Компания McDonald`s объявила об окончательном закрытии своего бизнеса в России в мае 2022 года. После этого примеру американской компании также хотели последовать и другие иностранные заведения общепита. В Иркутской области появления McDonald`s ждали уже давно. Планы открыть рестораны сети были озвучены губернатором еще в прошлом году. А пока этот вопрос повис в воздухе, корр. ИА IrkutskMedia решили выяснить, что предлагает жителям и гостям Приангарья местный фастфуд. Отметим, что иркутские предприниматели уже давно взяли на вооружение идеи известных франшиз быстрого питания и адаптировали их на свой вкус.
Шаурма

Шаурма. Фото: Freepik
Заведений, предлагающие завернутые в лаваш мясо и овощи, на улицах Иркутска большое количество. Посетителям могут отведать это блюдо из различного вида мяса. Ничего экзотического. Также в шаурму можно добавить сыр, помидоры, огурчики и различные соусы.
Одно из известных в Иркутске заведений — Shaurmeals. Иркутская сеть — первая и единственная шаурма и стрит-фуд направление, присутствующее на первом в Сибири фуд-холле Eat Market. Рестораны сети встречают уютной семейной атмосферой, разнообразным меню, приятным сервисом и ассортиментов напитков, отличающимся от аналогичных заведений. Посетителям предлагается 14 видов шаурмы, в том числе сладкая. Также в меню представлены шаур-доги, сэндвичи и широкий выбор напитков.
"Наше концептуальное и вкусное меню разработано одним из лучших шеф-поваров России, победителем Всероссийского кулинарного чемпионата среди шеф-поваров Chef a la Russe так, чтобы удовлетворить запросы каждого посетителя. У нас едят вегетарианцы, спортсмены, худеющие и даже дети. Гостям предоставлена возможность добавлять ингредиенты по своему вкусу. Аналогичного меню не имеет ни один участник рынка и это одна из причин, по которой выбирают нас", — говорится в сообщении на сайте сети.
Как указывают владельцы общепита, средняя прибыль с каждой точки составляет около 300 тысяч рублей. Бизнес можно запустить по франшизе. Паушальный взнос составит 330 тысяч рублей.
Пицца

Пицца. Фото: Freepik
Пожалуй, пицца, это то блюдо, которое есть не только в небольших кафе и на фудкортах, но и в ресторанах. В Иркутской области пиццерии есть во всех крупных городах. Каждое заведение предлагает как традиционные названия итальянского блюда, вроде "Пепперони", "Маргариты" и сырной, так и различные вариации. В пиццу добавляют курицу, баранину, ветчину, морепродукты, охотничьи колбаски, овощи, фрукты, зелень и другие начинки. Блюдо готовят с обычным и тонким тестом, а также с сырными бортиками. Единственное, что отличает пиццу в ресторанах и кафе — это приготовление. Часто в крупных заведениях общепита пиццу готовят в хоспере, что делает тесто более хрустящим.
Что касается сетевых пиццерий. В Иркутской области представлены рестораны таких крупных сетей, как "Папа Джонс", "Фокс пицца" и "Додо пицца". Так, например, в меню "Фокс пиццы" представлено 30 наименований традиционного итальянского блюда. В Иркутске сеть появилась в 2019 году и очень быстро обрела популярность. Помимо пиццы посетителям могут предложить наггетсы, картофель фри, лапшу вок и многое другое. Любители сладостей могут найти в меню чизкейки, пироги и рулеты.
Бургеры

Бургер. Фото: Freepik
Хоть в Иркутске, как и в некоторых городах Приангарья, представлены титаны мирового фастфуда — KFC, "Бургер Кинг", "Сабвэй" и Black Star Burger, все же встречаются и другие заведения специализирующиеся на продаже бургеров. Например, "Бургер 38" или "Бабр бургер".
В первом заведении на выбор предлагается 15 различных бургеров, с большим количеством начинок: классический бургер с говядиной и свежими овощами, чёрная вишня с котлетой из мраморной говядины, сыром моцарелла, беконом и вишней, грибной, брусничный и ещё огромное количество различных бургеров. Здесь каждый найдет то, что ему по душе.
Также быстро и вкусно можно подкрепиться в "Бабр Бургере". В меню есть не только бургеры, но и питы, завертоны, ход-доги, спринг-роллы, куриный поп-корн, сырные палочки и картофель фри. Из фишек — "Таежный" бургер с кедровым орехом.
Выпечка

Чебуреки. Фото: Freepik
Пицца, бургеры и шаурма — это далеко не весь ассортимент фастфуда в Иркутской области. Так, в заведениях общепита можно найти различную выпечку. Например, чебуреки и пироги. Начинка предлагается как сытная, так и сладкая.
Самые известные заведения в Иркутске, специализирующиеся на выпечке, — "Новозеландские пироги" и пекарня "Жар свежар". В первом посетители могут найти необычные пироги размером с ладонь. Одного пирога хватит, чтобы перекусить. Два заменят обед. В них гарантировано много сочной начинки и мало слоеного теста. В меню 12 видов пирогов и девять Party Pies (Пироги-малыши — 7 см в диаметре). Также есть комбо-наборы для компаний. Из напитков предлагаются свежесваренный натуральный морс из брусники или вишни. Символ "Новозеландских пирогов" — это Tiki — популярный символ из Новой Зеландии. Тики считается символом плодовитости и талисманом, приносящим удачу и отпугивающим злых духов. Амулет в форме тики помогает обрести тому, кто его носит, ясность и чистоту мыслей.
Франшиза пекарни "Жар свежар" радует посетителей вкуснейшей выпечкой с 2010 года. Как указывают владельцы общепита, чтобы запустить бизнес по франшизе, понадобится около 300 тысяч рублей. Примерный срок окупаемости, по заверению создателей, составит год.
Что касается чебуреков. Найти это блюдо можно во многих заведениях общепита. Например, в закусочной "Чебурекни". В меню представлены чебуреки с красной рыбой, мраморной говядиной, охотничьими колбасками, свининой, говядиной, а также сладкие версии — с бананом и клубникой, персиком и курогой, с бананом и нутеллой. Концепция франшизы — фастфуд, знакомый с детства.
Позы и буузы

