Опытные хозяйки кладут носок с лавровым листом в стиралку - результат ошеломляющий
09:00
Метели, снег и морозы до -30 ожидаются в Иркутской области на выходных
14:25
Убийцу фельдшера задержали в Иркутской области
14:09
Житель Иркутска спалил автомобиль во время сварки гаража
14:00
Двое мужчин из Заларинского района отправились в зону СВО
13:52
В Иркутске начали заливать катки
13:34
Иркутянин получил срок за хищение пожертвований прихожан в Аларском районе
13:10
Рысь снова заметили в заброшенном доме на острове Ольхон
12:52
Губернатор Иркутской области прокомментировал убийство фельдшера скорой помощи
12:49
На севере Приангарья полицейские разыскивают убившего фельдшера вахтовика
12:36
Вахтовик убил фельдшера скорой помощи в селе Улькан Иркутской области
12:27
Психиатр высказалась о возвращении в школу подростка, напавшего на детей в Балаганске
12:01
Куда сходить в выходные в Иркутске? Матчи, концерты и многое другое
12:00
В Тайшете устранили аварию на сетях водоотведения спустя четверо суток
11:59
Депутаты ЗС Приангарья выступили за сохранение мер господдержки тепличных хозяйств
11:29
Бастрыкин взял на контроль осквернение Огня Памяти в Нижнеудинске
11:24
Депутаты ЗС Приангарья выступили за сохранение мер господдержки тепличных хозяйств 11:29
Депутаты областного парламента рассмотрели бюджет Приангарья на три года 21 ноября, 16:57
Природоохранный прокурор выступила с инициативой на сессии ЗС Иркутской области 21 ноября, 14:41
На Сухом Логе в Бодайбинском районе растет парк буровой техники 21 ноября, 13:38
"Ангарскцемент" стал победителем конкурса "100 лучших товаров России" 21 ноября, 12:21
Депутаты Заксобрания Приангарья подготовили обращение в правительство РФ по дифтарифам 21 ноября, 11:13
В Иркутской области модернизируют систему среднего профессионального образования 21 ноября, 10:38
Депутаты ЗС Приангарья попросили правительство РФ отложить новые нормы энергопотребления 20 ноября, 20:15
Инфраструктура ВСЖД готова к работе в зимний период 20 ноября, 16:27
ЕР и "Молодая Гвардия" проверили ремонт общежитий Иркутского аграрного университета 20 ноября, 15:48
Депутаты ЗС Приангарья одобрили два законопроекта о мерах соцподдержки участников СВО 20 ноября, 15:29
Самбо необходимо сделать обязательным уроком физкультуры - ЕР 20 ноября, 13:38
Бюджет Иркутской области на 2025-2027 годы приняли в первом чтении на сессии ЗС 20 ноября, 13:00
Ягодка к ягодке: как компания "Слата" отбирает местные товары в магазины? 20 ноября, 11:57
17-я сессия Законодательного собрания начала работу сегодня, 20 ноября 20 ноября, 11:32

К взлету готовы: авиакомпании наращивают число рейсов в Иркутск после спада пандемии

Перевозчики ожидают увеличение пассажиропотока после улучшения эпидемиологической ситуации и началом летнего сезона 
Названы лучшие места в самолете для нервных пассажиров Александра Данилова, ИА UlanMedia
Названы лучшие места в самолете для нервных пассажиров
Фото: Александра Данилова, ИА UlanMedia

Распространение коронавируса значительно повлияло на туристическую отрасль, а соответсвенно, и на пассажирские перевозки. Из-за закрытия границ авиакомпаниям мира пришлось существенно сократить количество перелетов по России и за рубеж. Местные аэропорты работали только на прием россиян, прилетевших из неблагополучных по COVID-19 стран. Соотечественники проходили строгий санитарный контроль и направлялись на самоизоляцию. В аэропорту Иркутска поток пассажиров только за апрель снизился более чем на 80%. Летом воздушная гавань столицы Приангарья начала постепенно возвращаться к привычному режиму работы. Терминал внутренних воздушных линий с середины июня вновь принимает пассажиров рейсов, прибывающих из Москвы, Санкт-Петербурга и Якутии. Подробнее о том, как коронавирус повлиял на перевозки пассажиров, будут ли авиакомпании открывать новые направления из столицы Приангарья, как изменятся цены на авиабилеты в ближайшее время — в материале ИА IrkutskMedia.  

