Антон Ерошенко. До выборов в Думу Иркутска остается меньше месяца. С 10 августа все кандидаты официально вышли в информационное пространство (кто-то это сделал еще несколько месяцев назад), чтобы рассказать городу о том, кто перед ним. Именно городу и территории, но не жителям и избирателям. В рамках заседания "Экспертного клуба-Иркутск" было отмечено, что работа с электоратом на выборах в Думу областного центра становится противоречивой, поскольку кандидаты делают акцент на конкретное число избирателей, определенное количество голосов, которого будет достаточно для победы. Поэтому до рядовой бабушки из Топкинского, интеллигента из Академгородка, заводчанина из Второго Иркутска – любого жителя столицы Приангарья – дела у кандидатов нет. Политологи констатируют, что в условиях прогнозируемой невысокой явки, электоральной усталости и восприятии избирателями выборов исключительно в Думу (никто из кандидатов не акцентирует внимание на последующем избрании из состава депутатов мэра города) – победой станет "нужное количество голосов" в конкретном округе. Эксперты констатируют, что кампания в представительный орган столицы Приангарья сохранит традиционную клановую борьбу в условиях достигнутых договоренностей между якорными лицами на территории. Подробнее об этом – в материале ИА IrkutskMedia.
Дмитрий Еловский: Ничего особенного, клановая борьба была всегда. Конфигурация Гордумы определит положение кланов в будущем
Сейчас очень актуальна концепция кланов и расстановку сил на выборах в Думу Иркутска можно представить через призму этой теории, считает гендиректор директор коммуникационного агентства ACTOR (Москва) Дмитрий Еловский. Эта концепция возникла в начале 2000-х, когда появилась попытка объяснить происходящие в стране и регионах события интересами крупных и влиятельных семей, которые стремились распределить и закрепить за собой имеющиеся ресурсы и направления экономики. Сейчас в стране есть около 20-ти кланов, которые контролируют до 90% экономической и политической сфер России.
У клановой системы есть свои плюсы и минусы. Она организована, там нет хаоса, нет войны "всех против всех". Там присутствует арбитр, который не дает формироваться жесткому конфликту и "подруливает в конкретных ситуациях". Но есть и минус – она затормаживает развитие системы. То есть замирают социальные лифты – если ты не в клане, ты никуда не двигаешься. Есть попытки эту систему модернизировать. Например, конкурс "Лидеры России" (18+) — это попытка создать социальный лифт помимо клановой системы. В Иркутской области есть свои кланы, которые больше похожи на заинтересованные группы влияния, которые стараются сохранить тот баланс, который у них есть сейчас и усилится где-то еще, считает эксперт.
"В Иркутской области, на наш взгляд, все началось лишь в 2015 году, когда на выборах губернатора победил Сергей Левченко. Люди, близкие к экс-губернатору, сформировали противоположную команду. Так появились губернаторская и негубернаторская команды. Затем стали создаваться кланы, которые либо поддерживали "красных", либо были против них. В прошлом году этот процесс активно проявил себя на региональном уровне, когда был сформирован нынешний состав Законодательного собрания. Сейчас с легкостью можно насчитать в области больше десятка групп влияния. Поэтому от того, как сложится конфигурация в городской Думе, будет понятно, как будут чувствовать себя кланы в дальнейшем. Кто-то усилится, кто-то, наоборот, ослабеет, кто-то добавит очков, кто-то сдаст позиции. Тогда они и выберут мэра", – подчеркнул Дмитрий Еловский.
По его мнению, эти группы влияния будут формировать не только идеи обустройства города, но и перспективы развития региона. Укрепление кланов, их влияние в регионе, в свою очередь, будут определять возможность договариваться с федералами о преимуществах (прежде всего, финансовых) для Иркутской области.
Сергей Шишкин: Выборы в Думу Иркутска – грубейшее нарушение избирательного законодательства. Прикрытое квазиправовой действительностью
Предстоящие выборы сформировали соотношение трех основных групп игроков, которые и разыграют действующую карту в Иркутске, уверен доктор юридических наук, профессор Сергей Шишкин. Это люди действующего мэра, коммунисты и строители. Отношения между ними стали еще более натянутыми по сравнению с тем, что было даже неделю-две назад, констатирует эксперт.
"Главный клинч складывается именно между мэром и строителями. Предметный спор и точка кипения — это земли ИВВАИУ. Один хочет своими компаниями застраивать территорию ведя разговоры с Минобороны, другие — конкретные застройщики Иркутска, которые проводят в Думу своих людей. При этом представители "красного лобби" как-то провисли, наблюдается какое-то уныние, не все кандидаты финансово-ресурсные. Серьезный момент с Тулуном. Еще два месяца назад этого оптимизма было больше. Хотя полагаю, что какая-то рихтовка будет у них. Но, в принципе, ресурсов у всех полно. Другой вопрос – готовность тратить этот ресурс сейчас или сохранить статус-кво для будущих побед на региональном уровне. Также наблюдается удивительная вещь: потерялась традиционно лидирующая партия. Как партия она аморфна нынче, раздираема внутренними противоречиями. И непонятно, какую роль в кампании выбрал руководитель партии в регионе сейчас", — отмечает профессор.
