Съешьте это немедленно: всего 1 кусочек этого овоща и зрение будет как у снайпера
19 апреля, 09:00
Аварийное отключение электроэнергии произошло в Хомутово Иркутского района
18:18
Депутаты ЗС Приангарья поучаствовали в субботнике
16:37
Финансовый гороскоп на неделю: денежный успех ждет некоторых Знаков зодиака
16:30
Вы достойны звания лучшего зрителя, если узнаете эти сериалы 90-х  - ТЕСТ
16:00
СФР опубликовал график выплаты пенсий и пособий на май — подробный список
15:40
Руслан Болотов поучаствовал в мероприятии в честь 100-летия иркутского хоккея с мячом
15:15
350 электронных удостоверений ветеранов боевых действий выдали в Приангарье с начала года
14:38
Мужчину и женщину с ожогами доставили в больницу после пожара в иркутском садоводстве
14:10
Ложной оказалась информация о повреждении школьниками мемориала Славы в Тулуне
13:54
Пострадавшую женщину увезли в больницу с места ДТП у аэропорта Иркутска
13:30
Автомобилист сбил женщину на пешеходном переходе у аэропорта Иркутска
13:17
Иркутянка получила посылку с живыми "морскими драконами" из Москвы
12:52
Спорт-парк в Иркутске признали лучшей практикой благоустройства в России
12:37
Глава Иркутской области прокомментировал случай с застреленной собакой на чужом участке
12:30
Опубликовали актуальные данные о лесопожарной обстановке в Иркутской области
11:15
Депутаты ЗС Приангарья поучаствовали в субботнике 16:37
Спикер думы Иркутска вместе с мэром почтил память почетного гражданина Николая Салацкого 19 апреля, 19:51
Сенатор РФ Андрей Чернышев прокомментировал послание главы Иркутской области 19 апреля, 19:35
Артём Лобков: Появляются разные инструменты для решения кадровой проблемы здравоохранения 19 апреля, 16:30
Дмитрий Ружников: Дифференцированный тариф — это необходимость 19 апреля, 16:10
Кузьма Алдаров: Мы видим опережающий рост в агропромышленном комплексе Иркутской области 19 апреля, 15:50
Дмитрий Мясников прокомментировал ежегодное послание губернатора 19 апреля, 15:18
Председатель думы Иркутска Евгений Стекачев подал документы на участие в праймериз 19 апреля, 14:15
Мэр Нижнеудинского района подал документы на праймериз "Единой России" 19 апреля, 13:12
Депутаты ЗС приняли поправки в стратегию развития Приангарья до 2036 года 19 апреля, 12:30
Елена Крыжановская: В послании губернатора Приангарья особая роль уделена культуре 18 апреля, 22:48
Мэр Иркутска: Игорь Кобзев четко обозначил ориентиры работы на ближайшие годы 18 апреля, 21:39
Исполняющий обязанности мэра Саянска пополнил ряды участников праймериз ЕР 18 апреля, 20:34
Политики и общественники прокомментировали ежегодное послание губернатора Приангарья 18 апреля, 19:25
Депутаты Иркутской области отметили четкость и информативность послания губернатора 18 апреля, 18:52

Виталий Барышников: Мы стремимся, чтобы все школьники в Иркутске учились в первую смену

Председатель комитета по социальной политике и культуре рассказал о строительстве новых общеобразовательных учреждений
28 сентября 2020, 12:00 Общество
Виталий Барышников Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
Виталий Барышников
Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia

С 1 сентября в Иркутске начался новый учебный год в привычном для всех формате. Многие ученики отправились в школу в первый раз. Однако из-за большого количества детей в образовательных учреждениях не хватает мест, и почти 34 тысячи учащихся вынуждены заниматься во вторую, а то и в третью смену. Председатель комитета по социальной политике и культуре администрации города Виталий Барышников в беседе с корр. ИА IrkutskMedia рассказал о необходимости расширять сеть общеобразовательных школ, как и число учреждений дополнительного образования. По словам чиновника, строительство учебных заведений должно привести к тому, что все дети будут учиться в первую смену, а во второй половине дня школьники смогут посещать на территории образовательных учреждений кружки, факультативы и секции.