Снижение спроса 

По данным Росавиации, с начала года российские перевозчики обслужили 24,97 млн пассажиров. Снижение по сравнению с прошлым годом составило 44,6%. В международном аэропорту Иркутска за четыре месяца было обслужено 548,1 тысячи пассажиров. Однако уже в июне пассажиропоток впервые за два месяца начал увеличиваться. Только за сутки было обслужено почти 2,5 тысячи человек. Всего 1 июня 2020 года сотрудники аэропорта обслужили 63 рейса: 33 из них – на прибытие, 30 – на вылет. Эти показатели практически сопоставимы с данными такого же периода прошлого года. 

Пассажиропоток также сократился и в авиакомпаниях. Так, количество человек, перевезенных "ИрАэро" в марте-мае 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось в среднем на 40%. При этом на международных направлениях — на все 100%, если не учитывать "вывозные" рейсы из Китая. 

"Пандемия ощутимо сказалась на положении авиакомпании. В "пиковый" период пассажиропоток практически остановился и нам пришлось отменить множество рейсов (в том числе международных), что естественно вылилось в убытки. Помимо этого, нам пришлось в ускоренном режиме адаптироваться под новые требования: проводить усиленную санитарную обработку на воздушных судах, закупать индивидуальные средства защиты, инструктировать экипажи и так далее", — отметили в авиакомпании "ИрАэро" в ответе на запрос. 

Из-за эпидемической ситуации и негативных экономических последствий компания была вынуждена отложить рассмотрение инвестиционных проектов на следующий год, когда, возможно, ситуация изменится в лучшую сторону. Обновление парка воздушных суден в "ИрАэро" ожидается в связи с расширением парка "Суперджетов" и эксплуатацией самолетов широкофюзеляжного типа. Сейчас максимальный возраст среди принадлежащих компании "Суперджетов" — 8 лет, средний — 5 лет. Парк Ан-24 и Ан-26 достаточно возрастной, но данные самолеты модернизированы и в их надежности сомневаться не приходится, отмечают в "ИрАэро".

Между тем пассажиропоток упал и у авиакомпании "Ангара". Количество перевезенных пассажиров за март-май сократилось на 58%. Падение за апрель-май составило 74%. 

"Начиная с конца марта произошло существенное сокращение полетной программы по всем типам воздушных судов, эксплуатируемых авиакомпанией. Объем налета часов на вертолетах сократился в два раза, на Ан-24,26 — почти на 70%, налет на Ан-148 уменьшился сильнее всего — более чем на 80% (связано с большой долей чартерных перевозок в интересах нефтегазовых компаний на этом типе)", — расказали в авиакомпании "Ангара" в ответе на запрос. 

Ситуация повлияла и на инвестиционные планы АК "Ангара". Обновлять авиапарк в ближайшее время в компании не планируется. Как и для всех других авиаперевозчиков, основной целью в течении 2020 года скорее будет сохранение платежеспособности для выполнения уже существующих обязательств, подчеркнули в пресс-службе перевозчика. 

В настоящее время "Ангара" эксплуатирует самолеты Ан-24,26 и Ан-148, а также вертолеты Ми-8 (модификации Т, АМТ и МТВ). Максимальный возраст авиапарка сейчас у воздушных судов Ан-24, поскольку их производство закончилось в 1979 году. Что касается ближайшего обновления этого типа, то в России пока отсутствуют аналоги воздушных судов размерности 48-50 кресел, способных выполнять полеты в труднодоступные, зачастую горные аэропорты с грунтовой взлетно-посадочной полосой. Возможной заменой могут стать ВС ИЛ-114-300, пока, по данным авиакомпании, реализован только первый этап программы ввода этого воздушного судна, прогнозируемые сроки начала полетов — 2023-2024 годы.

В более крупных компаниях сложилась аналогичная ситуация. Так, например, в "Уральских авиалиниях" пассажиропоток за период с 1 марта по 31 мая 2020 года снизился на 73%. О возможном обновлении авиапарка в УА не сообщили, отметив, что на данный момент максимальный возраст самолетов в авиапарке "Уральских авиалиний" 22,3 года. Средний возраст самолетов — 13 лет. Всего авиакомпания эксплуатирует 48 авиалайнеров: три А320 neo, два A321neo, 23 — А320, 15 — А321 и пять — А319.  В прошлом году авиакомпания обновила флот и приобрела четыре новых самолета линейки Airbus А320neo (пятый борт пришел в начале 2020 года), которые поступили прямо с конвейера завода Airbus. Лайнеры данной линейки отличаются от аналогов Airbus А320ceo высокой топливной эффективностью и экологичностью. 

