Сфера туризма за последние два года столкнулась с различными испытаниями на прочность. Серьезно ограничила поток, особенно иностранных туристов, не только пандемия коронавируса, но и различные санкции, в том числе затронувшие многие авиакомпании. При этом кризис дал региональным предпринимателям возможность перестроить свой бизнес, сделать ставку на развитие внутренних путешествий и получить хорошую поддержку от государства. Однако не все представители МСП смогли подстроиться под ситуацию. Даже крупные компании, работающие в Приангарье на протяжении нескольких лет, не могут дать внятных ответов по поводу дальнейших планов по развитию. А ведь именно на них, как отмечают эксперты, и рассчитана основная поддержка властей. Но есть еще и широкий пласт малого бизнеса, который также надеется ощутить эффект от анонсированных вливаний со стороны государства в туристическую отрасль. Подробнее о том, как изменилась ситуация в туристической отрасли Иркутской области с 2019 года, предпочтениях путешественников и дальнейших перспективах турбизнеса в регионе — в материале ИА IrkutskMedia.
Перестройка работы и новые маршруты
Сколько на данный момент составляет доля туризма в ВРП Иркутской области неизвестно. В агентстве по туризму региона в ответе на запрос корр. ИА IrkutskMedia смогли предоставить данные только за 2019 год. Тогда этот показатель составлял 1,6% при объеме турпортока 1,7 млн человек. В связи с пандемией количество путешественников, приезжающих в Иркутскую область, особенно из-за рубежа, значительно сократилось. В 2020 году Приангарье посетили 835,2 тысячи туристов, а в 2021 году — 1,2 млн человек. Если сопоставить данные за 2019-й и 2021-й год нетрудно предположить, что "вес" туризма в консолидированном бюджете региона остается крайне скромным.
При этом стоит отдельно остановиться на количестве посетивших область иностранных граждан: в 2019 году — 367,8 тысячи человек, в 2020 году — 54,1 тысячи человек, в 2021 году — 15,2 тысячи человек.
— До пандемии на протяжении ряда лет Китай занимал лидирующую позицию среди иностранных граждан по количеству туристских прибытий в Иркутскую область. Высокую долю среди иностранных туристов также занимали гости из Республики Корея, Германии, Франции, Монголии, США, Японии, Великобритании, Польши, Швейцарии. В 2021 году первая десятка иностранных туристов выглядела так: Германия, Китай, Франция, США, Турция, Республика Корея, Монголия, Япония, Испания, Швейцария, — рассказали в Агентстве по туризму Иркутской области.
По-прежнему отдых в Иркутской области популярен среди населения региона, жителей Москвы, Красноярского и Забайкальского краев, Московской, Ленинградской, Новосибирской и Томской областей, Республик Бурятия и Саха (Якутия).
Как и прежде путешественники стремятся в наш регион, чтобы увидеть великий и могучий Байкал. Причем, если раньше туристы посещали Прибайкалье в июле и августе, то в последние годы наблюдается стабильное повышение спроса на зимний отдых. Сейчас Байкальский лед стал настоящим туристическим брендом. Также в пандемию интерес туристов возрос к активным видам отдыха, в том числе к пешим горным походам.
Также в 2021 году популярность у путешественников стало набирать новое направление — Качугский район. Там расположен археологический памятник, состоящий из наскальных рисунков, выполненных в период от эпохи позднего неолита — Шишкинские писаницы, а также Культурно-просветительский центр имени Святителя Иннокентия в Анге.
Констатируем: даже согласно данным регионального агентства по туризму перспектив и точек роста у региона — хоть отбавляй. Но что же тогда мешает?
Отличное время для перфекционистов
Ограничения по коронавирусу, повлиявшие на туристический поток, также застали врасплох и предпринимателей. Причем не только малый и средний бизнес, но и крупный. Особенно серьезно пострадали туроператоры, работающие с иностранными путешественниками, а также сопутствующие отрасли общепита, транспортные компании. Некоторые гостиницы подстроились под ситуацию и стали работать как обсерваторы для заболевших COVID-19 граждан, другие — переориентировались на прием гостей из России.
Как сообщили корр. агентства в ГК "Истлэнд", в 2020 году практически все круизные рейсы были отменены или перенесены на 2021 год, сократилось количество пассажирских рейсов водным транспортом. Сложная ситуация была и с авиаперелетами. Это потребовало от авиакомпании "Ангара" больших усилий в плане подготовки экипажей и бортпроводников для работы в условиях распространения коронавирусной инфекции. Также в 2020 году значительно уменьшилась наполняемость кафе и ресторанов.
