Несмотря на влияние политики на Иркутскую область, в Приангарье происходят и не менее значимые экономические события. Так, в начале июля стало известно,что в регион могут приехать премьер-министр РФ Михаил Мишустин вместе с главой Минпромторга Денисом Мантуровым. По данным некоторых СМИ, чиновники намерены посетить производственную площадку самолетов МС-21 в Иркутске. Между тем столица Приангарья опустилась на второе место в СФО по дороговизне бензина. Сейчас литр автотоплива в Иркутске можно приобрести в среднем за 48,61 рубля. При этом в Иркутской области продолжают бороться с коронавирусом. Бизнес вновь терпит некоторые убытки, находясь под влиянием ограничительных мер. Об этих и других важных экономических и бизнес-событиях начала июля читайте в бизнес-дайджесте ИА IrkutskMedia.
К нам едет ревизор?
![Премьер-министр России Михаил Мишустин](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/2528/2527842.jpg)
Премьер-министр России Михаил Мишустин. Фото: government.ru
"Вот с Денисом Валентиновичем (Мантуровым) собираемся посетить непосредственно производство в Иркутске", — сказал Михаил Мишустин.
В настоящее время опытный самолет МС-21-310, оснащенный новейшими российскими двигателями ПД-14, после покраски проходит дальнейшие испытания в Жуковском. Ранее воздушное судно хорошо показало себя в перелетах по маршрутам Иркутск — Ульяновск и Ульяновск — Жуковский. Первый полет иркутского среднемагистрального пассажирского самолета МС-21 с крылом из российских композитных материалов планируют провести в 2021 году.
Что ж приезд таких высокопоставленных чиновников может дать дополнительный импульс в развитии региональной авиации. Может и вопрос с границами приаэродромной территории аэропорта Иркутска и самой воздушной гавани, наконец, удастся решить. Однако широкой общественности до сих пор не показали новые границы седьмой подзоны. Об их существенной оптимизации пока известно только властям.
Приближаемся к полсотни
![Заправка на АЗС](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/2528/2527843.jpg)
Заправка на АЗС. Фото: ИА PrimaMedia
Цены на бензин в Иркутске показывают рост уже не первый месяц. Значительный скачок стоимости автотоплива в городе наблюдался еще в начале года. С тех пор цены на бензин растут каждый месяц. По последним данным Росстата, автотопливо в городе в среднем продают за 48,61 рубля за литр. При этом столица Приангарья, ранее занимавшее первое место по дороговизне бензина в СФО, сейчас опустилась на второе место. Дороже всего автотопливо на данный момент обходится жителям Кызыла — 48,69 рубля за литр. Замыкает тройку Красноярск — 47,45 рубля за литр.
На фоне постоянного роста стоимости бензина власти РФ периодически пытаются стабилизировать цены. Так, премьер-министр Михаил Мишустин утвердил постановление правительства о дополнительных мерах по стабилизации цен на топливо. Согласно документу, механизмы биржевых торгов бензином и дизелем будут усовершенствованы, что позволит избежать резких скачков цен на моторное топливо. Однако, несмотря на решение кабмина РФ, стоимость бензина в Иркутске продолжает расти.
В начале июля из-за роста цен на нефтепродукты "Российский топливный союз", который объединяет розничных операторов топливного рынка, обратился в правительство РФ с просьбой рассмотреть ряд предложений по стабилизации рынка топлива.
Союз обращает внимание на существующий диспаритет между ценой топлива в рознице и на оптовом рынке. По его мнению, сложившаяся ситуация заложена в конструкции налогового маневра, по которому акцизы на бензин и дизель должны были снижаться, а по факту они растут и будут продолжать это делать и дальше. Введенный кабмином демпфирующий механизм в существующем виде не в состоянии сгладить диспаритет цен, что в итоге приводит к росту оптовых цен выше инфляции и к убыткам на розничном сегменте рынка, передает ТАСС.
В качестве примера РТС привел цифры за май 2021 года, когда бензин в опте подорожал на 5,1% для АИ-92 и на 6,1% для АИ-95, в то время как в рознице повышение составило 0,7-1,2%.
Наживка для инвесторов
![Рыбалка](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/2528/2527844.jpg)
Рыбалка. Фото: ИА PrimaMedia
"На сегодняшний день в регионе сформирован портфель проектов, реализуемых малым и средним бизнесом. Они могут быть интересны потенциальным инвесторам разного уровня в различных сферах экономики, включая промышленность, туризм, формирование комфортной городской среды и создание инфраструктуры. При этом крайне важно, чтобы при реализации инвестпроектов соблюдались требования экологической безопасности и социальной ответственности", — отметил Игорь Кобзев.
Сегодня усилия правительства Иркутской области и бизнеса направлены на реализацию таких крупнейших инвестиционных проектов, как освоение золоторудных и редкометалльных месторождений в Бодайбинском и Нижнеудинском районах, угольных месторождений в Тулунском и Черемховском районах, создание картонного производства в Усть-Илимске, организация производства лекарственных препаратов и субстанций в Усолье-Сибирском, строительство алюминиевых заводов в Тайшетском районе и первого в регионе предприятия по производству полиэтилена в Усть-Кутском районе.