При этом никто не занимается обычными избирателями, акцентирует внимание эксперт. Идет процесс в виде перетягивания одеяла на себя между заезжими политтехнологами. И пока можно видеть, что осваиваются бюджеты.
"С моей точки зрения, сделали некий пафос, который для сторонних оценщиков должен создать впечатление, что идут конкурентные выборы или грязные. Главное, что есть выбор. Но на самом деле никакого выбора нет пока. К настоящим выборам будем подкрадываться тогда, когда люди вдруг осознают, каково состояние сети по своему округу, надежно ли куплены избиратели (не перекуплены ли), хватит ли условных 1500 голосов для победы. Это все скрывается за ширмой политтехнологами. При этом какой-то результат все-таки надо получить, чтобы не совсем стыдно было. Иначе завтра их не пригласят.
Для себя я отмечаю, что это грубейшее нарушение избирательного законодательства с особым цинизмом. Прикрытое квазиправовой действительностью. И пока избирательный процесс идет в таком вот ключе – наработать иллюзорную видимость того, что у нас выборы", — говорит Сергей Шишкин.
По факту же выборов нет, а все манипуляции проводимые штабами созданы для того, чтобы спрятать "расторговку" в день голосования, уверен эксперт.
Владислав Шиндяев: Кандидаты не говорят о развитии города. Все заканчивается на установке лавочек и проведении праздников
Битва идет между штабами и не за избирателей, а за условные 1,5 тысячи голосов, констатирует специалист по связям с общественностью, политтехнолог Владислав Шиндяев. Кроме того, наблюдается непрофессионализм кандидатов и технологов (часть из них ранее не занимались такой работой), что сказывается на нарушении действующего законодательства.
"Когда кто-то нам говорит о развитии города, то извините, в сложившейся политической ситуации это откровенное вранье. Мы знаем, что любой проект в Думе продвигается голосованием. Поэтому, когда один кандидат говорит о том, что он что-то будет делать и развивать город, то это либо глупость (он не знает, как выстроен этот механизм), либо это откровенное вранье избирателям. Когда кандидаты говорят о развитии города, они не опускаются до развития конкретного округа. Все замыкается на установке лавочек, детских площадок и к сожалению проведению праздников. При этом жители ждут именно этого, они хотят понимать план и механизм этой работы. К сожалению этого нет. Идет мелочная расторговка. Откровенное вранье и откровенная глупость. За небольшим исключением тех, кто в действительности знает, как это все работает, был уже в Думе и прекрасно понимает насколько сейчас это сложно.
В текущей ситуации кризиса и войны всех против всех достигнуть каких-то результатов, объединить усилия, чтобы развить хоть одну тему в городе – практически недостижимо. В итоге может сложится так, что мы получим очень разношерстную Думу, где будет бесконечная борьба за власть. Это грустно", — заявил Владислав Шиндяев.
Андрей Фомин: Никто из нынешних кандидатов в депутаты Думы Иркутска не говорит об общественной пользе. "Иду развивать бизнес — ответ многих"
Прошедшие и предстоящие выборы перешли на другой уровень, полагает главный редактор журнала "Иркутские кулуары" Андрей Фомин. Выборы в городскую Думу уже не воспринимаются отдельно от выборов губернатора. Это одна цепочка. Более того, поменялся и сам подход к выборам, обращает внимание эксперт. Например, в этой кампании ничего не говорится о последующих выборах мэра. То есть избирателей не посвящают в важную составляющую нынешних выборов.
"Я переживаю, что в городскую Думу войдет критически опасное число городских сумасшедших, людей недостаточно подготовленных. Становится очевидным для меня, что все меньше и меньше становится людей с широким сознанием, людей, которые могут не просто что-то придумать и переживают не только за себя любимого. Осенью прошлого года я провел пять встреч с людьми, которые сейчас выдвинулись кандидатами в Гордуму. Всем задавал по два личных вопроса: "Зачем они идут в городскую Думу? Зачем они нужны городу?". Ответ, что они хотят принести общественную пользу для жителей округа, города, не дал никто. На первый вопрос все сказали будем развивать бизнес. Честно сказали. Это уровень многих сегодняшних кандидатов в депутаты", — подчеркнул Андрей Фомин.
Смежной проблемой эксперт назвал серьезную волатильность губернаторов в регионе и непредсказуемость повестки. Когда невозможно группам влияния, особенно федеральным, сформировать устойчивые, продолжительные отношения. Поэтому договоренности стали осуществлять "наверху", в Москве.
