Обсуждение бюджета на 2020-2022 годы вызвало немало споров в Законодательном собрании Иркутской области. В рамках второго чтения была проделана большая работа, одобрено более 40 поправок, авторами которых стали как отдельные народные избранники, так и группы депутатов, а также губернатор Иркутской области. При этом, как отметила депутат Законодательного собрания Иркутской области по округу №18, председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Наталья Дикусарова, при работе над бюджетом не должно быть никакой политики. По мнению парламентария, в распределении финансов и обсуждении бюджетных процессов особенно важны объективность и предельная честность. В интервью ИА IrkutskMedia Наталья Дикусарова рассказала о принципах работы профильного комитета в третьем созыве, развитии Тайшетского и Чунского районов, "Народных инициативах" и корректировке регионального бюджета в следующем году.
— Наталья Игоревна, вы уже опытный политик регионального значения. Возглавляете один из принципиальных комитетов в Законодательном собрании региона. Чем, на ваш взгляд, отличается работа предыдущего созыва от нынешнего? Есть ли какие-то принципиальные различия?
— Что касается комитета, то не скажу, что есть какие-то принципиальные различия по сравнению с прошлым созывом. Конечно, появилось много новых депутатов. Возможно, у коллег не такой большой опыт в депутатской деятельности, но есть опыт работы в определенных сферах. Это в целом помогает комитету. У нас в составе комитета есть специалисты, которые работают сфере образования, в сельском хозяйстве, в предпринимательстве. Они привносят в деятельность комитета определенные новшества, предложения. Мы работаем с ними во время корректировок бюджета и его формирования.
Работа интересная, как и расстановка сил. В связи с этим, возможно, появилась необходимость дополнительных убеждений при принятии решений. При чем, чаще всего по политическим моментам и вопросам. Работа в первый год всегда сложная. Как и в предыдущих созывах. Сейчас идет настройка людей друг на друга. У депутатов постепенно складывается понимание того, как работать в комитете по бюджету. Это достаточно сложный процесс. Нужно понимать, что когда начинается основное обсуждение, комитет занят по полной программе. У нас бюджетные комиссии, которые проводятся с утра до вечера. В этот раз мы на бюджетном комитете работали с 11.00 до 19.00. Уверена, в следующем году станет лучше и комфортнее: мы уже все сработаемся и будем действовать как единый механизм, появится больше понимания, опыта. Самый тяжелый год – первый, год настройки. В бюджетном комитете он уже завершен.
— Какими принципами вы руководствуетесь в своей деятельности?
— Соблюсти интересы всех территорий. Никакого вкусового подхода не должно быть. Важен еще и такой принцип, как предельная честность. Замалчивание какой-то проблемы, ее необсуждение, в сфере финансов, чревато проблемами. При работе над бюджетом не должно быть никакой политики, а должна быть только объективность и предельная честность в обсуждении всех вопросов. Еще один момент – полное взаимодействие с муниципалитетами. Основной партнер для нас в этом процессе – Ассоциация муниципальных образований Иркутской области. На базе организации мы наладили очень серьезную работу с финансистами МО. Они для нас – первые эксперты для честного и открытого обсуждения ситуации по финансам. Мы ориентируемся на их мнение. И это третий базовый принцип работы в комитете по бюджету.
— Вы также являетесь членом комиссии по контрольной деятельности Законодательного собрания Иркутской области третьего созыва. Насколько важна эта работа?
— Так сложилось в нашем парламенте, что председатель комитета по бюджету, в обязательном порядке, должен входить в комиссию по контрольной деятельности. Эта практика сложилась очень давно. Она помогает в работе. Направляя денежные средства в определенные сферы, отрасли, мы должны понимать эффект от этого. Скажу честно, заслушивая результаты работы, проверок, различных мероприятий на комиссии, мы корректируем подходы и к формированию бюджета, и к отдельным вопросам при распределению расходов. Поэтому комиссия по контрольной деятельности для меня имеет важное профессиональное, прикладное значение в комитетской работе.
— Расскажите о главных, на ваш взгляд, преобразованиях на округе №18 в этом созыве.
