Проект муниципального бюджета Иркутска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов прошел процедуру публичных слушаний на площадке администрации города. Документ представила заместитель мэра – председатель комитета по бюджетной политике и финансам Альфия Валиулина. Доходы муниципального бюджета на 2020 год запланированы в сумме 18,9 млрд рублей, в том числе налоговые – 10 млрд 365 млн рублей и неналоговые – 661 млн рублей. Межбюджетные трансферты учтены в бюджете на 2020 год в объеме 7 млрд 915 млн рублей. В этой сумме 6,4 млрд рублей составляют субвенции на осуществление государственных полномочий, около 1,5 млрд – субсидии на софинансирование реконструкции и капитального ремонта муниципальных объектов. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia со ссылкой на пресс-службу администрации города.
"Муниципальный бюджет по-прежнему отражает социальную направленность расходов. Доля средств, направленных на образование, культуру, здравоохранение и спорт, а также социальную политику составит почти две трети расходов. Средства на софинансирование иных расходных обязательств города будут учтены после принятия Закона об областном бюджете. При этом хочу отметить, что в соответствии с Законом Иркутской области "О статусе административного центра Иркутской области" город может получить в следующем году финансовую помощь из областного бюджета в объеме 1,3 млрд рублей, – подчеркнула Альфия Валиулина. – При планировании доходной части бюджета учтены выпадающие доходы в связи с отменой с 2021 года системы налогообложения в виде налога на вмененный доход и изменением порядка зачисления в бюджеты доходов от уплаты штрафов и иных денежных взысканий".
В проекте бюджета на 2020 год учтено обеспечение деятельности муниципальных учреждений в размере 10 млрд рублей – это более половины общей суммы расходов бюджета. Около 8 млрд рублей будет направлено на оплату труда работников бюджетной сферы. Необходимо отметить, что бюджет на содержание дошкольных учреждений предусмотрен с учетом индексации расходов на питание воспитанников. На капитальный и текущий ремонт запланировано 263 млн рублей, в том числе капитальный ремонт здания лицея-интерната №1, кровли в школе №31 и фундамента школы №38. В целях обеспечения безопасности учащихся около 50 млн рублей запланировано на оплату услуг охраны в школах и учреждениях дополнительного образования детей, в дополнение к кнопкам тревожной сигнализации.
"Расходы на социальную поддержку населения составят более 800 млн рублей. Они включают льготный проезд в муниципальном транспорте, в том числе по садоводческим маршрутам, лекарственное обеспечение, поддержку молодых специалистов и семей с детьми, оказание материальной помощи и ряд других. Важно отметить, что в сравнении с текущим годом на 54 миллиона увеличены расходы на обеспечение бесплатным питанием школьников, в связи с ростом стоимости питания по льготным категориям учащихся, – отметила Альфия Валиулина. – Продолжится благоустройство дворовых территорий и общественных пространств в рамках общероссийского проекта "Формирование комфортной городской среды". Расходы на благоустройство города составят в следующем году 959 млн рублей".
Также в бюджете предусмотрены средства на строительство блока начальных классов к школе №14, крытого тренировочного катка в микрорайоне Университетский, физкультурно-оздоровительного комплекса по ул. Баумана и проектирование строительства детского сада в 6 микрорайоне Ново-Ленино. В последующих годах предусмотрены средства на строительство блока начальных классов к школе №57, спортивного модуля школы №8, детского сада в микрорайоне Лесной.
Кроме того, запланировано проектирование школы по ул. Мелентьева, пристроя к лицею-интернату №1, двух детских садов (в районе улицы Радищева и в микрорайоне Союз), школы искусств по улице Коммунистической и трех спортивных объектов (ФОК в микрорайонах Топкинский, Лесной, ледовая арена по улице Ленской).
"Особо хочу отметить, что город продолжит участвовать в реализации федерального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". В следующем году планируется завершить капитальный ремонт ул. Култукской, а также выполнить ремонт 23 км автомобильных дорог. Объем капитальных вложений в сферу городского хозяйства составит в следующем году 1 млрд 661 млн рублей, – пояснила заммэра. – Также запланированы средства на приобретение жилья в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, продолжение реконструкции канализационных очистных сооружений правого берега. Кроме того, в сферу транспорта будут направлены средства на приобретение транспорта для перевозки людей с ограниченными возможностями здоровья".
Указанные капитальные вложения будут осуществляться с участием средств федерального, областного бюджетов и средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рамках таких федеральных проектов, как "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Сохранение озера Байкал" и "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда".
"С учетом обозначенных параметров бюджет города на 2020 год сформирован без дефицита в соответствии с политикой снижения муниципального долга. Несмотря на ограниченность финансовых средств, в целом бюджет города на предстоящие три года сбалансирован и обеспечивает исполнение всех возложенных на органы местного самоуправления полномочий", – подчеркнула Альфия Валиулина.
Расходная часть бюджета на 2020 год соответствует объему доходов, а в плановом периоде – меньше этого объема на сумму профицита бюджета, который сформирован в целях сокращения муниципального долга, в размере 63 млн рублей в 2021 году и 96 млн – в 2022 году.
Проект получил положительное заключение Контрольно-счетной палаты, а также одобрение общественности города. В частности, председатель Общественной палаты города Иркутска Юрий Коренев отметил положительное влияние финансовых вливаний в благоустройство городской среды и подчеркнул значимость проведения работ по благоустройству города, способствующих формированию привлекательной и комфортной для жизни городской среды. Выступающий выразил надежду на то, что в дальнейшем будут также решены вопросы формирования инвестиционной привлекательности города Иркутска, сохранения его историко-культурного наследия и создания условий для снижения уровня оттока молодежи из города Иркутска. Также Юрий Коренев отметил важность реализации мероприятий по расселению аварийного жилья в Иркутске.
