Навсегда забыла про запотевшие стекла: кидаю пакет под лобовое и с кайфом катаюсь всю зиму
09:00
В 2025 году Братску выделят средства на строительство школы на 1,2 тысячи мест
16:39
Внимание: мошенники делают виртуальные клоны карт
16:35
В Иркутской области отремонтируют более тысячи километров дорог
16:29
Мэр Иркутска поздравил военнослужащих с Днём образования радиотехнических войск ВКС России
16:22
AI-решения Сбера используют уже 85% регионов России
16:22
Рецидивисту дали 13 лет колонии за нападение на пенсионерку и кражу бочки в Приангарье
16:15
Новые зелёные технологии помогут сохранить природный капитал
16:12
Ваш IQ не уступает гениям, если идеально справитесь со всеми вопросами — ТЕСТ
16:00
Врачи из Приангарья продолжат оказывать помощь в Кировске
15:39
В Иркутске успешно работает инклюзивный класс для детей с РАС
15:03
7,5 млн рублей взыскали с должников за использование лесов в Чунском районе
15:01
До -3°С потеплеет в Иркутской области на предстоящих выходных
15:00
ФАП построили в селе Каменка Нижнеудинского района по народной программе "Единой России"
14:56
Новый этап в генерации AI-видео: Сбер представляет обновленную модель Kandinsky Video
14:40
Электричество частично отключилось в ряде СНТ по Мельничному тракту
14:20

Алексей Сидоров: "4К" компетенции - это то, что необходимо прививать детям именно сейчас

Креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация - четыре столпа для образования будущего, считает предприниматель
20 января 2020, 19:30 Бизнес Секреты бизнеса
Алексей Сидоров Из архива предпринимателя
Алексей Сидоров
Фото: Из архива предпринимателя
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Получение качественного образования — одна из основных целей, которую ставят перед ребенком в школьные годы. Однако не всегда учеба в школе дает нужные компетенции для поиска работы во взрослой жизни. По словам основателя бизнес-курсов "Фабрика дети" (6+) в Иркутске, председателя комитета по предпринимательскому образованию в ИРО "Опора России" Алексея Сидорова, "4К" компетенции — креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация — это четыре столпа, которые будут заложены в образование будущего. Это именно то, что необходимо прививать детям именно сейчас. В интервью ИА IrkutskMedia Алексей Сидоров рассказал об инновационном образовании и проекте "Фабрика предпринимательства" (6+), который помогает ребенку развить в себе личностные качества и учит его тем навыкам, которые необходимы для построения успешного будущего.

— Алексей, с чего начался ваш путь в бизнесе?

— С бизнесом я начал взаимодействовать достаточно давно. Более восьми лет работал в государственном секторе, где занимался поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства. Субсидии, гранты и так далее. Достаточно давно знаком с тем, что необходимо представителям бизнеса b с какими проблемами они сталкиваются. После ухода с государственной должности стал руководителем в одной из строительных компаний.

— С какими проблемами вы столкнулись?

— Впервые столкнулся с такой проблемой бизнеса, как отсутствие должного уровня квалифицированных кадров. Сейчас рынок труда не отвечает тем требованиям, которые предъявляют предприниматели. Тогда я пытался укомплектовать отдел ПТО, но это было достаточно сложно. Это одна из основных проблем бизнеса в настоящее время. Вторая – это различные административные барьеры, которые создают трудности для полноценного развития.

— Как вы пришли в сферу образования?

— Когда был сотрудником государственных муниципальных органов, занимался организацией форумов, различных образовательных мероприятий. Понимал полезность этой деятельности. Поэтому стал заниматься тем, что мне действительно нравится, — бизнес-образованием. Решил начать реализацию проекта по дополнительному образованию для детей и подростков, преподаем курс по основам предпринимательства и лидерства для ребят от 9 и до 16 лет. Также у нас учатся ребята постарше. Собственно сейчас занимаюсь этим проектом и общественной деятельностью, как председатель комитета по предпринимательскому образованию в Иркутском региональном отделении "Опора России". Это дает хороший синергетический эффект. Мой личный проект получает определенный профит. 

— Расскажите подробнее о проекте "Фабрика предпринимательства"? Когда он был создан? Какова его основная цель? 

— "Фабрика предпринимательства" — федеральный образовательный проект, созданный в 2013 году. Основатель -  крупный бизнесмен и инвестор Айдар Булатов. Когда он набрал определенный опыт, то решил поделиться своими знаниями в предпринимательской сфере. Создал несколько продуктов, которые назывались "Фабрика старт" (для начинающих предпринимателей), "Фабрика PRO" (для действующих) и "Фабрика дети" (направленная на детей). Развитием последнего проекта я как раз и занимаюсь в Иркутске.

Сейчас проект "Фабрика предпринимательства" реализуется в 32-х городах, причем не только в России. Недавно к нам присоединился Минск. Проект получил статус международного. Курсы по предпринимательству прошли уже более 3 тысяч детей. Наша методика аккредитована министерством экономического развития РФ. То есть мы спокойно можем участвовать в таких проектах, как "Популяризация предпринимательской деятельности".

— То есть в Иркутске сейчас действуют только бизнес-курсы "Фабрика дети"?

— На данный момент да. "Фабрику старт" и "Фабрику PRO" планируем запустить немного позже, когда "Фабрика дети" будет уже таким локомотивом основного проекта, чтобы я не переживал за денежный оборот и мог спокойно заниматься запуском других образовательных продуктов. Также планируем создать в Иркутске большой образовательный центр — центр развития человеческого капитала. Под этим мы понимаем вообще развитие всех сфер в обществе: Экономика, финансы, здоровье, психология и пр. В данном центре будут предоставляться услуги по разным направлениям. Пока это только концепция. Дальнейшее развитие пойдет только после того, как "Фабрика предпринимательства" станет локомотивом проекта.

— Как строится программа обучения школьников?

— Она строится по специальной методике, которая разбита на два блока. Первый — это SoftSkills. Здесь ребятам прививаются предпринимательские компетенции. Им объясняется, что такое целеполагание, тайм-менеджмент, публичные выступления, коммуникации. Они учатся выступать на публике, а также работать в команде. Не хочу говорить ничего плохого про наше классическое образование в школах, но это скорее HardSkills нежели SoftSkills. То есть в школах детей не обучают  компетенциям. А мы как раз развиваем у них важные навыки, которые пригодятся в дальнейшем. И сейчас традиционное образование, на мой взгляд, переходит в  новую стадию, когда HardSkills уходит на второй план. Я имею ввиду не только школы, но и вузы, другие учебные центры. Образование переходит в стадию "4К". Сюда относится и SoftSkills. Это модель "4К", которая претерпевает определенный этап становления в нашем обществе. Чем быстрее мы поймем, что новые компетенции оказывают большее влияние на нашу повседневную жизнь, на наш профессионализм и начнем уделять этому больше внимания, тем быстрее сможем приспособиться и приспособить наших детей к комфортному пребыванию в современном обществе.

— Что такое "4К"?

— "4К" компетенции – креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация. Это четыре столпа, которые будут заложены в образование будущего. И я с уверенностью могу заявить, что модель обучения в "Фабрике предпринимательства" шагает в инновационном векторе. То есть это именно то, что необходимо прививать детям именно сейчас. Мы также даем ребятам понятие "Life long learning" — это новая концепция, которая говорит о том, что учиться необходимо на протяжении всей жизни. Ребенок должен постоянно обучаться в комфортных для себя условиях. На наших курсах дети не сидят только за партами. Ребенок может сидеть хоть на полу, на кресле-мешке и так далее. Концентрация внимания при этом у него не теряется, наоборот, он чувствует себя комфортно, полностью поглощен образовательным процессом.