— Вся работа, которая проходит на округе сейчас – это продолжение работы, начатой мной в предыдущем созыве. За это время сложилась оптимальная система взаимодействия между территорией и депутатом. Мы работаем как часы. Главная задача – услышать то, что хотят донести муниципалитеты до региона. В прошлом созыве мы начали подготовку к реализации множества новых инициатив, касающихся, в том числе, строительства различных объектов, ремонта, создания новых учреждений, реализации "Народных инициатив", "Комфортной среды". Тайшетский и Чунский районы успешно участвуют в государственных программах. Ежегодно мы проводим по два-три ремонта в учреждениях образования. Входим в программы по текущему ремонту и так далее. Продолжается реализация масштабного проекта в Тайшетском районе, который также начат мной в прошлом созыве. Это завершение строительства автомобильной дороги Тайшет-Шиткино-Шалаево. В доступность северной части Тайшетского района вкладывается около 1 млрд рублей инвестиций. Сегодня ставим перед собой новые задачи. На данный момент основная – максимальное участие городов, поселков, сельских населенных пунктов моего избирательного округа в государственных программах. В прошлом созыве основной упор делался на районы. Сейчас мы подготовили наши маленькие муниципалитеты первого уровня для качественного участия в госпрограммах.
— Какая главная задача на этот созыв?
— Моя задача на этот созыв – чтобы каждое муниципальное образование первого уровня в Чунском и Тайшетском районах стало участником государственных программ, участвовало в реализации Национальных проектов. У всех у них разные проблемы. У кого-то проблема с подключением к водоснабжению, у кого-то – ремонты дорог, учреждений культуры, объекты спорта, образования и так далее. Поэтому главное, чтобы муниципальные образования ежегодно участвовали как минимум в одной государственной программе, к которой готовятся. Это, что называется, задача минимум. У нас многое меняется, когда территорию, даже самую маленькую, мы включаем в государственную программу. После этого у них появляются азарт и интерес к продолжению этой работы .
— Можете привести какие-то примеры?
— Поселок Квиток в Тайшетском районе. Очень долго шли к участию в госпрограммах. Первым проектом было строительство корта на территории муниципального образования. Для вхождения в программу потребовалась моя помощь. На следующий год муниципальное образование участвовало уже в другой государственной программе. Оснастили клуб по программе "Модельный дом культуры". Потом приняли участие в "Комфортной городской среде". На следующий год у них запланирована масса инициатив. Чувствуется, что территория заинтересована в дальнейшем развитии. Кроме того, в госпрограммах активно участвует поселок Чунский. На первых порах для решения самой тяжелой проблемы – обеспечить безопасный водозабор – нужна была поддержка и помощь с моей стороны. Я была инициатором внесения денег на работы по гидрологическим исследованиям к строительству водозабора. Первые 3 млн рублей шли поправкой депутата. Эта, казалось бы, минимальная сумма, уже принесла свой итог. Сегодня администрация уже самостоятельно запроектировала водозабор. На средства федерального бюджета в следующем году намечено его строительство. Такое взаимодействие и совместная работа муниципальных властей и депутата приносят свои результаты.
— Что можете сказать о социально-экономическом развитии Тайшетского и Чунских районов?
— Для Тайшетского района в этом созыве планы совершенно другого уровня: начинается ввод в эксплуатацию Тайшетского алюминиевого завода и анодной фабрики. В следующем году планируется открытие первого пускового комплекса. По обращениям местных властей и руководства компаний "En+" и РУСАЛ я возглавила рабочую группу по обсуждению всех вопросов социально-экономического развития этой территории.
Хочу напомнить, что мной были высказаны серьезные претензии к стратегии социально-экономического развития Иркутской области в том виде, в котором она предлагалась депутатам для принятия. В тексте проекта стратегии Тайшетский район включен в Тулуно-Тайшетскую ОТР. Это в корне неверно. Жизнь подтверждает правильность моих слов и претензий к этому документу. У Тайшетского района должна быть своя концепция стратегического развития территории.
Еще одна задача, которая в этом созыве для меня встала очень остро, – развитие экономического потенциала Чунского района. Понятно, что мы будем поддерживать социальные объекты, ремонтировать дороги, содержать все социальные объекты в рабочем состоянии, но сегодня мы должны подумать и о создании рабочих мест в районе, о социально – экономическом развитии Чунского района. Если в Тайшетском районе процесс идет, то в Чунском районе нужно выбрать правильный подход и искать инвесторов для развития этой территории. Основания и возможности есть. Но нужно понимать, как их использовать и двигаться в этом направлении.