— Виталий Владимирович, ситуация с коронавирусом серьезно скорректировала привычную жизнь граждан. В новых условиях, с учетом противоэпидемиологических мероприятий, началось и обучение в школах. Расскажите, как велась подготовка к организации образовательного процесса в этом году? В чем  были основные сложности?

 — Во-первых, мы очень рады, что учебный год начался в традиционном для всех формате очного обучения. Практически полгода дистанционного общения, конечно, сильно изменили нашу повседневную жизнь. Почти всю последнюю четверть дети находились на удаленном обучении. Затем наступили три месяца каникул, которые прошли без привычного летнего отдыха. Это осложнило ситуацию с занятостью ребятишек и их здоровьем. Однако тот опыт, который получили учителя, родители, ученики, администрация школы и департамент образования, не пройдет даром — мы будем использовать его положительные стороны.

Во-вторых, за время карантина нами были освоены многие технологии, в том числе процесс проведения уроков, контрольных и различных заданий в формате онлайн. Это добавляется в учительскую, родительскую и ученическую копилки. По большому счету, жизнь нас заставила ускоренно освоить современные технологии, но это поможет в будущем. Преподаватели уже сейчас комбинируют очный и дистанционный форматы.

На фоне пандемии для нас осложнилась ситуация с приемкой школ к первому сентября. Традиционно мы проводили ремонтные работы для подготовки к новому учебному году в период летних каникул. В этом году ремонтный период уменьшился, потому что до июня дети учились, а весь июль сдавали ЕГЭ, соответственно, часть школ были задействованы под пункты приема экзаменов. Условно говоря, у нас было больше времени внутри учреждений, когда дети не ходили в школу в четвертой четверти, но меньше летом.

— Удалось ли выполнить в полном объеме запланированную подготовку школ к учебному году?

Мы всегда стараемся вовремя и в полном объеме провести необходимые мероприятия. Особенно это касалось текущего ремонта. Когда все были на дистанционном обучении, некоторые наиболее опытные руководители приводили свои учреждения в порядок. Так или иначе, все школы были сданы и приняты вовремя, и с 1 сентября приступили к занятиям. Детские сады были также подготовлены к новому учебному году и приняты соответствующими комиссиями в августе.

Появилась дополнительная опция с точки зрения борьбы с инфекцией. По этому вопросу администрацией города было принято несколько ключевых решений. Так, мы подготовили дополнительные расчеты по приобретению в школы антисептиков для рук, обеззараживателей воздуха — рециркуляторов, обеспечили учащенную влажную обработку пространств в школах. Прежде всего, это места общего пользования: рекреации, столовые, коридоры, входные группы. Средства на это будут предусмотрены дополнительно в бюджете города при ближайшей корректировке. Депутаты поддерживают нас в этом решении.

 Все эти действия направлены на безопасность ребятишек. При этом у школ есть возможность уже сейчас закупить дезинфекционные средства для рук и маски для своих сотрудников. В настоящее время нет обязательного требования к масочному режиму в учреждениях. Однако мы рекомендуем и ученикам, и учителям пользоваться масками и благодарны тем родителям, которые уже сейчас, понимая, что дети приступили к учебе, сами оказывают благотворительную помощь школам. Где-то приобретают дозаторы, где-то рециркуляторы именно для своего класса.

— Если фиксируются единичные случаи заражения, то человека изолируют, и работа учреждения продолжается? 

— Ребенок изолируется, а класс, в котором он учился, уходит на самоизоляцию. Но эта самоизоляция для школьников является дистанционной учебой. Они сидят дома, обучаются удаленно, и за ними присматривают. Если через 8-10 дней у детей будет отрицательный тест, то они вернутся к учебе в привычном формате. Тот опыт, который получили в последней четверти учебного года, будем использовать как раз для таких случаев. Также теперь у нас есть четкое понимание, что делать в случае, если заболеют родители. Ребенок тоже уходит на самоизоляцию, при этом за ним продолжают наблюдение и берут тест. Класс продолжает учиться. Если ученик получает положительный результат теста, то класс уходит на самоизоляцию в режиме дистанционного обучения.

— С нового учебного года введен классный режим. Что он подразумевает?

