Введение системы управления городом "сити-менеджер и мэр-председатель Думы" в Иркутске не противоречит, а подтверждает Европейскую хартию местного самоуправления. Так считает председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного собрания Иркутской области, председатель Думы Иркутска в 2004-2013 годах Андрей Лабыгин. Этот вариант прописан в федеральном законодательстве, в законе об общих принципах местного самоуправления, то есть решение находится в правовом поле. О том, почему Андрей Лабыгин стал автором законопроекта о введении новой системы управления Иркутском, он рассказал в своем интервью ИА IrkutskMedia.
- Андрей Николаевич, какие предпосылки есть для вашей законодательной инициативы в новой системе управления городом Иркутском?
- В введении института главы города и мэра-председателя Думы я определил несколько моментов. Во-первых, этот вариант управления прописан в федеральном законодательстве – законе об общих принципах организации местного самоуправления. Во-вторых, этот вариант не противоречит Европейской хартии местного самоуправления. Это значит, что такое решение находится в правовом поле. В-третьих, соответствует действующему областному законодательству. То есть мое предложение никаких реакционных норм не предусматривает.
В-четвертых, инициатива исходит от депутатов Думы Иркутска, которые пригласили меня на расширенный совет Думы и обратились ко мне как к своему бывшему коллеге и председателю Думы, не имея опыта законотворческой работы. Они окунулись в деятельность администрации и, поняв, что там происходит, активно занялись и МУПами, и строительством, и земельными участками и т.д. И посчитали, что в таких условиях город еще потеряет время для развития. Мы погрязнем в дебрях отписок. Они считают, что нужен другой инструмент управления. Депутаты фракции "Единая Россия" обсудили этот инструмент и считают выходом институт сити-менеджмента. Фракция предложила, региональный политсовет партии рассмотрит. И депутаты Думы поручили мне выйти с законодательной инициативой. Поэтому я вышел с этим законопроектом, а наработки по нему у меня уже были.
- Какой опыт уже есть у Иркутска в этой сфере?
- Николай Францевич Салацкий отождествляет собой пик народной любви и высший пилотаж муниципального управления. Никого другого в подобном ключе не вспоминают. А он не избирался путем прямых выборов. Он был председателем исполкома, которого назначал Совет народных депутатов города Иркутска. До этого момента два с половиной века в Иркутске местное самоуправление развивалось именно в этом ключе. С момента открытия земель Яковом Похабовым и до того момента, когда Иркутск стал центром, откуда управляли северными территориями и даже Аляской, городом управлял городской голова. Он был председателем Думы и депутаты назначали того, кто будет управлять городом. На тот момент главу городской управы не избирало население.
Решение о введении института главы города пришло не внезапно, и вызревало уже давно. С октября 2009 года, когда Владимир Якубовский покинул пост мэра, чтобы стать сенатором, город остался без мэра. А в Уставе города прописано, что в случае досрочного сложения полномочий мэром, фактически вводится институт сити-менеджмента, когда главой города становится председатель Думы, а обязанности главы администрации исполняет вице-мэр. Так мы проработали четыре месяца с октября 2009 до марта 2010 года. Я знаю это на своем опыте.
- Ваши оппоненты говорят о том, что людей лишают права выбора и это вредит демократии?
- Говорить о крахе демократии смешно. Эта система не противоречит Европейской хартии местного самоуправления. Выборы мэра Иркутска 2010 года в этом смысле показательны и не показательны. Показательны потому, что избрали человека, который в городском хозяйстве и муниципальном управлении на тот момент не разбирался совсем. Иркутянам повезло, что Виктор Иванович смог и был способен быстро разобраться в ситуации. По моему мнению, город при нем потерял всего год-полтора.
А не показательны выборы 2010 года в том, что люди проголосовали не за мэра, а против той позиции, которую им навязывали. Мэра тогда поддержали 90 тысяч человек из 428 тысяч избирателей. И это еще раз говорит, что люди в своем эмоциональном порыве могут принимать решения, которые могут стать фатальными для города. Хорошо, что не стали, а могли бы, если, например, Виктор Иванович отказался от поста.
Или на выборах в 2005 году Владимира Якубовского поддержало 33,7 тысячи человек из 421,5 тысяч избирателей. Я считаю, что это не правильно, когда 33 тысячи определили, кто будет мэром. Но таков был закон, и мы с этим смирились.