Меры поддержки 

Авиакомпании России, как и многие предприятия страны, пострадавшие от пандемии, могли получить от государства некоторые меры поддержки. Так, например, 3 млрд рублей было выделено Государственной транспортной лизинговой компании на снижение лизинговых платежей от компаний-арендаторов. Кроме того, в начале мая и.о. премьер-министра Андрей Белоусов подписал постановление о выделении Федеральному агентству воздушного транспорта из резервного фонда правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований в 23,4 млрд рублей. Деньги были выделены на предоставление в 2020 году субсидий российским авиакомпаниям на частичную компенсацию расходов. 

Как обычно получается в российском бизнесе, меры поддержки предприятиям были предложены, однако воспользовались ими не все. Как отметили в пресс-службе "ИрАэро" помощь от государства для авиакомпании акутальна. Но в настоящий момент какой-либо адресной помощи предприятие еще не получало. 

Между тем еще одна иркутская авиакомпания "Ангара" уже начала пользоваться помощью от государства. Так, организация уже воспользовалась отсрочкой платежей по налогам. Правительство дает такую возможность для предприятий, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших отраслях и-за распространения новой коронавирусной инфекции (авиаперевозчики в их числе). Кроме того, компания воспользовалась субсидией, предоставляемой российским авиакомпаниям по постановлению 661. Логика расчета этой субсидии следующая: компания получит 365 рублей за каждого "недополученного пассажира". Идет сравнение количества перевезенных пассажиров с февраля по июль 2020 года с аналогичным периодом 2019 года. При этом региональные перевозчики, имеющие небольшой пассажиропоток, получат совсем другие суммы, в сравнении с крупными магистральными авиакомпаниями.

Системообразующая компания S7 Airlines также участвует в программах государственной поддержки, в том числе регулярно подает заявки на субсидии из выделенных для поддержки авиакомпаний 23,4 млрд рублей. 

"Мы благодарны государству за эту поддержку, однако нам кажется правильным продлить срок выдачи субсидий до конца года (сейчас программа ограничена сроком февраль-июль). В то же время сумма 23,4 млрд рублей многократно ниже потерь, которые несет авиация. Важно рассматривать дополнительные меры поддержки, в том числе обнуление ставки НДС на все внутренние перевозки, снижение налоговой ставки на фонд заработной платы, увеличение программ субсидирования полетов", — отметили в пресс-службе S7 Airlines.  

Авиакомпания "Уральские авиалинии" воспользовалась льготным кредитом по программе господдержки системообразующих предприятий в рамках постановления правительства РФ №582. Выдача транша состоялась 28 мая 2020 года. УА также подписали соглашение с ПАО "Сбербанк" на открытие кредитной линии в рамках государственной антикризисной программы (постановление правительства РФ №696), направленной на поддержку бизнеса и сохранение занятости. 

Кроме того, компании продлили срок действия подписанной ранее кредитной линии еще на три года, до октября 2023-го. 

Когда ожидать рост пассажиропотока? 

Уже многие регионы России, а также города мира, начали снимать ограничения по коронавирусу. Авиакомпании также видят некоторое оживление и интерес со стороны населения к авиаперелетам, но на продажах это сказывается несущественно.

"Ограничительные меры периодически пролонгируются региональными властями и люди опасаются дальних поездок, в том числе и из-за того, что по прибытии в пункт назначения можно попасть в обсерватор на 14 дней. Тем не менее, в ближайшее время мы ожидаем роста спроса на билеты, особенно на курортных направлениях", — подчеркнули в пресс-службе "ИрАэро". 