Всего в Иркутской области реализуется порядка 120-ти проектов. Это свыше 2,4 трлн рублей инвестиций, 26 тысяч новых рабочих мест и 2 трлн рублей дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
При этом фокус внимания власти направлен и на развитие туристической привлекательности региона. Недавно правительство Приангарья и глава корпорации "Туризм.РФ" договорились о сотрудничестве. Одним из приоритетных направлений станет создание в области круглогодичного туристического маршрута, объединяющего Иркутск, Листвянку, Кругобайкальскую железную дорогу, Слюдянку, Байкальск и поселок Большое Голоустное. Объектом притяжения на Байкале станет Центр образовательного, научного и экологического туризма, который планируют создать в Большом Голоустном. Совместно с ОАО "РЖД" идет разработка концепции развития Кругобайкальской железной дороги и Порта Байкал, который станет ключевой точкой на маршруте.
"Развивая туризм на Байкале, важно встроиться в экосистему этого уникального природного творения. Корпорация в основу своей деятельности закладывает принципы устойчивого развития, бережного отношения к окружающей среде и ее сохранения для будущих поколений. Такой подход разделяют регионы и инвесторы, заинтересованные в совместном с государством развитии проектов. Сейчас, предварительно изучив территории Иркутской области, мы видим потенциал для развития Байкальска. Здесь важным моментом является не только создание мест размещения, но и выстраивание комфортной и понятной для туристов логистики перемещений между объектами. Это строительство дорог, развитие транспортной доступности и так далее", — сказал генеральный директор корпорации "Туризм.РФ" Сергей Суханов.
При этом глава региона вновь подчеркнул, что все мероприятия по развитию туризма на Байкале будут проходить исключительно с учетом экологического фактора. О чем Игорь Кобзев неустанно говорит чуть ли ни на каждой встрече, посвященной туристической отрасли.
Борьба с коронавирусом и "козлами отпущения"
Как мы уже говорили ни один раз, пандемия и введенные из-за нее ограничения значительно ударили по бизнесу в Иркутской области. Особенно пострадали сферы туризма, общепита и ... фитнеса. Только за прошлый год количество предпринимателей в Приангарье в целом снизилось почти на 8,5%. Как отмечал на одной из сессий ЗС региона бизнес-омбудсмен Андрей Лабыгин, общепит в ситуации с пандемией, по его мнению, сделали "козлом отпущения". Сюда же Уполномоченный отнес и фитнес. Хотя эти отрасли по мерам соблюдения всех требований Роспотребнадзора стоят на одном из первых мест, именно в этих сферах сейчас введены основные ограничения.
"Безусловно, я считаю, что в некоей степени, прошу прощение за непарламентское выражение, сделали козлов отпущения в виде общепита. Есть такая доля. Их выставляют крайними, хотя что общепит, что фитнес по мерам соблюдения всех требований Роспотребнадзора, думаю, стоят на одном из первых мест. Ситуация, связанная с разобщением людей, возможно, имеет значение, но, на мой взгляд, не очень существенное",— сказал Уполномоченный.
При этом власти не особо обращают внимание на то, что в часы пик общественный транспорт забит до предела. Или поликлиники переполнены очередями, а на Ольхон уже образовываются пробки с путешественниками, желающими посетить остров. Уж в этих местах коронавирус явно бродит гораздо чаще. Может на эти проблемы нужно обратить особое внимание?
Однако в регионе продолжают жаловаться только на заведения, где не соблюдают масочный режим. На одном из прямых эфиров губернатор Игорь Кобзев пригрозил бизнесу временным закрытием за нарушение антиковидных мер. Спрашивать строго будут и с владельцев общественного транспорта, в котором пассажиры или водители будут находиться без масок.
"Будем смотреть индивидуально. Но нарушителей будем точечно закрывать. Это в том числе касается общественного транспорта. Я уже говорил, что будем расторгать договоры с нерадивыми перевозчиками", — сказал Игорь Кобзев.
Добавим, что в Иркутской области о бизнесе все же заботятся. По итогам прямой линии с президентом стало известно, что в прошлом году более 26 тысяч предпринимателей получили господдержку в Приангарье.
Чтобы не нарваться на очередные ограничения, многие предприниматели приняли решение о вакцинации своих сотрудников от COVID-19. В связи с этим в Иркутске на базе Центра "Мой бизнес" организовали прививочный пункт. Бесплатные прививки от коронавируса могут поставить представители малого и среднего бизнеса, их сотрудники и самозанятые граждане.
На фоне ситуации с коронавирусом в Иркутской области вдвое увеличили производство защитных масок. Предприятие-производитель, расположенное в Иркутском районе, запустило новую линию по изготовлению СИЗ. В качестве сырья используются материалы российского производства.
![Медицинская плашка](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/2529/2528294.jpg)
Медицинская плашка. Фото: РИА PrimaMedia