Навсегда забыла про запотевшие стекла: кидаю пакет под лобовое и с кайфом катаюсь всю зиму
09:00
Прокуратура предостерегла сетевую организацию в Приангарье от неисполнения обязательств
21:17
Обзор самых популярных новостей за 13 декабря
21:00
Разлетится с тарелок - хрустящая "Змейка" сведет с ума на Новый год
20:00
В Усть-Куте планируют открыть молодежный центр
19:40
Прямо сейчас стартует большое шоу ММА в Иркутске
19:37
19-летний рабочий попал под пресс-подборщик и погиб
19:16
Сражали наповал: главные красавицы советского кино
19:00
В Иркутске в микрорайоне Зеленый открыли площадку для выгула и дрессировки собак
18:56
Учителям и кандидатам наук предложили стать уборщиками и гардеробщиками в Иркутске
18:45
Иркутская область готовится к цифровизации лесного комплекса
18:44
S7 Airlines запустит новые авиарейсы в Китай из Иркутска
18:18
ИИ научили выявлять маршруты общественного транспорта с большим количеством безбилетников
18:07
Политический аналитик дал оценку предварительному голосованию в Братском районе
17:52
Искусственный интеллект от Сбера станет союзником в поисках пропавших в природе людей
17:37
Новый детский сад в Иркутске скоро откроет свои двери для маленьких жителей города
17:27

Василь Газизулин: Одной из крупнейших франшиз общепита в России стал иркутский Harat’s

Основатель и управляющий партнер проекта TopFranchise рассказал о развитии франчайзинга в стране и Приангарье
11 сентября 2020, 10:00 Бизнес Секреты бизнеса
Василь Газизулин Из личного архива
Василь Газизулин
Фото: Из личного архива
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

В настоящее время многие люди, несмотря на трудности и коронакризис, не теряют надежу открыть бизнес. Франшиза — одна из таких возможностей, которая позволяет начать свое дело в проверенной сфере и с узнаваемым брендом. Основатель и управляющий партнер компаний TopFranchise.ru и TopFranchise.com, международный эксперт в области франчайзинга Василь Газизулин рассказал в беседе с корр. ИА IrkutskMedia о рынке франшиз и о том, как сегодня развивается франчайзинг в регионе. Специалист считает, что сейчас наступило оптимальное время, когда можно создавать свою франшизу и успешно развиваться. Он назвал региональную компанию Harat’s, имеющую больше 80-ти локаций по стране, одной из самых крупных франшиз общепита в России и отметил, что Иркутск этим может гордиться.

— Василь, расскажите немного о вашей компании и проекте TopFranchise? 

 — Мы запустили наш первый Marketplace на русском языке в 2013 году — в этом году ему исполняется семь лет. На английском языке платформа стартовала в 2017 году. Начиналось все с того, что я долгое время занимался франчайзинговой сетью "Экспедиция", 10 лет развивая данный бренд. За это время мы с партнерами часто бывали в Иркутске. Участвовали в гонке "Экспедиция-Трофи" от Мурманска до Владивостока, пересекали Байкал. Нас очень много связывает со столицей Приангарья.

Во время работы с франчайзинговой сетью мы запускали магазины по всему миру. "Экспедиция" была открыта в Гонконге, Белграде и Сан-Франциско. Однажды я ехал в такси в Нью-Йорке и читал купленный журнал "Entrepreneur". По его примеру стало понятно, что в России нет бизнеса, который бы фокусировался на франшизе и на предпринимателях. Около двух лет зрела мысль о создании подобного проекта, которая в итоге воплотилась в каталог франшиз TopFranchise.

Сейчас проект включает более 1300 франшиз, которые размещены на нашем сайте. Мы занялись созданием франшизы, делаем готовые продукты для компаний. В этом плане мы на рынок вывели свыше 250-ти фирм. Если людям нужно создать франшизу, то они идут к нам.  

Франчайзинг — это передача интеллектуальной собственности от одного игрока (головной компании —  "франчайзера") другому игроку (предпринимателю —  "франчайзи"), когда происходит вручение правовой собственности — интеллектуальных прав (товарного знака, патентов, лицензий, зарегистрированных персонажей, если речь идет о какой-то мультипликационной компании). 

— Рынок, на котором вы работаете, насыщенный? Большая конкуренция?

— Конкуренция разная. В России рынок франчайзинга все еще на стадии становления. Мы являемся топовым каталогом в стране по запросам людей, желающих купить франшизу, а также информационным порталом. Ведем и общественную деятельность, организуем конференции. Если говорить про рынок франчайзинга и соперничество франшиз между собой, то в нашей стране нет такой конкуренции, как, например, в Америке. Так как мы единственная российская компания, которая представлена своим IT-продуктом на рынке франчайзинга за рубежом, у нас конкуренты пока отсутствуют. На международном рынке мы конкурируем с американскими сильными брендами и компаниями, что нас бодрит и заряжает.