Позы или буузы?. Фото: Из открытых источников
Как рассказал президент Байкальской ассоциации рестораторов и отельеров (БАРО) Павел Поляков, сегодня мы привыкли к тому, чтобы называть фастфудом в первую очередь бургеры, ход-доги и картофель фри. Но с другой стороны именно сибирский фастфуд — это наши бурятские позы. Поэтому своя региональная специфика в Иркутской области все-таки существует. Однако интересных фастфудов, по мнению ресторатора, в регионе очень мало.
— Обычно заведения фастфуда располагаются на улице. Это стационарные киоски, либо помещения на первых этажах. В Иркутске таких мест немного. Во-первых, власти согласовывают достаточно тяжело. Во-вторых, мало проходимых мест с низкой ценой на потоках и хорошем трафике. Здесь наблюдается дефицит. То же касается и заведений формата "драйв-ин" (вроде "Макавто" — прим. ред.). Торговые центры — другая история. Вся политика направлена на то, чтобы по дороги на фудкорты люди могли зайти в магазины, — подчеркнул ресторатор.
Сегодня отведать позы, буузы, пельмени и вареники можно в различных заведениях общепита. В том числе в специализированных закусочных, вроде "Позы 38", "ЭниБэни" и других. Выбор начинок многообразен — от известных сибирских и таежных до экзотических — с мясом креветки и краба.
Как заметил Павел Поляков, сейчас иркутские рестораторы пытаются разработать блюда именно с сибирским колоритом. С этой целью в Иркутске проходит уже второй Байкальский гастрономический фестиваль (12+). Его участниками являются более 20 местных заведений. Главной темой мероприятия выбрано понятие "иркутскость". Одна из главных целей поваров в рамках фестиваля — отыскать ту самую иркутскость и показать ее гостю через кухню: узнаваемые ингредиенты и сочетания вкусов. Важным условием участия в проекте стало максимально широкое использование локального продукта. Такой подход актуален сегодня в связи и с санкционной политикой.
— Несколько лет назад в Иркутске практически не было ресторанов русской кухни. Что было достаточно удивительно. Ниша была свободной. Сейчас стали появляться рестораны, которые начали предлагать русско-сибирскую кухню, либо добавлять в меню такие блюда. Поэтому рестораторы пытаются выработать понимание, что нужно туристу, как его удивить. Наш поиск — это ресторанная мода от кутюр. Понятно, что это не на каждый день. Но это вырабатывает некую концепцию, наше видение иркутской кухни. Хотелось бы уйти от стереотипа об омуле и позах и найти наш особый путь. Этим мы сейчас занимаемся, — сообщил Павел Поляков.
В рамках фестиваля шеф-повара ресторанов разрабатывают сеты из нескольких блюд. Для приготовления используются локальные ингредиенты, вроде черемши, кедровых орехов, облепиха, брусника, трава саган-дайля, омуль, щука, муксун, оленина, мясо косули и многое другое.
Добавим, что сегодня Иркутск, как и многие города Иркутской области не испытывают недостаток в фастфуде. С креативностью и амбициями у предпринимателей все в порядке. Взять хотя бы заведение "KFCлюдянка", появившееся в столице Слюдянского района еще несколько лет назад. Или сеть ресторанов быстрого обслуживания "Макфудс". Сейчас рестораны сети представлены в Ангарске, Шелехове и Усолье-Сибирском. "Макфудс" является крупнейшим оператором фастфуд сервиса Байкальского региона со своими традициями и устоявшимися корпоративными стандартами. В меню заведений посетители также могут найти пиццу, бургеры, картофель фри и даже роллы. Единственное, что отличает сетевые общепиты от многих локальных заведений — это цены. В местных заведениях они гораздо выше, чем в сетевых.
— Нужны ли нам сетевые фастфуды? Это бизнес и достаточно рыночный. Если он будет здесь зарабатывать, то пусть будет много разных концепций и все будут конкурировать между собой, — резюмировал ресторатор.
Напомним, что в прошлом году правительство Иркутской области и "Макдоналдс" подписали соглашение, в рамках которого компания в течение пяти лет откроет до восьми новых предприятий быстрого питания в регионе. Подписи под документом поставили губернатор Приангарья и на тот момент генеральный директор "Макдоналдс" в России Марк Карена.
После объявления спецоперации и введения санкций со стороны недружественных стран "Макдоналдс" 14 марта приостановил работу всех 850 своих ресторанов в РФ. При посредничестве Минпромторга РФ компания продала бизнес российскому собственнику. Новым названием "Макдоналдс" в России стало название "Вкусно — и точка".
Американская сеть ресторанов быстрого питания "Макдоналдс" может по-прежнему намереваться реализовать проект по строительству и развитию своих объектов в Иркутской области в течение пяти лет. Такой вывод напрашивается из ответа пресс-службы кабмина региона на запрос ИА IrkutskMedia. В нем было отмечено, что организация до сих пор не внесла каких-либо изменений в соглашение о сотрудничестве с регионом.