— В 2021 году ситуация изменилась к лучшему в связи со снятием некоторых ограничений. Группа компаний "Истлэнд" к этому времени смогла полностью перестроить работу, этого требовали новые условия. Мы также предложить клиентам расширенный выбор групповых туров и туров одного дня, — подчеркнули в компании.
Так, было увеличено число маршрутов водным транспортом, модернизирован маршрут в Тальцы. Он стал более бюджетным и лаконичным. В 2021 году запущен проект однодневного маршрута в бухту Песчаную. В навигацию прошлого года ГК "Истлэнд" развивала как уже регулярные маршруты, так и экскурсионные — на Кругобайкальскую железную дорогу, Листвянку, Большие Коты, остров Ольхон и прочее.
Были открыты новые рейсы и восстановлены маршруты, которые были закрыты из-за маловодья несколько лет назад. Сейчас проводится модернизация судов пароходства, формируются планы по развитию флота, строительству новых современных судов, часть из которых уже реализуется, и это позволит уже в ближайшее время добавить новые маршруты, запустить новые мощности для увеличения пассажиропотока, заверили в компании.
Также постепенно стал восстанавливаться пассажиропоток у авиакомпании "Ангара". Если в 2019 году самолетами типа АН-24 и АН-26 было перевезено около 160 тысяч пассажиров, а в 2020 — чуть меньше 150 тысяч, то уже в 2021 году пассажиропоток составил порядка 169 тысяч человек.
При этом перевозчик не только смог достичь основных показателей, но и расширил парк самолетов. В прошедшем году авиакомпания приобрела в собственность три воздушных судна типа АН-24. Также была увеличена частотность полетов в регионе и в соседнем Красноярском крае по таким направлениям как Бодайбо-Иркутск, Киренск-Иркутск, Красноярск-Ленск. Компания смогла нарастить свои возможности по ремонту авиационной техники на собственной производственной базе.
Что касается ресторанного бизнеса, то за указанный период группе компаний удалось сохранить численность сотрудников, провести ремонт производственных помещений, залов кафе и ресторанов. Активно шла работа над новыми проектами, такими как реконструкция кафе "Волна" на пристани "Ракета" и запуск новой мобильной точки питания.
— В 2021 году компании холдинга полностью восстановились после кризиса и вышли на показатели 2019 года, а в ряде случаев показали результаты, превышающие его итоги. Кризис — это всегда неоднозначное явление. Конечно, есть целый комплекс негативных факторов. Но и позитивных — тоже. Кризис — лучшее время для перфекционистов: нужно совершенствовать бизнес-стратегию, искать новые подходы, что-то оптимизировать, во что-то вкладываться. Именно так мы и подошли к этому периоду, и сегодня смотрим в будущее с оптимизмом. Не выживаем, а живем, — резюмировали в ГК "Истлэнд".
Колоссальный опыт работы в новых условиях получила также компания "Гранд Байкал". Организация сообщила, что не только перестроила систему работы отелей, но и задействовала все необходимые меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции. В гостиницах были установлены входные фильтры, проводились замеры температуры, каждый гость получал одноразовую маску и дезинфицирующее средство.
Но пока одни предприятия живут в непростых экономических условиях, другие — буквально выживают. Особенно это касается небольших компаний, выручка которых значительно снизилась под влиянием коронавируса, поставила под угрозу прекращения деятельности.
Ситуация с коронавирусом потребовала от предпринимателей быстрой адаптации к новым условиям работы
Возросший интерес путешественников к внутреннему туризму заставил компании и государство направить фокус внимания на развитие маршрутов по России. Федеральные и региональные власти впервые начали разрабатывать меры поддержки для туристической отрасли. В частности, была запущена программа туристического кэшбэка и чартерные рейсы.
К слову, чартеры на Байкал в Иркутской области, в отличие от Бурятии, до сих пор не запущены. Хотя надежда на это все еще остается. Регионом была подана заявка на включение в 2022 году Приангарья в перечень субъектов РФ, где находятся пункты назначения полетных программ, в отношении которых предоставляются субсидии на государственную поддержку туроператоров.
Надежда на господдержку
В связи с геополитическими событиями и недружественными действиями иностранных государств президент России Владимир Путин также акцентировал внимание на развитии туристической отрасли в стране. При этом ситуация из-за санкций может быть примерно такой же, как и в пандемию. Ставка будет делаться именно на внутренний туризм. Поэтому все больше внимания, в том числе и в Иркутской области надо уделять инфраструктурным проектам, их финансированию и поддержке тех компаний, кто занимается такими проектами.
Показательна в плане развития туризма на Байкале соседняя Бурятия. Там туротрасль, судя по сообщениям в информационной среде, развивается гораздо быстрыми темпами, даже несмотря на такие же трудности в части соблюдения экологических норм. Наши предприятия в этом направлении немного отстают и даже не пытаются оперативно отвечать на запросы редакции. Причем некоторые ответы компаний в своем большинстве размыты, а дальнейшие планы — не конкретизированы.