— Вернемся к бюджетному процессу. Работа над бюджетом в этом созыве проходит достаточно жарко. Во втором чтении, например, было одобрено более 40 поправок. Можно ли сказать, что бюджет на 2020-2022 годы стал социальным и отвечающим требованиям жителей?
— Задача любого бюджета – быть социальным. Как председатель бюджетного комитета, я обязана увидеть проблемы и обеспечить процесс полноценного обсуждения и решения этих проблем при принятии бюджета. Стараюсь обеспечить максимальное количество поправок и учесть все проблемы. Но, при этом, всегда понимаю, что еще есть ряд вопросов, который остается неурегулированным. То же самое и сейчас. С депутатами мы максимально исправили все недочеты и вопросы, которые были к этому бюджету. Предусмотрели новые программы. Выступили их инициаторами. Но при этом взяли в работу ряд вопросов, которые необходимо будет решить при последующих изменениях бюджета.
Что привнесли сейчас? Самым главным считаю то, что увеличили средства "Народных инициатив" на 200 млн рублей. Ранее деньги делились между городскими округами, муниципальными районами и поселениями. Когда посмотрели распределения внутри, то увидели, что маленькие населенные пункты с небольшим количеством жителей получали всего лишь по 100 тысяч рублей при 650 млн. Сейчас увеличили средства именно для муниципальных образований первого уровня.
— Как будет обеспечиваться качественное образование в школах региона?
— В бюджет Иркутской области мы вписали новую программу "Качество знаний". Напомню, по инициативе депутатов в области стали масштабно ремонтировать школы, детские сады. Затем мы стали оснащать их новой мебелью, компьютерами. Сейчас настало время подумать о качестве знаний. У нас должна быть не одна школа на район, где дети могут получать действительно качественные знания на современном оборудовании, при нормальных наглядных пособиях. Такое качество знаний должно быть доступно всем детям. Наша программа "Качество знаний" как раз и рассчитана на это.
Мы начали с кабинетов химии, физики, биологии, истории, географии. Совместно с Минобразования рассчитали их стоимость. В следующем году на эти мероприятия будут потрачены пилотные 100 млн рублей. Денежные средства направим по справедливости: и в школы небольших муниципальных образований, и в городские учебные заведения. Если вы наблюдали за корректировкой бюджета, то мы опять заложили в бюджет средства на капремонты. Мы настояли на этом и опять вернули тот объем, который был у нас в начале прошлого года. Это ремонты, новая мебель, компьютерные классы, кабинеты и качество знаний. В следующем году у нас будет еще несколько шагов в этом направлении. Это депутатский проект, который мы ведем от и до. Занимаемся им практически ежегодно.
— Предусмотрены ли в бюджете на 2020-2022 годы средства на другие социальные объекты?
— Да. Мы не только вернули в бюджет денежные средства на капремонты школ, садиков, но и включили в бюджет средства на объекты культуры и спорта. Обеспечили деньгами потребности всех муниципальных образований, которые сделали проектно-сметную документацию. В этом году приняли решение о проектировании поликлиники в Тайшете. На два года заложили 71 млн рублей для приобретения нового оборудования в Ивано-Матренинскую детскую больницу для послеоперационного выхаживания новорожденных детей. Когда мне озвучили, что уже четыре года один из лучших хирургов России Юрий Козлов доказывает необходимость приобретения такого оборудования для выхаживания новорожденных пациентов, мы депутатским корпусом приняли единственное верное решение – заложили в полном объеме эту денежную сумму. Если мы говорим о качественном подходе, о развитии детского здравоохранения, считаю, что такие вопросы надо решать в первоочередном порядке.
— Как будет проходить работа над формированием бюджета в дальнейшем?
— Бюджет принят. Подписан губернатором. Выполнена и другая задача – корректировка бюджета 2019 года. Мы были инициаторами ее проведения. Главная задача – дофинансировать потребности территорий, прежде всего на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и довести деньги до муниципальных образований как можно раньше. Поздняя корректировка приводит к тому, что муниципалитеты не успевают использовать средства и они остаются на счетах. Для того чтобы в этом году этого не допустить, мы приняли решение проводить бюджетную сессию не 18-го декабря, а 13-го.
Теперь будем готовиться к внесению изменений в бюджет области весной 2020 года.