Авиакомпания уже начала открывать новые направления из Иркутска. Недавно появилось сообщение по маршрутам Иркутск — Абакан (Хакасия) и Иркутск — Олёкминск (Якутия). Первые рейсы уже выполнены, загрузка не превысила 50%. В европейской части также открываются новые рейсы: в Минеральные Воды, Нижний Новгород, Симферополь, Новый Уренгой и другие. С 5 июля 2020 года "ИрАэро" приступает к выполнению полетов по маршруту Иркутск – Томск – Тюмень. Рейсы на самолетах "Суперджет-100" вместимостью до 100 пассажиров будут выполняться по воскресеньям до конца октября.  

Полномасштабную работу по открытию новых направлений авиакомпания связывает со снятием ограничений по COVID-19. В "Ангаре" также прогнозируется рост пассажиропотока в связи с общим улучшением ситуации с пандемией и началом летнего (отпускного) сезона. В авиакомпании уже открыли продажу билетов по новым направлениям: рейс Иркутск-Чита-Хабаровск на ВС Ан-148, время в пути от Иркутска до Хабаровска с подсадкой в Чите, субсидируемый рейс Нижнеангарск-Красноярск на Ан-24, субсидируемый рейс Новосибирск-Талакан на Ан-148 и рейс по маршруту Иркутск-Якутск (выполняется на Ан-148). 

Как отмечают в авиакомпании S7, смягчение карантинных мер и традиционная для авиаперевозок сезонность, безусловно, отражаются на спросе. Восстановление рынка продолжается: в июне мы ожидаем рост пассажиропотока на 50% относительно мая, а количества рейсов – на 40%.

"В июне мы планируем восстановить полеты по всем маршрутам внутри страны, которые выполняли летом прошлого и зимой этого года, а также предложить пассажирам новые направления. В частности, S7 Airlines продолжит развития хаба в Иркутске. В июне начинаются полеты из Иркутска в Сочи, Симферополь, Южно-Сахалинск", — сообщили в S7. 

"Уральские линии" в свою очередь уже начали выполнять полеты по РФ согласно ранее сформированному расписанию на весенне-летнюю навигацию 2020 года. С учетом невысокого спроса пассажиров на авиаперелеты и сохраняющиеся ограничения в регионах страны, некоторые рейсы могут отменяться из-за недостаточной загрузки, заявляют в авиакомпании. Открытие новых направлений в Иркутскую область у "Уральских авиалиний" пока не планируется. Увеличение спроса в авиакомпании ожидаются со второй половины июня. Пропорционально ему будет расширена и полетная программа по России. 

Поднимутся ли цены на авиаперелеты? 

Пандемия повлияла как на малый и средний, так и на крупный бизнес. Покупательная способность населения снизилась. Поэтому в ближайшее время авиаперевозчики не ожидают повышения цен на авиабилеты. Запустить этот процесс может только удорожание топлива и услуг наземного обслуживания. 

"Стоимость перелета будет зависеть от тех же составляющих, что и всегда: стоимость топлива, ставки аэропортовых сборов, затраты на персонал и поддержание летной годности. Повышение цен, по крайней мере в летний сезон, авиакомпания не планирует. Средний тариф на направлениях сейчас снижен, если сравнивать с летним сезоном 2019 года", — подчеркнули в авиакомпании "Ангара". 

Федеральные авиаперевозчики также формируют цены на билеты исходя из тенденций рыночной ситуации. Снижение цен в мае и в июне обусловлено общерыночным снижением тарифов и падением спроса на авиаперевозки. По данным "Уральских авиалинии", говорить о повышении цен на перелеты сейчас преждевременно. 

Напомним, что пандемия коронавируса сильно ударила по малому и среднему бизнесу в Иркутской области. После 1 марта в службу занятости обратилось 280 человек, вынужденно прекративших предпринимательскую деятельность. Проведенный Минтруда региона анализ показал, что основными причинами закрытия бизнеса послужили недостаток навыков управления или предпринимательского опыта, отсутствие бизнес-плана, неверно сделанные расчеты, недостаточное финансирование на стартовом этапе, не изучены закономерности бизнеса при возникновении негативного сценария его развития.

Добавим, что по данным на 25 июня, всего в мире коронавирусом заболело более 9,5 млн человек, число погибших превысило 485 тысяч. При этом выздоровели свыше 5,1 млн человек. В Иркутской области новой коронавирусной инфекцией заболели 6408 человек. 78 граждан скончались от COVID-19, из них 43 — умерли от заболеваний, не связанных с коронавирусом. 2536 человек уже выписали из больниц.  

147016
14
50