— Да. Это означает, что учителя теперь ходят в класс к ученикам, а не дети перемещаются из кабинета в кабинет. В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора мы провели дополнительные инструктажи для учителей и директоров, подготовленные совместно с медработниками поликлиник, которые закреплены за школами и детсадами. Осуществляется входная термометрия, в каждой школе есть так называемый изолятор. Если школьник с признаками ОРВИ попадает в учреждение, то его сразу изолируют, вызывают родителей и скорую помощь. После этого ребенок не допускается до занятий на время необходимой проверки.

При этом медики проинструктировали персонал, как готовить растворы для дезобработки поверхностей и как ее проводить. В течение дня обработка идет постоянно. Осуществляется регулярное проветривание помещений. На входе и в рекреациях появились дополнительные дозаторы для дезинфекции рук. Причем все вышеперечисленное — это минимальные необходимые задачи, которые должны выполнить городские власти и администрация школ.

При этом мы все знаем, что ответственность за жизни и здоровье детей лежит на родителях. Поэтому главная задача — научить своего ребенка  безопасному поведению, не отпускать его в школу с признаками ОРВИ. Тем более, обучаться  можно дистанционно.

— Как проходят уроки у младших классов? 

— На самом деле, требования к младшей школе те же самые, что для любого класса. Это та же дезинфекция, то же разведение потоков. Ученики начальной школы должны просто привыкнуть к этому режиму. Особенно первоклашки. Они же никогда с этим не сталкивались.

— Есть информация, что возникают очереди на входе в школу из-за нововведений. Поступают ли обращения от родителей, связанные с особенностями организации учебного процесса?

— Мы для этого развели потоки детей по времени. Раньше все шли в школу к 8.00, теперь в разных учреждениях время начала занятий отличается. Это зависит от искусства логистики руководителя. Где-то есть запасные выходы. Я на 1 сентября был в нескольких школах и видел, что пока первоклашки были на линейке, остальные классы, получив свои задания, направлялись в боковые выходы и спокойно расходились по кабинетам. На сегодняшний день эта работа организована. Да, возникают казусы. Хотя мне, например, жалоб не поступало. Люди понимают, что детям надо привыкнуть. Сегодня идет только третья неделя учебы. В ближайшее время все придет в порядок.

— А как обстоит дело с обновлением и переоснащением технической базы школ? 

— В этой части пандемия мало на что повлияла с точки зрения обеспечения учебниками и учебными пособиями. Что-то мы планово приобретали, что-то уже было в наличии. Однако есть вопросы, связанные с недостатком бюджета. В связи с провалом экономики у нас сократились доходы. При этом позиция мэра города Руслана Николаевича Болотова, которую он озвучивал неоднократно, такова, что на безопасности и здоровье детей мы экономить не будем и готовы предпринять все необходимые для этого меры. Поэтому в настоящее время образовательные организации приступили к занятиям в полном объеме.

— Детские сады будут открываться с середины сентября?

— На сегодняшний день позиция санитарно-противоэпидемической комиссии Иркутской области и регионального штаба под руководством губернатора предполагает, что открытие детских садов в полном объеме начнется тогда, когда минимизируется угроза здоровью детей. Сейчас ученики пошли в школу, то есть на основании первого эпидемиологического периода (в течение 14-ти дней) мы должны увидеть, будет ли всплеск заболеваемости у детей или нет. По Иркутску в данный момент очагов не зафиксировано. Детские сады пока работают в режиме дежурных групп, когда учреждение посещают только те дети, у которых оба родителя работают, и ребенка оставить не с кем.

— Решение о создании дежурных групп было принято на основании просьб родителей? 

— Это была скорее необходимая мера. На сегодняшний день практически все люди приступили к работе. У кого-то есть возможность оставить ребенка с бабушкой, а у кого нет — предоставляют справку с места работы. Я помню, что у нас в июне-июле 300 ребятишек из 40 тысяч посещали садики, а сейчас уже более 12 тысяч детей занимаются в режиме дежурных групп. Если у родителя возникает необходимость выйти на работу, то ребенка мы, конечно, примем. Но только при наличии медицинской справки об отсутствии контактов с инфицированными. Мы надеемся, что ситуация позволит с конца сентября начать принимать детсадовцев в полном объеме.  

— Депутаты поднимали вопрос о развитии ДЮСШ в округах. Много говорили о том, что таких учреждений сейчас не хватает. Как это направление отрабатывает ваш комитет, есть ли планы по строительству таких школ в округах? Будет ли также активно развиваться это направление и в дальнейшем?

