолог и публицист Сергей Шмидт нашел эту ситуацию весьма занимательной и сделал три основных вывода. Первый: партия власти всегда будет стремиться сэкономить бюджет, а оппозиция — потратить его на "социалку". Второй: для обычных людей дефицит бюджета не аргумент, чтобы снимать такие важные законопроекты. Третий: губернатор не боится потерять свое кресло, потому что у него есть некие договоренности с Федерацией.

— Когда любая партия переходит в оппозицию, она становится партией социальных расходов. А когда приходит к власти, то становится партией экономии бюджета. У нас коммунисты экономят бюджет, а единороссы выступают за социальные расходы. Так что можно сделать вывод о том, что дело не в партиях, а в этой закономерности. Когда ты у власти, то каждую копейку считаешь. Когда критикуешь власть — требуешь как можно больше этих копеек тратить, — отметил Сергей Шмидт.

Политолог вспомнил и тот факт, что представители КПРФ не раз бравировали своим профицитным бюджетом, а в критический момент вдруг появился дефицит.

— Допустим, у КПРФ было решение снять эти законы. Но они не дали нормальное разъяснение этого действия заранее. Андрей Сергеевич (Левченко — прим. ред.) сообщил, что боится дефицита бюджета в 10%. Даже если это и так, то для простых людей это вообще не аргумент. А в условиях, где им два-три года твердили, что у нас огромный бюджет, это тем более не аргумент.

Давно возникает ощущение, что наш губернатор ведет себя не так, как должен вести себя губернатор, под которым трясется кресло. С одной стороны, чуть ли не каждый месяц мы слышим, что его "уберут", а с другой, он уже четыре года отработал. В его положении добавлять к своей репутации снятие социальных законов совсем неразумно, из чего я делаю конспирологический вывод, что, возможно, в каких-то верхних инстанциях ему обещано, что он доработает свой срок, — добавил Сергей Шмидт.

Возвращаясь к заседанию сессии, все еще остается непонятным, почему коммунисты не попытались договориться с единороссами и остальными партиями кулуарно и решить вопрос за кулисами, не выставляя его на всеобщее обозрение. Ведь ситуация выглядит так: ЗС разработало законы, направленные на поддержку пострадавших от наводнения, все было готово к принятию, но тут вышел Андрей Левченко и объявил, что все инициативы нужно снять. Причем глава партии в областном парламенте даже не упомянул про указы губернатора, чтобы оправдать свой поступок. Единственное закономерное объяснение случившегося — это политическая борьба. Но уместна ли она на фоне ЧС?

Политолог Максим Зимин считает, что политические игры были неизбежны, потому что обе крупные фракции, представленные в ЗС, во время наводнения стремились завоевать лояльность избирателей. Однако ни одной из сторон не удалось этого сделать, потому что они допустили стратегические ошибки и в итоге только испортили свой партийный имидж.

— Политическая игра была неизбежна. Дело в том, что потоп — это трагедия федерального масштаба. Естественно, когда человек, наделенный властью, эту проблему решает, параллельно он увеличивает свой "политический капитал". Это нормально. Другое дело, что обе наши правящие партии — "Единая Россия" и КПРФ — на этом потопе потеряли намного больше, чем приобрели, — объяснил Максим Зимин.

Политолог вспомнил и о дефиците казны, о котором говорил депутат. По его мнению, это неубедительный аргумент. Действительно, в семейном бюджете профицит — это достижение, а вот в региональном — нет. Потому что при дефиците или "нулевом исходе" Федерация должна выделять дополнительные субсидии, а при профиците не удастся их получить.

Некоторые эксперты считают, что коммунисты "свернули" законопроекты, потому что те были рассчитаны на оказание поддержки всем жителям подтопленных территорий, а не конкретным пострадавшим. Максим Зимин же не согласен с такой позицией. По его мнению, лучше оказать помощь всем, чем никому.

— Вот это подход, что лучше вообще никому помощь не оказывать, чем оказывать кому-то не тому, в условиях чрезвычайной ситуации, в принципе, неправильный. Тем более там же речь шла не о разбазаривании бюджетных денег непонятно кому, а о социальной поддержке жителей подтопленных территорий, — заявил политолог.

Демократия, то есть власть народа, основана на разделении властей, чтобы каждая из них могла регулировать деятельность другой. При этом у исполнительной власти есть свои вертикали, а у законодательной только одно контролирующее лицо — избиратель. Политтехнолог Владимир Буханцов считает, что законодательная власть ни в коем случае не должна "стелиться" под исполнительную, а ведь так, согласно эксперту, и происходит в Иркутской области. Владимир Буханцов полагает, что депутаты Законодательного собрания, представляющие КПРФ, сняли социальные законопроекты из-за влияния регионального правительства, несмотря на все причины, озвученные Андреем Левченко на момент свершения действа.

— Все это отговорки со стороны коммунистической фракции. Они уже отвергли большую часть социальных законопроектов. Что сейчас будет в указах губернатора еще неизвестно. Я в очередной раз разочарован действиями КПРФ. Они подрывают веру людей, что возможны какие-то социальные изменения. Снятие законопроектов с идеологической точки зрения не оправдано, — сказал Владимир Буханцов.

Политолог Юрий Пронин считает, что у регионального правительства есть какие-то обязательства перед Федерацией. В связи с этим при дефиците бюджета ниже 10% к кабмину Приангарья могли быть штрафные санкции. Главное, отмечает эксперт, чтобы выплаты были произведены.

— Это момент политической борьбы. Как поступить лучше? Видимо федеральное правительство дало знать, что после выхода дефицита бюджета за 10% могут последовать санкции, и, несмотря на чрезвычайную ситуацию, поблажек не будет. Вопрос в форме, которая называется "кто первее". Потребуется некоторое время, чтобы окончательно сказать, кто прав, — отметил эксперт.

В Законодательном собрании сложилась неоднозначная ситуация. Разбираться кто прав, а кто виноват можно очень долго. С уверенностью можно сказать одно: политический момент имеет место. Он был и будет всегда. Главное, чтобы люди от этого не страдали.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia