Виктор Лучкин. Антиалкогольный закон депутата Заксобрания от "Единой России" Алексея Козюры наделал много шума в Иркутской области. Предотвращая всеобщую алкоголизацию населения, парламентарий может сломать "невидимую руку рынка" и нанести урон доходной части бюджета. Об этом уже заявляют представители бизнес-сообщества, руководитель аппарата уполномоченного по правам предпринимателей в регионе Эвелина Секулович и министерство экономического развития Приангарья, давшее негативную оценку регулирующего воздействия. Кроме того, закон был внесен в ЗС без согласования с экспертами — экономистами и предпринимателями. Алексей Козюра, чья партия вышла из унавоженной рыночной экономикой земли, два года работал над законопроектом, который, возможно, придал центробежную силу телу Адама Смита, мирно лежащему на эдингбургском кладбище. Несмотря на то что депутат отправил свой законопроект на доработку, представители бизнеса считают, что поправки закончатся парой несущественных послаблений. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia.
Свобода законотворчества
Напомним, законопроект предполагает, что слабоалкогольные напитки не могут продаваться в многоквартирных домах с входом для покупателей со стороны подъезда, а также в зданиях студенческих общежитий, почтовой связи и так далее. Помимо этого, предлагается установить полный запрет на продажу хмельных напитков в городских и сельских поселениях с 20.00 до 12.00. В случае принятия закона компании, у которых уставный капитал 500 тысяч рублей и более, будут штрафовать. Если же размер УК меньше полумиллиона, то организация, в принципе, не сможет торговать горячительным.
"На 1 сентября в Иркутской области 1204 организации имеют лицензии на продажу алкогольной продукции, которые учредили 4891 торговую точку и 816 точек общепита. По данным Росстата доступность для жителей Иркутской области примерно в два раза больше, чем доступность в Европейской части РФ", — сообщил Алексей Козюра, представляя свой законопроект.
При обосновании актуальности своего проекта депутат отметил, что в 2009 году на федеральном уровне принята концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем. Документ предполагает снижение доступности спиртного путем ограничения розничной продажи. Это дает право субъектам РФ ввести соответствующую линию поведения.
С благими намерениями парламентария сложно не согласиться, но прежде чем продвигать настолько судьбоносные для региона инициативы, нельзя забывать о порядке. В Госдуме РФ, например, существует многоступенчатая система прохождения законопроекта: прежде чем внести документ в повестку профильного комитета, заседания фракции и депутатские слушания над законом, нужно провести предпарламентскую работу — пройти через соответствующий экспертный совет. Они созданы при каждом профильном комитете российского парламента. В них входят юристы, представители профильных министерств, ученые и прочие заинтересованные лица и общественность. Таким образом повышается качество нормотворчества.
На круглом столе в аппарате бизнес-омбудсмена, где обсуждался этот вопрос, выяснилось, что предпринимательское сообщество узнало об инициативе только после того, как проект уже был внесен на рассмотрение ЗС. Алексей Козюра тогда признался, что это его упущение инициатива должна была получить более широкое обсуждение.
Казалось бы, такой, на тот момент недоработанный закон, не должен был пройти через профильный комитет, но был одобрен и вынесен на сессию. Документ, возможно, бы приняли, если бы Алексей Козюра, проявив мудрость, самолично не снял его с повестки.
Критика чистого бизнеса
Законопроект вызвал многочисленные протесты бизнес-сообщества. Руководитель аппарата бизнес-омбудсмена в Иркутской области Эвелина Секулович возмутилась в соцсети Facebook представленным законопроектом.
"Закон важнейший в чем? В том, что будет ликвидировано огромное количество легальных продавцов алкоголем? Что допуск на рынок к продаже алкоголя будут иметь компании с огромным уставным капиталом? Во благо кого законопроект? Алкоголизацию вы не победите. Победят только огромные сетевые магазины. Еще важный момент, в рамках оценки регулирующего воздействия больше сотни компаний оценили этот закон отрицательно, и это все остается без внимания со стороны народных избранников?!" — говорится в сообщении.