— На сегодняшний день существует пять муниципальных детско-юношеских спортивных школ и Дворец спорта "ЮНОСТЬ". Там занимаются почти пять тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет. Однако мы понимаем, что учреждения дополнительного образования детей необходимо расширять, как и сеть общеобразовательных школ и садиков. При этом надо понимать, что создать подобное учреждение с нуля достаточно сложно. Вопрос стоит не только в самом здании, но и в кадрах. Люди, которые будут вести занятия, должны быть с педагогическим образованием и не иметь ограничений разного рода по работе с детьми.

В Иркутской области порядка 100 школ искусств, в Иркутске их 14. Учреждений допобразования у нас 16. Плюс есть физкультурно-оздоровительные комплексы: "Юбилейный", "Лидер", "Авиатор" и так далее. Я согласен с депутатами и коллегами, что нам нужно строить новые учреждения. Мы завершаем проектирование нового здания Дома детского творчества №5 во втором Иркутске. Будем в следующем году делать проект и закладывать средства в бюджете на новую школу искусств в Октябрьском округе.

До конца этого года рассчитываем получить проектную документацию, прошедшую экспертизы, по зданию бывшего кинотеатра "Марат", где планируется создать культурно-досуговый центр с возможностью организации занятий для детей. Бывший ДК "Юбилейный" в Академгородке планируется передать в муниципальную собственность, это нам позволит полностью отремонтировать здание, которое в данное время находится в собственности федерации.

Кроме этого идет строительство ФОКа улице Баумана и такого же комплекса, но с искусственным льдом, в Пади Долгой. Это учреждения, которые станут объектами спорта и обеспечат дополнительную занятость детей. Я помню время, когда сам утром уходил в школу, в обед прибегал, переодевался и шел обратно заниматься спортом. Возвращался домой в восемь вечера. Я был занят целыми днями, и это нормально. Пандемия пока ограничила подобную возможность для школьников. Уроки физкультуры должны проходить только в уличном формате. Пока погода позволяет. Дальше, надеюсь, мы перейдем к работе и в спортзале.

— К чему в первую очередь должно привести строительство школ в перспективе?

— К тому, что все дети будут учиться в первую смену. Это не значит, что во второй половине дня все школы будут стоять пустыми. Учреждения будут также заполнены  школьниками, только уже в режиме допобразования: дети будут посещать кружки, факультативы и секции.

Сейчас у нас достаточно большое количество детей, и 40% от школьников из 85 тысяч занимаются во вторую смену. В некоторых учреждениях существует такой термин, как "подсменок", когда в конце первой смены приходят дети начального блока, уходя в середине второй. По сути, это третья смена. Необходимо строить новые большие школы — на 1200-1500 мест. В настоящее время мы спланировали такие объекты. Часть из них уже имеют проектно-сметную документацию и прошли экспертизы.

Например, образовательное учреждение на Багратиона на 1275 мест. Для постройки школы выделена земля, разработан проект и пройдены экспертизы. Осталось запланировать средства. Наша задача — получить федеральное и областное софинансирование и начать строительство.

Кроме этого, будут привязываться такие же проекты школ на улице Ярославского и в микрорайоне Союз. Думаю, в 2021 году проекты будут закончены. Помимо новых больших школ у нас есть так называемые "пристрои". По сути, это новые здания на территории уже существующих школ. То есть это не добавление двух кабинетиков, а полноценный корпус на 500 мест.

В настоящее время идет процесс создания пристроя к 14-й школе. Еще проходят экспертизы проектов пристроев к школам №53 и №75. 75-я школа — самая переполненная на сегодня. Дети учатся в ней практически в три смены. При этом рядом с учебным учреждением активно возводятся высотки, где люди получают квартиры. Однако места под социальную инфраструктуру нет.

— Хотелось бы затронуть вопрос о поддержке одаренных детей. В городе очень много ребят, которые показывают высокие результаты не только на региональном и федеральном, но и на международном уровне. Оказывается ли им поддержка комитетом? 