Сергей Бредихин: В некоторых округах результат не будет очевиден до последнего. Все решит харизма конкретного кандидата
Стоит задуматься о других механизмах при принятии решений и выборах представительных органов, отметил главный редактор информационного агентства "Байкал 24" Сергей Бредихин. Поскольку в нынешней ситуации, выборы становятся абсолютно бессмысленны, с точки зрения обычного избирателя, если все будет решать план, договоренности и "расторговка". Также значение стоит придать и качеству самих кандидатов, их прошлому (в том числе криминальному) и нынешнему положению.
"Даже несмотря на тяжелые судимости некоторых кандидатов, последние особо "не парятся", да и избирателя, по-моему, это особо не волнует. Выборы без выбора и без избирателей. По крайней мере, пока мы не видим начало нормальной кампании. Второй момент — это количество голосов, необходимых для победы. Есть ли у кандидата смысл раскачивать ситуацию и попытаться сделать эти выборы более массовыми? Даст ли это ему конкурентное преимущество? Я думаю, что это как раз один из тех моментов, который является особенностью нынешнего политического или политтехнологического отклонения. Тот, кто создаст хайп, то и победит. Точнее говоря, он может победить. Сейчас это возможно только в тех округах, где есть очень сильные и ресурсные кандидаты. И до последнего момента не будет ясно, какой исход", — сказал Сергей Бредихин.
Эксперты отметили, что уровень репрезентативности в каком-то округе при явке по городу 18% весьма незначительный. Но если учесть, что явка может быть выше 70%, тогда все будут понимать, что общество проснулось.
Константин Жуков: Обновление Думы — это хорошо. Но молодость будущих депутатов должна коррелироваться с накопленным жизненным опытом
Одна из уникальных черт нынешней кампании — большая ставка на молодость (30% кандидатов в депутаты на выборах в Думу Иркутска — это люди молодого возраста), поделился наблюдением руководитель лаборатории гуманитарных и политических технологий Иркутского государственного университета, почетный профессор ИГУ Константин Жуков. Эксперт добавил, что обратной стороной присутствия в политике 20-летних ребят является отсутствие необходимого жизненного опыта.
"Еще один момент, который меня, конечно, очень удивляет. Каждая политическая сила, которая представляет те или иные группы влияния, наносит колоссальный вред развитию, и в особенности подрастающему поколению, молодым людям. То есть за политическими лозунгами скрыта личная прагматика, интересы. Причем в выборный период, оппонентов называют врагами, и используют серьезные инструменты принуждения, чтобы добиться необходимого. Такое поощрять нельзя. Это проблемы, в том числе связаны с политическим просвещением, воспитанием", — обратил внимание Константин Жуков.
Также профессор сообщил, что многие молодые люди не знакомы с функциями Думы, считая, что это законодательный орган. Другие полагают, что главное дело для депутатов — выборы мэра, а остальное — распределение бюджета. Поэтому, конечно же, нужен серьезный жизненный опыт.
Напомним, Избирком Иркутска зарегистрировал почти 250 человек в качестве кандидатов на выборах в Думу областного центра седьмого созыва. 107-ми претендентам было отказано в получении корочки кандидата. Таким образом, "конкурс" на 35 кресел в представительном органе столицы Приангарья составляет семь человек на место. Теперь кандидатов ждет активная фаза "боевых действий" — агитация.
Ранее агентство сообщало, что теплоход "Выборы в Думу Иркутска седьмого созыва" уже отправился с причала: "Знакомьтесь, Игорь Владимирович Цаплин". Итог увлекательного путешествия на судне иркутской политики станет известно 9 сентября. Эксперты не без основания отмечают, что борьба за, казалось бы, рядовые места муниципальных депутатов будет жесткой и скандальной. Типичные технологические приемы, саботаж и даже приемы из "лихих 90-х" можно наблюдать уже сейчас. Причина рьяной борьбы – последующее избрание мэра столицы Приангарья. Поэтому фактически выборная лотерея в лоукостерский бизнес-клуб (именуемый Думой Иркутска) закончится после решения этого главного вопроса. Пока что мы можем наблюдать, как формируют кандидаты свои штабы, подбивают всевозможные финансово-административные ресурсы, заключают временные и тройные пакты с друзьями-врагами и готовятся к основным действиям.
Эксперты констатируют, что Дума действительно серьезно обновится, а места сохранят только те депутаты, которые работали на округе в системе, без оглядки на выборы и возможность капитализировать свой депутатский мандат. Стоит отметить тот факт, что нет никакой гарантии, что депутат сможет извлечь экономический эффект от общественной работы, поэтому не все народные избранники нынешнего и прошлых созывов пошли на выборы.