Сегодня годовщина со дня трагической авиакатастрофы Су-30 в Ленинском районе Иркутска. Вечером 23 октября 2022 года истребитель рухнул на двухэтажный жилой дом в переулке 2-м Советском, 4. Резкое падение самолета попало в объектив видеорегистратора: на кадрах Су-30 в одно мгновение врезается в землю. По счастливой случайности в момент крушения в доме не было жильцов. Однако падение истребителя все же обернулось трагедией — оба летчика — Максим Конюшин и Виктор Крюков, выполнявшие испытательный полет, погибли. Подробнее об авиапроисшествии, ее последствиях, а также помощи пострадавшим жильцам разрушенного дома и родным погибших летчиков — в материале ИА IrkutskMedia.
Первые часы после ЧП
Су-30 потерпел крушение в воскресный вечер, в районе 18.00. Кадры самого падения самолета быстро появились в соцсетях и СМИ. Место происшествия охватило огненным облаком, пожар распространился на площади 200 кв. метров. Без электричества остались 150 домов. Находящиеся неподалеку иркутяне сначала услышали гул от падения истребителя, а после звуки взрыва.
Так, 22-летняя Маргарита шла недалеко от остановки "Школьная" в частном секторе. Самолет летел позади ее.
— Поворачиваемся и видно, как он прямо падает. И взрыв. То есть сначала был звук, я уже думала все…очень страшно было. Собаки все побежали. За две минуты все приехали, даже какой-то военный грузовичок стоял. Случился затор, появилось много народу, машин, ДПС, — рассказала Маргарита.
К месту падения оперативно выехали все экстренные и правоохранительные службы — МЧС, МВД, СК, прокуратура, а также представители власти — губернатор Приангарья Игорь Кобзев, мэр Иркутска Руслан Болотов.
По фото с места авиатрагедии видно, что самолет в прямом смысле слова снес половину деревянного дома, обломки истребителя разлетелись на довольно большой территории вокруг участка. Летчики-испытатели Максим Конюшин и Виктор Крюков погибли во время крушения. Позже было установлено, что от падения Су-30 пострадали восемь находящихся рядом жилых домов. У них разрушило крыши, веранды, выбило стекла в окнах, повредило заборы. Из местных жителей никто не пострадал.
Огнеборцы оперативно ликвидировали пожар в месте крушения самолета. Позже полицейские, стоявшие в оцеплении территории, услышали вой животного и вызвали спасателей. Сотрудники ведомств вызволили собаку из-под завалов практически разрушенного дома. Животное передали хозяевам.
Через пару часов после трагедии Следственный комитет РФ сообщил, что самолет Су-30, принадлежавший авиапредприятию, выполнял испытательный полет без боекомплекта. После случившегося было возбуждено уголовное дело по факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц.
"Объединенная авиастроительная корпорация" в свою очередь создала комиссию для расследования трагедии. В работе задействовали специалистов предприятий авиационной промышленности и профильных институтов.
24 октября в пресс-службе ВМ СУ на транспорте СКР рассказали, что на месте трагедии специалисты изъяли образцы топлива, которым был заправлен самолет, унифицированную газоразрядную станцию с медицинским кислородом. Также были назначены химические и судебно-медицинские экспертизы. Сотрудники ведомства выполнили выемку летно-технической документации, допросили руководство и сотрудников авиапредприятия.
"Органом предварительного следствия рассматриваются две основные версии: отказ авиационной техники и ошибка пилотирования", — уточняли в ведомстве.
Отметим, что в день трагедии также появилась информация о том, что пилоты во время полета могли находиться бес сознания. Позже, 29 октября, в ВМ СУ на транспорте СКР рассказали, что при осмотре места ЧП был изъят защищенный бортовой накопитель. Установлено, что экипаж потерпевшего крушение воздушного судна СУ-30 перестал выходить на связь по причине нахождения летчиков-испытателей в бессознательном состоянии.
"В связи с этим следствие проверяет версию о неисправности бортовой системы кислородного оборудования, вследствие чего оба летчика могли потерять контроль над его управлением", — уточнили в ведомстве.
Следователи на месте происшествия. Фото: ВМ СУ на транспорте СКР
Добавим, что к месту происшествия выезжали сотрудники Роспотребнадзора. Специалисты Центра гигиены и эпидемиологии в Иркутской области не выявили превышений ПДК вредных веществ в воздухе в районе крушения истребителя.
Помощь пострадавшим
Жильцам почти полностью разрушенного дома в тот же день предложили временное размещение. Кроме того, им оперативно восстановили паспорта и акты гражданского состояния.
"Переулок 2-ой Советский, 4 — точный адрес пострадавшего от падения самолета дома. В нем живут 5 человек. Слава богу, что в момент трагедии их не было дома. На данный момент предложено временное размещение", — сообщил Игорь Кобзев в своем телеграм-канале (18+).
Позже по уточненной информации стало известно, что в доме было прописано восемь человек, в том числе трое детей. Фактически в нем проживали пять взрослых и один ребенок школьного возраста. Добавим, что администрация Иркутска совместно с благотворительным фондом "Оберег" организовали сбор средств для пострадавших семей. В результате авиапроисшествия они лишились жилья, мебели, бытовой техники и личных вещей. Правительство региона перечислило материальную помощь — каждая семья получила по 100 тысяч рублей из-за утраты жилья.
В первые дни после трагедии сотрудники мэрии Иркутска подобрали пострадавшим семьям жилье из маневренного фонда.
"Пользоваться этим жильем они смогут столько, сколько потребуется: пока не будет решен вопрос с восстановлением дома или покупкой нового", — рассказал Андрей Южаков, тогда занимавший пост первого заммэра.
Все расходы по приобретению нового жилья пострадавшим в результате падения СУ-30 на себя взял ИАЗ (корпорация "Иркут"). Иркутский авиационный завод одной из семей оплатил покупку дома, другой семье были выделены средства на приобретение двух квартир — однокомнатной и двухкомнатной, а также перечислены средства на приобретение автомобиля взамен утерянного.
Также силами Иркутского авиазавода были снесены остатки разрушенного дома. По поручению губернатора региона всю необходимую помощь оказали родственникам погибших пилотов, в том числе по организации похорон летчиков. Необходимую поддержку предоставили авиазавод, предприятие взяло на себя все расходы по организации прощания с экипажем, произвело выплату матпомощи семьям погибших летчиков-испытателей. Виктора Крюкова похоронили в Иркутске. Похороны Максима Конюшина состоялись в Москве, где погребены его родители.
Максим Конюшин 1972 года рождения, награжден медалями министерства обороны РФ "За отличие в военной службе" III, II и I степени, ему присвоено звание "Заслуженный летчик-испытатель РФ". У мужчины остались жена и двое детей.
Виктор Крюков окончил Краснодарский военный авиационный институт, школу испытателей в Ахтубинске. В Иркутск с супругой переехали 10 лет назад.
Иркутяне простились с погибшими пилотами 8 ноября в ДК имени Гагарина.
"Они выбрали опасную и ответственную специальность. За их плечами — сотни безукоризненных полётов. Небо было их мечтой и призванием. Выражаю искренние соболезнования семьям погибших, их друзьям, коллегам и сослуживцам", — написал Руслан Болотов.
Спустя неделю после авиакатастрофы директор Иркутского авиационного завода — филиал ПАО "Корпорация "Иркут" Александр Вепрев сообщил, что будет устроено памятное место в честь погибших летчиков-испытателей.
Мемориал, посвященный пилотам разбившегося Су-30, открыли на территории Иркутского авиазавода 23 октября 2023 года.