Что касается сентенции, что мы лишаем 420 тысяч избирателей права голоса, явка показала, что они сами не хотят. Прошлые выборы ярко показали, что сейчас выборы превращаются в выборы технологий. И я считаю, что нам нельзя рисковать, и, чтобы в последующие годы мы не получили проблемы для города, институт главы города нужен.
И не так важно, кто будет мэром-председателем Думы, потому что это больше представительские функции, стратегия развития города. Он избирается из числа депутатов, приходите на выборы, голосуйте. До депутата, как своего проводника избиратель дойдет, сейчас все делается для того, чтобы они были доступны. И неправильность выбора председателя Думы достаточно быстро корректируется. Когда он большинство не устраивает, депутаты собираются и меняют его на другого. Решения Дума принимает коллегиально.
- В качестве отрицательных примеров введения института сити-менеджера приводится опыт Братска, Усолья-Сибирского. Как оцениваете этот опыт?
- Что касается опыта Братска, Ангарского района и Усолья-Сибирского, я согласен, что это неудачные примеры. Я считаю, что в этих случаях, к сожалению, недостаточное внимание там было со стороны областной власти. Мне кажется, что область не со всей ответственностью подошла на тот момент к этим вопросам. Наверное, что-то пустили на самотек, в результате произошли те вещи, которые привели к кризисам. Сейчас в комиссию будут входить половина представителей от Думы Иркутска, половина от губернатора.
Внимание к кандидатуре сити-менеджера будет пристальным. Это должен быть человек опытный, хозяйственник, с характером, человек, умеющий добиваться поставленной задачи. И этот человек должен будет выполнять то, что обозначено в программах, и отчитываться об этом. Попросту говоря, сити-менеджер – это генеральный директор, а мэр – председатель совета директоров.
И мы сейчас возвращаемся к сити-менеджеру как к фигуре даже более значимой, чем председатель Думы с точки зрения горожан и в рамках того, чем он будет заниматься. Задача моего законопроекта увести главу города из политической плоскости. Сити-менеджер должен с утра до ночи с командой заниматься хозяйством города, выполнять задачи и программы, которые ему Дума утвердила. А сейчас получается жизнь города сама по себе, программы сами по себе. Приходит время отчета, администрация достает программу, а там совсем другие индикативные показатели. Администрация просто вносит изменения в программу к концу года, подгоняя ее под себя. Получается, что программа первоначальная и достигнутая – это две разные вещи. И это факт.
- В нашем регионе, к сожалению, есть тенденция, сложившаяся еще со времен избрания губернатором Бориса Говорина, когда глава области и мэр областного центра имеют определенное противостояние. Сможет ли ваш закон изменить эту ситуацию?
- С учетом этой практики, если назначением сити-менеджера будет заниматься, в том числе и губернатор, ответственность за его назначение будет лежать не только на городе, но и на области. Я думаю, с этой стороны губернатор тоже посмотрит на мою инициативу. Я считаю, что это послужит сближению позиций города и области, и отношения будут более сбалансированными.
При этом я абсолютно далек от мысли, что придет сити-менеджер и все заработает как часы. Но нужно стремиться к ответственности. А сейчас мэр избрался и у него одна ответственность и один Дамоклов меч, который над ним висит – не быть избранным на следующий срок. И пять лет его отозвать невозможно. И в этом смысле, если сити-менеджер вдруг поведет город не туда, куда нужно, вопрос с его заменой и корректировкой встанет очень быстро. И будет работать другой человек.
Проблемы в Усолье-Сибирском, например, на мой взгляд, возникли потому что к формированию документов подошли формально. Нужно их тщательно разрабатывать и подходить скрупулезно. Все необходимо прописать в самом контракте. Это уже дело специалистов. Обе стороны должны быть защищены в той мере, которая соответствовала бы целям введения этого института. Сити-менеджер должен понимать свои задачи, стратегию, тактику и идти к достижению цели. Но с другой стороны он должен быть подвергнут коррекции, если он выйдет за условия принятых документов. Если он не справляется со своими обязанностями, он должен быть заменен. Это веяние времени. Время меняется, требования меняются, вызовы меняются, ответственность меняется. Мы живем в другой стране, нежели три года назад. И вызовы внешнеполитические совсем другие. Надо взвешенно подходить ко всем моментам.