— То есть конкуренция идет на пользу?

— Если речь идет о международной конкуренции, то да. А в России мы стараемся не конкурировать, а наоборот объединять всех игроков, так как входим в Российскую Ассоциацию Франчайзинга. Мы стремимся к росту числа специалистов и созданию франшиз в стране. А в мире отстаиваем интересы российского бизнеса в этой сфере. В нашей стране сейчас наступило время, когда можно создавать свою франшизу, развиваться в большом масштабе.

 — В чем плюсы данной бизнес-модели?

— В первую очередь, человек получает подключение к большому количеству предпринимателей, которые под этим брендом уже ведут бизнес в разных городах, если франшиза крупная. Это самый главный ресурс, которым, на мой взгляд, обладает франчайзинг. Также плюсом присоединения к сети сильного бренда является перспектива роста, потому что сеть будет прогрессировать и дальше. Это самые основные достоинства.

В этой модели есть свои реалии, которые кто-то может назвать отрицательной стороной. Я имею ввиду, что во франчайзинге предопределена история. Люди, занятые в этой сфере, знают, что нельзя купить франшизу навечно. Поэтому здесь есть определенный момент расставания, так скажем, ротации. Нужно осознавать, что франшиза — это не родственные узы.

— Кто может заняться франчайзингом?

— Он подойдет всем. Сейчас особенно актуален это вопрос для владельцев собственных помещений, начинающих пустовать из-за ротации арендаторов. Очень многие собственники недвижимости начинают искать себе бизнес и задумываются о покупке франшизы. Кроме этого, данная модель пойдет молодым семьям и людям, которые накопили деньги и хотят открыть первый бизнес или свое дело.

Проблема увольнений, к сожалению, актуальна. В настоящее время более 1 млн человек в России являются безработными. На накопленные деньги с предыдущего места работы или в счет других накоплений есть возможность запустить свой бизнес. Понимая всю специфику и купив правильную франшизу, можно получать от нее доход, альтернативный зарплате.

— Может ли франшиза для молодого предпринимателя стать возможностью развивать свой бизнес, не имея больших ресурсов? 

— Располагая суммой в 300 тысяч рублей, можно открыть бизнес, который будет приносить деньги, сопоставимые со средней зарплатой, к примеру, менеджера по продажам в Иркутске. 300 тысяч рублей — это базовый чек,  который у нас на сайте уже проверен десятками успешных франшиз, работающих по всей стране. Предела во франчайзинге по объему инвестиций нет.

Следующий этап вложений — это 1 млн рублей, потом 2,5-4 млн рублей, дальше — до 10 млн рублей. Есть франшизы, которые стоят 30 млн рублей и есть те, что оцениваются около 100 млн рублей для запуска бизнеса. Однако базовыми для большинства людей, желающих быстро начать развиваться, являются франшизы в районе 300 тысяч рублей.

В настоящее время государство очень лояльно относится к мере поддержки предпринимателей. Есть опыты в определенных субъектах РФ, где оказывается помощь на покрытие паушального взноса (фиксированной суммы, которую франчайзи платит франчайзеру по договору коммерческой концессии — прим. ред. ), как это сделано в Москве и Московской области. Там предприниматель получает дотацию, субсидию на покупку франшизы, поэтому объем инвестиций его личных средств снижается.

 — С чего начать создание франшизы? 

— На рынок франшиз стоит выходить только в том случае, если у предпринимателя уже есть свой действующий прибыльный бизнес. Здесь существует два пути: можно сделать все самостоятельно или поручить это специалистам. Если человек создает франшизу сам, то это, как правило, растягивается на какое-то время, потому что текущий бизнес предпринимателя всегда будет отвлекать его от дел. Создать свою франшизу способен каждый, но время будет потеряно. Например, с сентября и до Нового года начинается сезон франчайзинга во всем мире. Это период, когда идет оживление предпринимательской и потребительской активности.

Если у бизнесмена есть желание создать франшизу, тогда есть смысл поручить работу по ее полному или частичному формированию тем, кто сделает это быстро, чтобы успеть в нужный момент.

Сейчас у большинства франшиз, в том числе относящихся к детскому образованию, начинается подъем. Чтобы успеть в этот рост, нужно самостоятельно или при помощи специалистов вовремя создать свою франшизу и начать ее продавать. В разных бизнесах пиковые моменты отличаются. Если мы говорим про детское образование, то основной всплеск приходится на 1-е сентября, к этому времени и нужно успеть создать свой "продукт".

— Во сколько обходится покупка готового бизнеса? Что входит в эту стоимость?