— Существует целая программа помощи одаренным детям. В нее входят конкурсы, олимпиады, практические конференции. Плюс разработана система поощрений: стипендия мэра, церемония награждения "Восходящая звезда", когда ребятишки, показывающие  лучшие результаты и в спорте, и в учебе, и в творчестве, и в общественной деятельности получают награды.

Что такое школа искусств? Это выявление талантливых детей, их обучение и доведение до высоких результатов. Общественная активность реализуется и поощряется как внутри школ, так и на уровне городского школьного парламента. Эта система достаточно хорошо отлажена.

Кроме этого существуют сквозные проекты, такие как Всероссийские президентские спортивные игры, президентские состязания. Тот же комплекс ГТО — это система общероссийского поощрения. Она дает дополнительный балл в качестве бонуса при поступлении.

Хотелось бы, чтобы наши дети имели больше возможностей посещать различные всероссийские мероприятия или лагеря отдыха. Так как в силу географии мы находимся дальше других регионов от центра и это не всегда возможно, у нас появился свой областной детский образовательный центр на базе лагеря "Галактика" под Ангарском. Там наши ребятишки будут находиться на разных творческих и лидерских сменах. Подобные проекты очень эффективны для всестороннего развития подрастающего поколения.

Конечно, хочется больше средств выделять на командирование спортсменов и талантливых ребят для участия во всероссийских и международных конкурсах. Пандемия нам и здесь осложнила жизнь. С одной стороны, все перешло в онлайн, и стало легче, однако есть вещи, которые сложно воспринимать в дистанционном формате.

— Сейчас культурная жизнь города остается на паузе. Есть ли у вас планы по выходу из сложившейся ситуации кроме проведения мероприятий в режиме онлайн? Удалось ли скорректировать планы по проведению культурно-массовых мероприятий на следующий год?

— До сегодняшнего дня никаких всероссийских и международных соревнований в очном формате не проводится. И требования Роспотребнадзора означают, что до 1 января следующего года мы остаемся без массовых мероприятий. День города и День Победы были переведены в онлайн. Это добавило каких-то интересных проектов, но уже в новом режиме. Например, недавно был проведен конкурс "Звездный шанс", где талантливые ребята пели, танцевали, читали стихи и показывали свое творчество онлайн, делая сюжеты. За счет этого их выступления стали доступны не только зрительному залу в 100-300 мест, но и обширной аудитории в интернете. Мы все время говорим, что одним из критериев развития сферы культуры должна стать ее доступность жителям страны. Благодаря онлайн-технологиям появилась возможность как раз-таки это обеспечить.

Хотя, конечно, привычнее подобные мероприятия воспринимаются в офлайн. Хочется и на праздник прийти, и концерт услышать вживую, и салют посмотреть. Думаю, что этот год неслучайно послал нам такое испытание. Мы — дети, внуки, правнуки победителей, так что нас не сломать никаким коронавирусом.

Пока у нас стоит задача в режиме реального времени мониторить ситуацию по заболеваемости. Масочный режим, режим социальной дистанции — это надолго. Все учреждения культуры должны вернуться к людям с учетом существующих требований безопасности, в том числе эпидемиологической. Мы рассчитываем, что ограничения будут сняты, но при том, что необходимость соблюдать меры индивидуальной безопасности — социальную дистанцию, масочный режим, дезинфекцию — сохранится.

В настоящее время кинотеатры, бассейны уже работают, театры находятся в репетиционном процессе. Музеи и библиотеки возобновляют деятельность. Школы искусств как учреждения дополнительного образования работают в режиме индивидуальных уроков. Групповые занятия проводятся пока в режиме пленэров на улице.

Методики проведения мероприятий Роспотребнадзор уже разработал. Думаю, скоро будем начинать театральный и концертный сезоны. Я смотрю в будущее с оптимизмом. Ряд ограничений сохранится, но жизнь не должна проходить мимо, в том числе с точки зрения новых форм и находок. Повторюсь: этот дистанционный формат нам многое дал.

Думаю, к 1 октября будет больше понимания по дальнейшему развитию событий. Ситуация анализируется ежедневно. Окончание первого эпидемиологического периода после выхода детей на учебу приходится на 15 сентября, посмотрим, что он даст с точки зрения роста или снижения числа заболевших. Наша главная задача — не допустить всеобщего распространения инфекции. Поэтому продолжаем жить и работать.

1601283600