Общественный представитель уполномоченного по правам предпринимателей Алексей Жемчужников заявил, что инициатива Алексея Козюры переполнила чашу терпения предпринимателей, и так недовольных государственной политикой в отношении малого бизнеса.
— Мы помним массовый снос НТО в Иркутске, повышение арендной платы за пользование землей и прочие подобные процессы. Все это подается в безапелляционном порядке и без объяснения социальной значимости. Нас это не просто задевает — люди реально остаются без работы. Закон Алексея Козюры — квинтэссенция этой антипредпринимательской политики. Под прикрытием, безусловно, благой цели идет запрет на продажу алкоголя только субъектами малого бизнеса. Инициатива направлена не столько против алкоголизации, сколько против малого предпринимательства — крупные сети продолжат торговать спиртным. Да, закон отправили на доработку, но я думаю, что дело закончится парой послаблений. Малый бизнес много и тяжело работает, но выживает с трудом, — прокомментировал Алексей Жемчужников.
Кроме того, представители малого бизнеса недовольны увеличением размера уставного капитала для организаций, планирующих получить лицензию на розничную продажу алкоголя, в 16 раз – с 30 тысяч рублей до 500 тысяч рублей.
"Введение этого запрета повлечет закрытие большого количества легальных предприятий и, как следствие, создаст благоприятные условия для процветания подпольного бизнеса", — уверен уполномоченный по правам предпринимателей в Иркутской области Алексей Москаленко.
Также, по мнению бизнес-омбудсмена, специализированные алкогольные предприятия имеют большие преференции по сравнению с другими организациями. Именно они после принятия закона будут иметь право продавать спиртное не только в будни, но и в праздники. Введение этого пункта в законе нарушает конкуренцию и антимонопольное законодательство.
В ходе круглого стола, прошедшего в аппарате бизнес-омбудсмена, Алексей Козюра рассказал собравшимся, что два года назад молодежный парламент и ряд общественных организаций поставили задачу разработать закон, запрещающий продажу слабоалкогольных напитков. При его разработке выяснилось, что 79 субъектов РФ на сегодняшний день приняли закон, регламентирующий алкорозницу. На территории Иркутской области такого документа нет. Хотя сегодня, по словам депутата, "легально продается по 21-й бутылке на каждого жителя — от младенца до старца".
"Те положения, которые содержаться в этом законопроекте являются далеко не самыми драконовскими, которые действуют в РФ. Основные положения, которые выносятся на обсуждение, подчеркну, в первом чтении. Они могут быть скорректированы", — сказал Алексей Козюра.
Директор пивоваренной компании Heineken Евгений Стрелец выразил свои опасения участникам круглого стола о уходе крупной компании с рынка Иркутской области.
"Мы находимся на Иркутском рынке уже 12 лет. Наше среднее отчисление в локальный бюджет порядка 1,5 млрд рублей ежегодно. Абсолютно белая и чистая компания. А что если наша организация уйдет из области, то будет дыра в бюджете", — возмутился представитель бизнеса.
И на этой ноте мы перейдем к самым серьезным последствиям принятия закона Алексея Козюры.
Перелом невидимой руки рынка
Законопроект негативно оценили и сотрудники министерства экономического развития Иркутской области. Заключение по итогам рассмотрения результатов углубленной оценки регулирующего воздействия гласит, что проект закона вводит избыточные обязанности, запреты и ограничения для предпринимателей.
Сегодня в Иркутской области функционируют более 2 тысяч торговых точек, расположенных на первых этажах многоквартирников или в пристроях к ним и торгующих алкогольной продукцией. Все эти магазины дают рабочие места примерно 6 тысячам человек. Кроме того, как отмечают эксперты, современная застройка предполагает возведение многоквартирных домов, в первых этажах которых предусмотрены торговые помещения, в том числе и для организации точек по продаже алкоголя. Если предложенный депутатом законопроект будет принят, до 70% таких торговых точек не смогут перепрофилироваться, работу потеряют около 4 тысяч человек.
В Минэкономразвитии подчеркнули, что региональная казна при этом также лишится значительного количества налоговых поступлений, а нововведение крайне негативно отразится на малом и среднем бизнесе, приведет к значительному ухудшению предпринимательского климата в регионе.
Анализ, проведенный министерством показал, что введение подобных ограничений в других регионах не привело к уменьшению числа страдающих алкоголизмом людей, а лишь к росту употребления суррогатов, крепкого алкоголя, к увеличению количества отравлений. То есть предложенный законопроект грозит не только ростом коррупции, ухудшением предпринимательского климата, но и ростом смертности от алкогольных отравлений.
Эвелина Секулович считает, что принятие закона отразится не только на бизнесе региона, но и жителях. При этом представитель бизнес-омбудсмена уверена, что данная мера не будет способна предотвратить ситуацию с "Боярышником".
"Заключение министерства экономического развития достоверно отражает экономические и социальные последствия принятия такого законопроекта не только для бизнеса, но и для людей, живущих в нашем регионе. Сегодня очень важно регулирование оставить прежним и доработать законопроект, исключив излишние требования. Важно уполномоченным органам направить все силы на борьбу с нелегальными производителями и продавцами алкоголя. Этот законопроект, к сожалению, не решает и не предотвращает ситуаций, подобных той, что произошла с "Боярышником" в декабре прошлого года, — отметила Эвелина Секулович.
Ветер конъюнктуры
По мнению доктора юридических наук, советника губернатора Сергея Шишкина, не нужно искать политический подтекст и идеологическую мотивацию в рождении этого закона. Инициатива Алексея Козюры, считает эксперт, продиктована конъюнктурой.
— У провинциальных депутатов есть склонность все ограничивать, вспомнить хотя бы пресловутый "закон о шуме". Инициатива Козюры затронула экономические интересы, и после этого начались правовые упражнения. Я думаю, он не собирался лоббировать интересы крупных ритейлеров, просто так получилось. Это связано с тем, что у многих депутатов ЗС нет опыта правового конструирования и они не всегда могут предсказать последствия своих инициатив. За последние годы Заксобрание принимало законы, которые не влияли на реальные общественные отношения. Это было просто бумажное правотворчество, — прокомментировал Сергей Шишкин.
Общественный резонанс вокруг антиалкогольного закона Сергей Шишкин назвал дисперсным, отметив, что Алексей Козюра был избран в областной парламент по партийным спискам "Единой России", что делает его электоральную ответственность весьма размытой.
— Над Заксобранием витает дух конъюнктуры. Через год будет выбрано новое, и депутаты понимают, что у избирателя есть историческая память. Закон могут припомнить всей партии и они вынуждены "экономить репрессию". При этом не надо переоценивать роль, создавшегося вокруг инициативы общественного резонанса. Никто бы не испугался негативных отзывов омбудсмена или Минэкономразвития, если бы не конъюнктура, — сказал юрист.
После этой неудачи Алексей Козюра может стать нарицательным персонажем. Пиарится депутат, или лоббирует чьи-то интересы, неважно. И то, и другое он делает не очень хорошо, отметил Сергей Шишкин.
Стоит отдать должное, видимо, прислушившись к мнению общественности, Алексей Козюра снял свой законопроект с повестки 53-й сессии ЗС, которая прошла накануне, 25 сентября. Кроме того народный избранник пообещал, что работа над инициативой будет продолжена с учетом концептуальных предложений предпринимательского сообщества.
ИА IrkutskMedia продолжает следить за "Дон-Кихотами" из Законодательного собрания Иркутской области.