Уже больше месяца автомобилисты сетуют на резкое подорожение бензина в Иркутске. По данным "Росстата", средняя стоимость популярных марок АИ-92, АИ-95 выросла на 1-1,76 рубля за литр. В соцсетях же сообщают о подорожании автотоплива на некоторых АЗС чуть ли не на 4 рубля. В связи с дефицитом, а иногда и отсутствием более дешевого бензина на нескольких автозаправках в столице Приангарья, продающих топливо по более низким ценам, начали образовываться очереди. Многие водители авто всерьез стали задумываться об отказе от личного транспорта. Кроме того, некоторые автолюбители высказали мнение, что Иркутск ждет повторение ситуации с Хабаровском, где из-за "топливного кризиса", по данным СМИ, спекулянты продавали бензин по 125 рублей за литр. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia.
Впервые значительный рост цен на бензин жители Иркутска заметили еще в 20-х числах января. Автомобилисты публиковали чеки с автозаправок в социальных сетях. По словам владельцев ТС, стоимость одного литра АИ-95 на АЗС города за последние несколько дней выросла на 1-2 рубля. Цены на популярные марки бензина выросли на "КрайсНефти", "Роснефти", БРК, "ОМНИ" и других автозаправках.
При этом, по последним опубликованным данным Росстата, средняя стоимость литра автотоплива в Иркутске с начала года снизилась на 0,88 рубля (с 47,75 до 46,87 рубля). Однако, отдельные марки бензина, наоборот, подорожали. Так, цены на АИ-92 выросли с 42,88 до 43,94 рубля за литр (+1,06 рубля). Стоимость АИ-95 увеличилась с 45,38 до 47,14 рубля (+1,76 рублей). Цены на АИ-98 повысились с 52,72 до 53,00 рублей (+28 копеек). Дизельное топливо также подорожало — с 51,09 до 51,49 рубля (+40 копеек). При этом, в целом по средней стоимости бензина в СФО Иркутск вновь вырвался в лидеры, обогнав Кызыл, где литр автотоплива в среднем продают за 46,79 рубля.
Каковы причины "крутого пике"?
Как пояснили в Иркутском УФАС, увеличение розничной стоимости бензина с января 2021 года связано со значительным ростом биржевых цен на автотопливо. Так, в январе 2021 года стоимость АИ-92 на бирже увеличилась на 18% по сравнению с декабрем 2020 года, на АИ-95 — на 19%.
"Следовательно, основной причиной роста цен на топливо (в частности, на бензин марки АИ-92, АИ-95) в Иркутской области является рост цен в оптовом звене. Опережающий рост цен в оптовом звене в свою очередь сказывается на сокращении маржинальности розничных продаж, что приводит к росту цен в розничном сегменте", — подчеркнули в антимонопольной службе.
В настоящее время специалисты Иркутского УФАС не нашли оснований для принятия мер антимонопольного реагирования. Однако ситуация по увеличению розничных цен на локальных рынках розничной реализации нефтепродуктов области находится под постоянным контролем, сообщили в ведомсте. Особенно в части установления и пресечения признаков нарушения антимонопольного законодательства.
О причинах значительного взлета цен на бензин в регионе корр. агентства смогли рассказать только в нескольких компаниях-владельцах автозаправок. Некоторые представители АЗС в Иркутской области подчеркнули, что официальных комментариев по телефону не будет, получить ответы на поставленные вопросы можно будет только через официальные запросы СМИ.
В "Байкальской региональной компании", напротив, не в очень доброжелательной форме заявили, что никакой информации от БРК редакция не получит. Дозвониться до необходимого специалиста "Иркутскнефтепродукта" за несколько дней удалось лишь пару раз. При этом, куда отправлять официальный запрос, узнать так и не получилось. На официальном сайте компании указан лишь адрес почты для подачи заявки на заключение договора поставки.
В компании "КрайсНефть" корр. агентства также подтвердили, что резкий рост цен на бензин отмечен по всему рынку. Он напрямую связан с ростом цен на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже, где покупается топливо. Нефтепродукты по сравнению с декабрем подорожали буквально на 11 тысяч рублей за тонну. Как только цены на бирже опустятся к прежним значениям, компания планирует снизить цены на АЗС.
Между тем в эти выходные жители Иркутска возмутились отсутствием на АЗС одного из популярных марок бензина АИ-95, в том числе на "КрайсНефти". Представитель компании пояснил корр. агентства, что причиной временной нехватки бензина стала задержка поставки топлива заводом-изготовителем. Возможно, в скором времени продажа АИ-95, а также АИ-98 возобновится. Отметим, что бензин на АЗС "КрайсНефти" поставляют с ведущих НПЗ "Роснефти" и "ГазпромНефти".
"По нашему мнению, причина дефицита топлива на АЗС Иркутской области может быть связана со следующим. Основная торговая площадка, на которой реализуется топливо нефтяными компаниями ВИНК на внутреннем рынке это — Санкт-Петербургская Международная Товарно Сырьевая биржа. В настоящее время существенно снизились объемы реализации нефтепродуктов, продаваемых на биржевых торгах АО "СПбМТСБ" с НПЗ ПАО "НК "Роснефть", и самое главное — с Ангарского НПЗ, являющегося основным НПЗ, и снабжающим потребителей в Иркутской области.