— Если говорить про сегодняшний день, то сейчас идет очень мощный дисконт на все виды бизнеса. Люди находятся в разных ситуациях: кто-то обременен долгами, кто-то просто решил поскорее избавиться от определенного бизнеса. И прежде чем задуматься о покупке, надо понять: как долго вы собираетесь работать в этом городе, например, в Иркутске? Столкнетесь ли вы с какой-то конкуренцией сетевиков или той же самой франшизы, если вы купили готовый бизнес? Необходимо взвешивать именно эти нюансы.

Во франчайзинге цена как раз-таки определена. Здесь есть понимание объема инвестиций в инфраструктуру этого бизнеса, паушального взноса, лицензий. Это стартап с очень продуманной структурой затрат, которые человек может сравнить, сопоставить, перепроверить и при этом он четко будет знать, за что платит.

— Какие подводные камни могут быть при покупке и использовании франшизы? 

— Необходимо, чтобы дело, которым человек хочет заниматься, очень сильно нравилось лично и гармонировало с его жизненной функцией. Конечно, можно найти управленца, но той энергетической силы самого предпринимателя, лидера в этом бизнесе, будет не хватать. Если человек сам горит идеей и работает, то эффект будет гораздо выше. Этот психологический фактор, который сильно влияет на покупку франшизы и ее дальнейшее развитие.

А все остальные подводные камни, которые есть и в мире, и в России, заключаются в том, что когда человек уже купил франшизу, все зависит только от него как от предпринимателя. Никакой поддержки, никакой волшебной таблетки и секретного инструмента ждать не стоит. Нужно "смотреть в окно" и понимать, что нужно людям конкретно в Иркутске, а не ждать, что из Москвы придет какая-то инструкция и свалится мешок с деньгами от покупки франшизы. Для того, чтобы добиться успеха, впахивать придется самому. Это не подводный камень, а надводный, который надо объехать и плыть дальше спокойно. Каких-то скрытых схем нет.

— В Иркутске вы провели мастер-класс в рамках форума "Территория бизнеса — территория жизни". Изучали ли вы данные о том, как сегодня развивается франчайзинг в Иркутской области? Можете что-то сказать по этому поводу?

— Конечно. Регулярно бываю в Иркутске, последний раз посещал город в марте, как раз до пандемии. Мы проводили бизнес-встречу с предпринимателями. Могу сказать, что из Иркутска мы запустили несколько франшиз уже франчайзинговых компаний, одна из которых занимается производством каминов и грилей на приусадебные участки. У этой компании есть франшиза по установке печей и барбекю в частных домах или ресторанах. Очень успешный проект, несколько франшиз уже продано.

Одна из самых крупных франшиз общепита в России — это известная компания Harat’s во главе с Игорем Кокоуровым. Компания имеет больше 80-ти локаций по стране, это крупный бизнес, которым Иркутск может гордиться.

В целом предприниматели выходят на арену, создают свои франшизы, и я могу сказать, что полностью потенциал еще не раскрыт. Сейчас тот момент, когда происходят кризисные перемены и самое время во всех потребительских отраслях выявить успешные бизнесы, которые остались жить и не закрылись во время карантина. Именно они должны выйти на рынок франчайзинга федерально. Этому было посвящено наше общение во время форума.

— А как вы думаете, как предпринимателю понять, что он готов продать свою франшизу?

— Самый важный фактор, который надо всегда учитывать — это наличие прибыльного бизнеса. А если начинают писать люди в Instagram со словами "хотим открыть ваш бизнес в своем городе", то это главный мотиватор и сигнал, что нужно что-то предпринимать. Когда человек видит в себе потенциал и желание общаться с людьми, вести за собой толпу — это говорит о наличии определенных навыков. В этом случае можно уверенно приступать к франчайзингу.

— Какой совет вы могли бы дать начинающим предпринимателям?

— Мой совет будет нестандартным. Я могу сказать так: помимо России есть еще огромный мир, поэтому нужно учить английский язык и любой бизнес сразу делать глобальным. Это необходимо совершать иррационально и как ритуал, чтобы все, что вы запускаете: лэндинги, страницы в Instagram, презентации и так далее делалось сразу на двух языках. В этом будет огромный потенциал для развития. Все-таки Америка для нас в этом плане пример — франчайзинг родился именно в США.

Я могу сказать, что очень много молодых ребят, особенно в азиатских странах, не стесняясь, предлагают свою франшизу по всему миру на английском языке. Человек из Иркутска, Никита Чен-Юн-Тай, который говорит на английском, вместе со своей супругой Анной работают в Бостоне и строят дома на 3д принтерах. И такими людьми стоит гордиться! Это тоже наши хорошие друзья, партнеры, разрабатывающие свою франшизу на международный рынок.

222821
14
50