Храм Николая Японского (лето)
Фото: GEOPRO

Едины верой: как Приангарье хранит историю о миссии русского священника в Японии

День памяти святого Николая Японского отметили на мемориальном кладбище в Листвянке

Общество

18.02.2020

День памяти архиепископа русской церкви, миссионера, основателя православной церкви в Японии Николая Японского отметили на территории Японского кладбища в Листвянке накануне, 16 февраля. Николай Японский был примером истинно верующего добродетельного аскета, положившего свою жизнь на алтарь милосердия и самопожертвования. Этот день хранит в себе память не только о великой исторической личности, но и является символом единения русского и японского народов. История миссионерства русского святого — в материале ИА IrkutskMedia.

1 / 7

Напомним, в ноябре 2016 года произошло торжественное открытие мемориала памяти японских военнопленных периода Второй Мировой войны. Он был возведен в ноябре 2006, а спустя 10 лет заново открылся после реконструкции.

Позднее, 13 октября 2017 года вблизи мемориала состоялось открытие часовни имени Николая Японского. Церемония прошла при участии генерального консула Японии Ямамото Хироюки. Строительство было осуществлено благодаря руководству национальной ассоциации лесопромышленников "Русский Лес", фонду развития регионов России "+7" и многим неравнодушным людям.

1 / 5

По словам председателя попечительского совета "+7" Тимофея Кургина, фонд решил поддержать именно этот мемориальный комплекс, из-за его богатой истории и большого духовного значения. 

"С одной стороны, можно взяться за восстановление крупных объектов религиозного наследия, но мы придерживаемся иного пути. Нам важен не размер объекта или его известность, нам важны духовность и история. Около трех лет назад я услышал о заброшенном кладбище японских солдат. И на тот момент у меня сошлось воедино несколько исторических фрагментов. Еще в молодости я познакомился с биографией Равноапостольного Николая Японского — миссионера и основателя Православной церкви в Японии. В годы русско-японской войны ему пришлось отказаться от общественных богослужений, поскольку, по его словам, будучи русским подданным, он не мог молиться за победу Японии над отечеством. Но при этом Николай Японский искал возможности помочь своим соотечественникам. В общей сложности на территории Японии оказалось более 70 тысяч российских военнопленных. И хотя его лично к ним не пускали, он сумел добиться согласия японского правительства, чтобы снабжать людей книгами и иконами", — сказал Тимофей Кургин.

Тогда же в Стране восходящего солнца выходила газета "Япония и Россия", предназначавшаяся для военнопленных. И уже после окончания войны в одном из городов местные жители обустроили кладбище погибших российских солдат, высадив там березы.

"Поскольку у нас есть партнеры в Японии, и будучи там по работе, я видел, как в этой стране относятся к нашим храмам и кладбищам. Насколько бережно они относятся ко всему, что связано с Россией, даже несмотря на то, что между странами был военный конфликт. Нас всегда воспринимали, как великодушных и добрых людей, с которых брали пример. Война осталась уже далеко позади, и самое время проявить это великодушие. Обустройство в Листвянке кладбища японских солдат и открытие часовни Николая Японского — это ответ на поступок японского народа и дань великому человеку, который достоин того, чтобы о нем помнили", — отметил основатель фонда.

Председатель совета подчеркнул, что сохранять историю таких печальных и сложных страниц истории очень важно.

"В непростые периоды истории любой страны всегда есть место подвигу. Да и сама по себе история должна показывать нам всю картину событий. Это учит нас тому, какие великие дела совершали наши предки и какие ошибки допускали. Разве можно назвать образованным человека, который не знает историю своей страны? Она помогает нам понять наше культурное наследие. Это одна из основ образования и понимания гражданином того, какой частью великой страны ты являешься", — подытожил Тимофей Кургин.

Тогда единый мемориальный комплекс памяти японских военнопленных принял законченную архитектурную форму, являясь знаком памяти великой миссионерской деятельности святого Николая. Это событие приобрело особую значимость в преддверии 2018 года — года Российско-Японских культурных обменов, отдающего дань исторической и культурной связи между могучей Российской державой и Страной восходящего солнца.

1 / 4

Священник Даниил Рудь клирик Свято-Никольского храма в Листвянке рассказал, что часто встречает на территории мемориала японских православных христиан для которых это особое знаковое место. 

"Русские и японцы — мы очень разные. У нас разные культуры и традиции, но стремление к познанию единого творца объединяет наши народы. У нас одна цель — это достижение царствия Божьего", — сказал отец Даниил.

1 / 4

О Японском кладбище

Японское кладбище находится в поселке Листвянка. Его появление связано с японскими военнопленными проживающими в Иркутской области в 1945–1947. Информация о личностях захороненных японцев размещена на никелированных табличках на руссом и японском языках. 