Так, например, в компании "Гранд Байкал" подчеркнули, что в свете последних событий видят дополнительные возможности для развития внутреннего туризма. Это, в том числе разработка новых туристических продуктов и услуг, освоение новых территорий в регионе для удовлетворения возникшего спроса на внутренний туризм. Сейчас "Гранд Байкал" формирует новые спецпредложения для разных категорий туристов: программы для отдыха на загородных объектах, пакетные экскурсионные предложения для городских отелей, новые оздоровительные программы в санаториях. При этом какие именно новые услуги будут оказываться туристам, будут ли построены новые отели и инфраструктура в компании так и не рассказали.
В свою очередь ГК "Истлэнд" вообще не планирует получать субсидии от государства, рассчитывая только на свои силы.
— Принципиально новые направления не входят в текущий фокус развития — если смотреть на наш холдинг, спектр сфер нашей деятельности обширный. Конечно, в виду значительного увеличения себестоимости и снижения доходной части, мы пересматриваем наши текущие инвестиционные проекты, часть из которых реализуем уже сейчас. Остальные — это проекты на ближайшую перспективу, которые также постараемся реализовать, — рассказали в ГК "Истлэнд".
При этом, как отмечают эксперты, заявленные меры поддержки от государства в основном рассчитаны на крупные компании с многомиллионными оборотами. Поэтому получить помощь от властей малым предприятиям, коих в нашем регионе гораздо больше, видится достаточно проблематичным.
"Большая часть сегодняшних мер поддержки, на мой взгляд, вообще не имеет отношение к малому или микробизнесу. От слова совсем. Большинство кредитов, субсидий и других мер оказываются предприятиям с годовым оборотом от 100 млн рублей. Но мы понимаем, что 90% малого и микробизнеса и не только в сфере туризма — это от 5 до 50 млн рублей в год. Поэтому все предпринимаемые сегодня меры в первую очередь на уровне федерации никак не помогут представителям МСП, а значит еще больше малого бизнеса уйдет в тень", — заметил эксперт Общественной палаты Иркутской области Сергей Гребенщиков на заседании комиссии по туризму.
Эксперт составил перечень мер, которые необходимо предпринять как на региональном, так и федеральном уровне. Это, в том числе льготные кредиты, рассчитанные на несколько лет, снижение налогового бремени, бесплатное обучение представителей МСП, субидирование классификации коллективных средств размещения, увеличения номерного фонда, софинансирование продвижение в маркетплейсах, создание министерства туризма в Иркутской области для более оперативного решения вопросов, разработка и принятие закона о туризме в Приангарье и прочее.
Вместе с тем конкуренция на рынке туроператоров и компаний растет с каждым днем, учитывая переориентацию в основном на российский сегмент. И пока местные турфирмы и компании занимаются текущими вопросами, распределение "пирога господдержки" может пройти без их участия. А Иркутская область, как это иногда бывает, снова окажется за бортом.
Немалую роль в этом отношении играет и распределение статей расходов регионального бюджета, где туризм не имеет первых строчек. При этом на территории Иркутской области остается еще много нерешенных проблем в этом направлении: слабое развитие туристической инфраструктуры, разноплановость и качество номерного фонда, туристическая логистика, качество оказываемых услуг, нехватка квалифицированных кадров в индустрии гостеприимства и многое другое.
В целом за 2019-2021 годы на развитие внутреннего и въездного туризма в Иркутской области было выделено 34,1 млн рублей. В 2022 году на эти цели планируют направить еще 19,5 млн рублей. Однако это просто копейки в сравнении с финансированием особой экономической зоны "Ворота Байкала" в Слюдянском районе Приангарья, эффекта от которой регион ждет уже несколько лет. Так, на строительство объектовобеспечивающей инфраструктуры ОЭЗ и управление этой зоной в 2019-2021 годах было выделено почти 1,2 млрд рублей. Причем значительная часть была направлена из федерального бюджета. В 2022 году на "Ворота Байкала" планируют выделить еще 162,9 млн рублей, но только из региональной казны.
Согласитесь, довольно баснословные деньги, учитывая, что эффективность экономической зоны совсем недавно ставилась под сомнение региональной прокуратурой. Только после публикации сообщения надзорных органов в СМИ губернатор Игорь Кобзев поручил проанализировать, почему не развиваются "Ворота Байкала" и число резидентов не растет. Итоги проверки в итоге так и не были озвучены. Такая "эффективность" проекта не красит регион, который рассчитывает претендовать на распределение федеральных средств и тем более сложно бороться с теми субъектами, которым уже благоволит Ростуризм.