- Многих смущает момент, что избранная недавно Дума, в случае принятия предложенного вами закона, сможет выбрать мэра-председателя и назначить сити-менеджера. Это законодательно возможно?
- Что касается возможности выбора мэра из действующего состава Думы, правовых препятствий для этого никаких нет. Но, если большая часть депутатов Думы скажет, что не готова к таким полномочиям, в этом случае они могут сложить свои мандаты и переизбрать Думу.
Если нынешний состав Думы готов принять на себя такую ответственность, которую на них возлагает областное законодательство, и готов взять на себя ответственность по избранию главы города из своего состава, правовые основания для этого есть, если будет принят предложенный мною закон. Это может произойти уже в марте, поскольку полномочия нынешнего мэра заканчиваются именно в марте. А продление полномочий до сентября действует только в случае выборов в единый день голосования.
- При этом потребуется и внесение изменений в Устав города Иркутска?
- Внесение изменений в Устав будет неизбежно для приведения его в соответствие с областным законодательством. Если к моменту свершения юридически значимого факта Устав не приведен в соответствие, тогда действует прямая норма областного закона. Если депутаты не приведут Устав города в соответствие, тогда прокуратура может обратиться в суд с заявлением о роспуске Думы в связи с нарушениями законодательства.
- Ваши коллеги из Законодательного собрания уже обозначили свою позицию по этому законопроекту?
- Да, некоторые. Но я внес законопроект один, не стал втягивать в это своих коллег специально, целенаправленно для избегания давления. Каждый депутат должен определить свое мнение по нему сам. Надеюсь, что коллеги меня поддержат.
Напомним, законопроект о введении в Иркутске сити-менеджера может быть принят на последней сессии Заксобрания Иркутской области 24 декабря. Законопроект в ЗС Андрей Лабыгин внес 4 декабря. Катализатором этой депутатской инициативы стали два фактора, рассказал народный избранник. Во-первых, это выступление депутат ГД РФ Андрея Лугового о необходимости введении в Иркутске соответствующего института, во-вторых, обращение фракции "Единой России" в Думе Иркутска в политсовет партии.
По мнению Андрея Лабыгина, одному человеку сложно сосредоточить в своих руках и политическую, и хозяйственную составляющую управления Иркутском. Разделение этих функций позволит председателю Думы – мэру города взять на себя политические вопросы. Сити-менеджером же станет человек, который способен решать тактико-технические вопросы, опытный хозяйственник, имеющий опыт в решении социальных проблем. Сити-менеджера Иркутска будет выбирать специальная комиссия, наполовину состоящая из депутатов Думы.
Все изменения соответствуют Европейской хартии самоуправления, Конституции Российской Федерации, Уставу Иркутской области. Как отметил Андрей Лабыгин, институт сити-менеджера уже действует в 61-ом областных центрах России из 85-ти.
Справка: Европейская хартия местного самоуправления была принята в 1985 году Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы и является самым важным многосторонним документом, определяющим фундаментальные принципы функционирования органов местного самоуправления. Хартия является международным договором, следовательно, она имеет приоритет по отношению к национальному законодательству каждого из государств, ее подписавших и ратифицировавших.
В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления, местное самоуправление осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление.
САЛАЦКИЙ Николай Францевич родился 20 апреля 1919 в деревне Владимировка Ивановского сельсовета Усольского районаИркутской области. В 1962 году был избран председателем Иркутского городского исполнительного комитета. За 18 лет работы Н.Ф. Салацкого в городе было построено 36 новых школ, 95 детских садов, три роддома, несколько бытовых учреждений, среди них – Дом быта, две фабрики химчистки. Была построена Ново-Иркутская ТЭЦ, началось движение троллейбусов, проложена трамвайная линия в предместье Рабочее. В эти годы был построен Торговый комплекс, здание цирка, гостиницы "Ангара" и "Турист", Дворец спорта. Николаю Францевичу Салацкому присвоено звание Почетный гражданин города Иркутска.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Политику и хозяйство города разделит введение института сити-менеджера – депутаты Иркутска
Идею о введении сити-менеджера в Иркутске одобряют руководители Общественных палат
Тен: Введение института сити-менеджера – это профессионализация управления Иркутском
Сити-менеджер в Иркутске может появиться на последней сессии ЗС
От выборов мэра предложили отказаться депутаты фракции "Единой России" в Думе Иркутска