Реформа местного самоуправления нужна в Иркутской области и в России в целом. Так считают депутаты Законодательного собрания, правоведы, политики, политологи. По мнению иркутских экспертов, нужно избавиться от института сити-менеджеров, наполнить финансами бюджеты городских и сельских поселений и ввести крупные города в систему государственной власти, а не местного самоуправления. Об этом сообщает РИА IrkutskMedia.
Наибольшие точки насыщения проблемами в селах, поселках и городах, считает член штаба Иркутского отделения Общероссийского народного фронта, профессор, заведующий кафедрой конституционного права Юринститута ИГУ Сергей Шишкин.
- Я считаю, что базовый уровень местного самоуправления – поселения городские и сельские. Мы должны укреплять их финансовую и компетенционную основы. Местное самоуправление не должно строиться по модели государственной власти по матрешечному принципу, когда вышестоящий уровень поглощает своими компетенциями нижестоящий. Поэтому у нас не получилась двухуровневая система местного самоуправления, поскольку многие муниципалитеты первого уровня не имели достаточные доходные источники и вынуждены были передать свои компетенции на уровень районов и городов. Есть основа для того, чтобы крупные города должны быть присоединены по модели к уровню государственной власти, и в этой части мы должны подкорректировать статью 12 Конституции, где говорится об отделенности органов местного самоуправления от госвласти. И сделать, что нижней точкой вертикали госвласти должен быть не субъект, а уровень крупных городов, системообразующих центров, агломераций. Таким образом, мы бы нашли новые основы укрепления государственной власти, кроме того, это позволило бы концентрировать компетенцию и материальную базу на уровень местного самоуправления там, где живут люди – это село, поселок, город. Это помогло бы стране встретить неблагоприятные экономические события, которые нас ожидают в 2014 году, - считает эксперт.
Прокремлевские эксперты также поддерживают реформу муниципалитетов, пишут "Ведомости". "В стране вокруг системы местного самоуправления сложилась особая ситуация. По сути, у нас государственная власть заканчивается на уровне субъектов Федерации, а все остальное дальше — это необъятное поле местного самоуправления, которое при этом как бы обособлено от нее. Но люди-то от этого страдать не должны, они вправе на своей территории получать полный пакет услуг: и те, которые предоставляет государственная власть, и те, которые предоставляет власть местная", — заявил директор Международной ассамблеи столиц и крупных городов Владимир Селиванов. У нас вертикаль государственной власти до местного уровня не доходит, а местное самоуправление по большей части не настолько финансово обеспечено, чтобы решать вопросы на местах. В результате люди недовольны", — настаивает Селиванов.
На первое место в управлении ставит человеческий фактор и потенциал заместитель председателя комиссии по регламенту, депутатской этике Законодательного собрания Иркутской области Алексей Козюра.
- Я смотрю на эффективных мэров, которые есть в Иркутской области – мэр Свирска Владимир Орноев, мэр Черемхово Вадим Семенов, мэр Черемховского района Виктор Побойкин, мэра Жигаловского района Игорь Федоровский - они очень эффективные управленцы. Их эффект только от того, что они – трудоголики, они работают много и упорно. Им нужен другой статус? Я думаю, нет, они и сейчас много делают. Я думаю, человеческий фактор играет важную роль, если бы у нас был десяток Орноевых, человек 15 Семеновых в Иркутской области, то 131-й закон нам бы показался идеальным даже в том состоянии, в котором он есть сейчас. Человеческий фактор всегда первичен, - подчеркивает депутат.
Несогласен с реформой местного самоуправления политолог Юрий Пронин. Нужно оставить местное самоуправление в покое и не реформировать его, считает эксперт.
"Так много было сказано всеми, начиная с главы государства и заканчивая другими ответственными лицами, о том, что местное самоуправление – это наше все, основа общества, без местного самоуправления не будет ни демократии, ни конкурентной экономики – ничего… И другой рукой мы предлагаем сокращать поле местного самоуправления, отсекать города…Мне кажется, это противоречит идее местного самоуправления", - считает Юрий Пронин.
Главной идеей реформы местного самоуправления должно быть финансовое обеспечение муниципалитетов, считает политолог Максим Зимин.
Одним из важных моментов эксперты считают решение проблемы сити-менеджеров.
- Я думаю, можно было ввести "реверсное" законодательство. Например, если мы видим, что у нас не получается работать власти в Ангарске, Братске, Усолье-Сибирском, в других парных территориях нужно возвращаться к старой системе. В этой части 131-й закон необходимо изменить для того, чтобы бюрократию не множить на два, а уменьшать. И нужно избавить закон от института сити-менеджеров. Есть конфликтные ситуации, негативный опыт не только в Иркутской области, но и по всей стране, - считает Сергей Шишкин.
Того же мнению придерживается и депутат Заксобрания Алексей Козюра.
- То, что себя не очень хорошо показала система с сити-менеджерами, трудности в Усолье, Братске, Ангарском муниципальном образовании показывают, что изменения нужны. То, что выборы мэра должны быть прямыми – это тоже отмечается многими жителями Иркутской области и властью, - подытожил Алексей Козюра.
Политолог
Автор фото: Страница Максима Зимина на FB
131-й закон как бы его не ругали, он прижился. И он полностью соответствует всем международным стандартам. И менять нужно Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, для того чтобы большая часть ресурсов оставалась на местах и чтобы полномочия тоже оставались на местах. У нас есть поселки по 200-300 человек, а туда ежегодно идет по 10-15 млн рублей только на зарплату чиновникам администрации. Я бы предложил делать укрупнение сел как в 50-60-е годы. Бесперспективные деревеньки не поддерживать финансово, а деньги направлять на то, чтобы люди могли переехать в более крупные села, которые могут развиваться и могут быть самодостаточными. И нужно оставить транспортный налог муниципалитетам для ремонта дорог.