"На сегодня мы наблюдаем намеренное расшатывание ситуации со стороны депутатов Думы. Они, ничего не предлагая, отклоняют все предложения администрации. Опять же, новый состав Думы уже провел встречи с представителями Областного правительства, Законодательного собрания региона. Результата не видно – каких-либо договоренностей не достигнуто, дополнительных денег в бюджет города не поступает. А только за этот год область не доплатила Иркутску порядка 600 млн рублей", — высказал свое мнение Юрий Коренев.
Выступающий обратил внимание, что в условиях недостаточности собственных средств бюджета города, необходимо провести работу по привлечению средств областного бюджета, в том числе в рамках закона Иркутской области "О статусе административного центра Иркутской области". Указанные средства могут быть направлены на реализацию ряда муниципальных программ Иркутска.
Директор средней школы города №31, депутат Думы города Иркутска Антонина Корочкина подчеркнула необходимость увеличения средств, направляемых на проведение ремонтов зданий образовательных учреждений, на обустройство прилегающих к ним территорий, а также на оснащение учреждений оборудованием.
"Обеспечение условий для организации учебного процесса является проблемой. Потребность в финансировании указанных расходов на одного ученика по прошлогодним подсчетам составляла 10 082 руб., при имеющемся уровне финансирования из бюджета области – 2 тысячи рублей для школ и 1 тысяча рублей для дошкольных образовательных учреждений. Надо обратить особое внимание на необходимость выполнения рекомендаций правительства РФ и создания достойных условий для развития детей на современном уровне", – отметила Антонина Корочкина.
Она также подчеркнула сложность решения кадрового вопроса в сфере образования ввиду невысокого уровня оплаты труда учителей и воспитателей и отсутствия у них возможности приобретения жилья. Наряду с оказываемой поддержкой в виде единовременной денежной выплаты педагогическим работникам необходимо рассмотреть возможность предоставления льготной ипотеки для учителей и воспитателей детских садов. Это проблема, которая не может быть решена на уровне города и которую необходимо обсуждать на уровне региона.
В заключение Антонина Корочкина выразила надежду на проведение администрацией Иркутска активной работы по привлечению субсидий из областного бюджета в рамках Закона "О статусе административного центра Иркутской области" и призвала депутатов Думы столицы региона включиться в обозначенную проблематику.
По мнению депутата Думы Юрия Коренева, из бюджета надо исключить статьи расходов на культуру: так, сократить финансирование на проведение мероприятий в честь 75-летия юбилея победы в великой отечественной войне, а также на оформление города к новому году, проведение дня города.
Кроме того, депутаты предлагают сократить средства на содержание бюджетных учреждений, штаты сотрудников в муниципальных учреждениях, не думая о том, что без работы останутся жители Иркутска. При этом предлагают увеличить штат аппарата думы (добавить помощников депутатов), а также средства на освещение деятельности Думы в средствах массовой информации.
В Иркутске ведется комплексное благоустройство дворовых территорий (помимо тротуаров и проезжей части устанавливаются детские и спортивные площадки, проводится озеленение, освещение). Депутаты против этой системной работы, предлагая выполнять минимум работ (замена асфальтового покрытия).
Чем грозит непринятие бюджета:
– приостановление нормального функционирования бюджетной сферы и городского хозяйства в связи с тем, что лимиты бюджетных средств будут доводиться в размере 1/12 части от предыдущего года. Соответственно, не будет возможности проводить закупочные процедуры.
– у администрации не будет возможности заключить соглашение с Правительством Иркутской области для получения межбюджетных трансферов, а также отсутствие возможности получения средств федеральных программ (для проведения благоустройства парков и скверов, ремонта дорог, переселения из ветхого и аварийного жилья, строительства школ и детских садов). А это порядка 4 млрд рублей;
– договоры для нормального функционирования муниципальных учреждений необходимо заключать до наступления 2020 года, однако это невозможно, пока бюджет не принят. Соответственно, в работе учреждений в январе начнутся проблемы с оплатой коммунальных услуг, охраны и прочее;
не будет возможности выделения средств на необходимое (охрану в образовательных учреждениях, питание в школах и детских садах).
Согласно статьи 22 положения о бюджетном процессе в городе Иркутске постоянные комиссии, на которых депутаты отклоняют проект бюджета, предлагая отправить его на доработку, должны внести на рассмотрение постоянной комиссии по экономической политике и бюджету поправки в проект решения о бюджете не позднее, чем за два дня до заседания Думы города Иркутска. Однако на сегодня официально оформленные поправки от депутатского корпуса так и не представлены. Заседание думы состоится 28 ноября.
По итогам публичных слушаний проект бюджета рекомендован Думе Иркутска к принятию.
Напомним, заседание комиссии Думы Иркутска по муниципальному законодательству и правопорядку ознаменовалось отклоненными муниципальными программами. Так депутаты рекомендовали не принимать мунпрограммы "Формирование комфортной и безопасной городской среды" на 2020 – 2025 годы" и "Общественная жизнь". Также народные избранники высказались против одобрения проекта бюджета Иркутска на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Народные избранники подчеркнули, что в главном финансовом документе города не находят отражения пожелания депутатов.