"Японские военнопленные занимались строительством железных дорог, трудились на заводах, лесоповалах, строили казармы. Каждый 10 японский военнопленный не вернулся на родину. Многие из них как раз захоронены именно на Японском кладбище", — поведал священнослужитель.

1 / 5

По оценкам историков, данное кладбище было обнаружено в 1984 году. На тот момент захоронения являлись спонтанными, так называемыми братскими могилами. В период с января по апрель 1946 года там было погребено 60 человек. В целом в Иркутской области насчитывается 71 кладбище японских военнопленных и около десяти одиночных захоронений.

О святом Николае, архиепископе Японском 

Николай Японский — русский святой. За всю историю христианства в России, прославленный в лике равноапостольных — после святых князей Ольги и Владимира. Он основал и был первым иерархом Православной Церкви в Японии по информации с сайта храма Михаила-Архангельского.

Святой равноапостольный Николай родился 1 августа 1836 года в Березовском погосте Бельского уезда Смоленской губернии  в семье бедного диакона Димитрия  Ивановича Касаткина. 

Окончив Бельское духовное училище и Смоленскую духовную семинарию, он в 1857 году в числе лучших учеников был принят в Санкт-Петербургскую духовную академию на казенное содержание.

В 1860 году прочитав приглашение занять место настоятеля домовой церкви при русском консульстве в Хакодатэ в Японии, он, 26-летний юноша, совершенно неожиданно для себя решает отправиться в Японию для проповеди христианства.  

 2 июля 1861 года иеромонах Николай прибыл в Хакодатэ (остров Хоккайдо).

Святитель Николай стал изучать японский. Он занимался по 14 часов в сутки, посещал литературные собрания и языческие храмы. Через восемь лет упорных трудов Николай Японский стал фактически природным японцем, отлично знающим историю и всю японскую литературу, как древнюю, так и новую, основательно изучив буддизм, синтоизм и конфуцианство.

Понемногу святитель Николай стал сеять семена христианского учения. Первым обращенным в православие японцем стал бывший самурай и жрец Такума Савабе (1835-1913),  превосходный фехтовальщик, член тайного общества (враждебного к иностранцам). Однажды он зашел к святителю, чтобы, высказать свое презрение и ненависть к христианской вере. Однако через неделю таких бесед Савабе сделался в душе своей христианином, затем принял православие, получив в святом Крещении имя Павла. В 1875 году он был рукоположен в священника. 

Церковь христова, основанная тайно в Хакодатэ, стала расти и крепнуть по всей Японии. Начали строиться храмы, совершаться богослужения, устраиваться публичные диспуты и собеседования, образовываться христианские общины, открываться школы и семинарии. В признание заслуг архимандрита Николая Святейший Синод 30 марта 1880 года в Петербурге рукоположил его в епископа Японского.

Оставив хакодатскую церковь на прибывшего из России иеромонаха Анатолия (Тихай), 4 февраля 1872 года Святитель Николай перебрался в Токио. Посреди японской столицы на холме Суругадай, который был куплен Россией для Русской миссии, возвели  кафедральный Воскресенский собор, который получил в народе имя Сейдоо-Никорай (храм Николай).

К этому времени в Японии уже насчитывалось 216 православных общин, а число обращенных в христианство приближалось к 19 тысячам. 

Главным делом святителя, начатым еще в Хакодате, был перевод на японский язык священного писания и богослужебных книг. Им переведены почти весь Ветхий Завет, весь Новый Завет, весь круг богослужебных книг, а также православное вероисповедание” святителя Димитрия Ростовского, катехизис, “Краткая Священная история” и многое другое.

Русско-японская война стала для отца Николая самым скорбным и тяжелым периодом — это была вражда между его родиной и той страной, которой он отдал все свои силы. Он не забыл первой и не отрекся от последней, оставшись со своей паствой в Японии. 

Редкий такт и мудрость, проявленные святителем Николаем в годы войны, еще более повысили его престиж в глазах не только японского народа, но и правительства и самого императора.  

Нервное напряжение и переутомление обострили сердечную астму, которой страдал владыка. Силы его стали быстро таять. В январе 1912 года отца Николая поместили в госпиталь, где он умер на 76 году жизни. Отпевание, проходившее в соборе Воскресения Христова, совершалось главным образом, по-японски. Среди прочих венков выделялся венок от императора Японии — этой чести иностранцы удостаивались исключительно редко. 

Его могила и теперь остается в Японии святыней народной и общецерковной, а сам святитель Николай почитается как великий праведник и особый молитвенный предстатель пред Господом.

В материале использовано фото со страницы фонда развития регионов России "+7" во "Вконтакте" (12+) (источник: https://vk.com/plussevenfund).