Объемы продаж по бензинам и дизельному топливу снизились приблизительно в 2-3 раза по сравнению с декабрем 2020 года. Аналогичная ситуация складывается и на Ачинском НПЗ, находящемся в Красноярском крае, с которого также периодически, но в меньших объемах производится закупка топлива потребителями", — рассказали в компании "ОМНИ".
В условиях сложившегося дефицита топлива компания вынуждена при необходимости (и в случае наличия возможностей) приобретать топливо с более удаленных от Иркутской области НПЗ, например, с Сургутского нефтеперерабатывющего завода. По причине образовавшегося дефицита нефтепродуктов на оптовом рынке, значительно выросли биржевые цены Ангарского НПЗ с декабря 2020 года по январь 2021 года: на бензин Аи-98 на 21%, Аи-95 — на 28%, Аи-92 — на 25%, на дизтопливо — на 13%.
По данным "ОМНИ", сейчас на АЗС "Иркутскнефтепродукт", входящих в группу ПАО НК "Роснефть", топливо реализуется практически по оптовым ценам, без учета издержек, связанных с реализацией. А было и так, что бензин реализовывался на АЗС по ценам ниже, чем цены на бирже.
В январе цены на АИ-95 на "ОМНИ" выросли на 5,29% (до 47,8 рубля), АИ-92 подорожал на 3,03% (до 44,2 рубля). В настоящее время стоимость бензина на АЗС, пренадлежащих компании, продолжает расти. На некоторых АЗС стоимость АИ-95 привысила 49 рублей, а АИ-92 — 45 рублей.
"Мы как независимые розничные операторы против увеличения цен на АЗС, так как понимаем, что в настоящее время складывается сложная экономическая ситуация в стране в целом, возникает напряженность, а при повышении цен будет происходить даже снижение реализации. Мы против увеличения розничных цен, так как это "путь в никуда", это сокращение объемов потребления продукции из-за снижения покупательского спроса, что также повлечет увеличение цен на производимые в стране товары, предоставляемые услуги (транспортные, ЖКХ и т.д.). Но все же нам приходится увеличивать цены на ГСМ поэтапно и незначительно, существенно отставая от роста оптовых цен на бирже. При этом мы долгое время работаем в убыток", — сообщили корр.агентства в сети АЗС "ОМНИ".
По данным компании, существующая торговая наценка на АЗС приводит к убыткам от реализации, даже с учетом того, что розничные цены на АЗС независимых топливных операторов выше, чем на АЗС сбытовых структур ВИНК на 2-3 рубля за литр. Поэтому независимые топливные операторы сейчас не имеют рентабельности — компании несут убытки. При этом они также терют и своих постоянных клиентов. В итоге на АЗС некоторых компаний, где топливо продают гораздо дешевле, образуются очереди. А там уже недалеко и до дефицита.
Власти спешат на помощь?
В связи со сложившейся ситуацией на топливном рынке в конце января 2021 года компания "ОМНИ" направила обращение председателю правительства Иркутской области Константину Зайцеву, затем в феврале — губернатору Иркутской области Игорю Кобзеву. Кроме того, информация была доведена до Иркутского УФАС. 5 февраля 2021 года с участием руководителя антимонопольной службы совместно с представителями правительства Приангарья и независимых топливных компаний было проведено оперативное совещание. В рамках встречи было достигнуто понимание того, что сложившаяся ситуация требует внимания и действий со стороны органов власти. По итогам совещания правительством Иркутской области принято решение подготовить обращение в адрес правительства РФ для разрешения ситуации на рынке нефтепродуктов в Приангарье. Кроме того, по поручению главы региона УФАС проведет анализ структуры розничной реализации нефтепродуктов всеми участниками топливного рынка Иркутской области, после чего итоговую информацию представит губернатору.
Также ПАО НК "Роснефть" рекомендовано рассмотреть возможность увеличения объемов реализации нефтепродуктов на Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой бирже с Ангарского и Ачинского нефтеперерабатывающих заводов. Одновременно Иркутское УФАС продолжает мониторить ситуацию на розничных и мелкооптовых рынках ГСМ Иркутской области.
Что ж, пока чиновники и представители крупного бизнеса решают, как урегулировать ситуацию, недовольство среди автомобилистов продолжает расти. И, возможно, что в общественном транспорте вскоре станет не несколько десятков пассажиров больше.
Ранее ИА IrkutskMedia сообщало, что Иркутская область стала 20-й в рейтинге регионов РФ по доступности бензина для населения. На чистую среднюю зарплату в месяц жители Приангарья могут приобрести 982 литра АИ-92. Изменение цены на бензин этой марки за год составило 3,8%.
В материале использованы фотографии и видео из группы "ДТП 38Rus Иркутск" во социальной сети "ВКонтакте" (12+). Источник — https://vk.com/wall-37432351_2348349.