Преподавание — это постоянный диалог и какая-то игровая форма. То есть если мы говорим о привитии такой компетенции как командообразование, то с детьми обязательно проводится игра. Все материалы, которые необходимы ребенку, сопровождают его по мере обучения. Это наши специально разработанные тетради. В них есть все определения и понятия, а также пустые поля для пометок. Плюс наш преподаватель – это педагог-психолог с огромным стажем. Помимо этого, мы предоставляем возможность проведения личных консультаций по вопросам, касающихся семьи, зажима ребенка перед публичными выступлениями. Те ребята, которые проучились на наших курсах, спокойно могут донести свою мысль аудитории. Они сразу вспоминают тему публичных выступлений, понимают какую стоит принять позу, как подать себя, забывают о словах паразитах. 

— Что представляет собой второй блок методики? 

— Второй блок – это блок бизнес-систем. Ребятам дается такие понятия, как бизнес-план и инвестиции, упаковка продукта, грамотное ведение социальных сетей.

В блоке "Бизнес-образования" обязательно присутствие наставников – это действующие предприниматели Иркутска, ТОП-руководители. Мы приглашаем абсолютно разных людей, чтобы наши ученики понимали насколько разнообразен мир бизнеса. Могли выбрать ту сферу, которая им интересна. Наставниками также выступают руководители правовых центров, коучи по личностному росту, бизнес-блогеры и так далее. 

Кроме того, ребята придумывают свой бизнес-проект. С нашим партнером – компанией "Экофабрика" — мы придумали дополнительный конкурс для них. Ребята прописывают концепцию развития National Nutrition. Та команда, которая победит, будет иметь возможность выступить со своим проектом на международной отраслевой площадке. И если концепция будет иметь достаточно хорошие идеи, то собственник компании Александр Касьянов возьмет проект на реализацию. Поэтому у многих ребят есть возможность, выйти с нашего курса не только дипломом государственного образца, но и со своим успешным проектом и партнерством с Nation Nutrition. 

 Как подбираются наставники проекта и преподавательский состав?

— Упор делается не на классическое школьное образование. Подбираем педагогов-психологов с большим стажем, для которых не составит труда преподавать по нашей методике. И они спокойно смогут донести весь необходимый материал до ребят. Наставники — это действующие предприниматели, которых мы хотим к себе приглашать. Они подбираются в зависимости от яркости их общественной позиции, активности, постоянного участия в различных выставках, конференциях, форумах и других мероприятиях. Наставник — эта такая модель яркого человека, предпринимателя, который необязательно достиг крутых высот, но он может доходчиво рассказать о своем бизнесе. В первую очередь делаем упор на лидеров общественного мнения. Основная наша аудитория — дети. Поэтому мы также смотрим на человека, его поведение, умение взаимодействовать с ребятами. Кроме того, важна сфера бизнеса. Если предприниматель нам интересен и близок по духу – мы обязательно к нему обращаемся.  

 Программа обучения состоит только из тренингов, лекций? 

— Экскурсии — это обязательная часть обучения. На них ребята смотрят на то, как бизнес работает изнутри.

Этим летом у нас был организован летний бизнес-клуб. Вроде лагеря дневного пребывания. Обучение проходило около двух недель. Спикером была управляющая рестораном азиатской кухни Pho me Дарья Согрина. У нее своя очень интересная история успеха. И ребятам было интересно ее послушать. Дарья очень хорошо коммуницирует с аудиторией. Она также помогла нам организовать экскурсию в ресторан японской кухни "Суши студио". Ребятам непросто показали зал с посетителями, а полностью всю общую систему ресторации – от момента поступления заказа клиента до его подачи, а также как работает их платежная система. У ребят горели глаза и было много новых эмоций. Родители благодарили нас за интересную экскурсию.

Также в перспективе планируем посетить отделение "Альфа банка", чтобы ребята смогли посмотреть как работают банковские структуры. Мне самому, как взрослому, это достаточно интересно. С удовольствием тоже с ними пойду.

Поэтому экскурсии – это неотъемлемая часть нашей методики. Давать материал в учебной аудитории это одно, а когда ребята приезжают к собственнику и он на деле показывает то, чем занимается — другое. Плюс это закрепляется эмоциями. То, что дети в первую очередь и с удовольствием делают наши задания, а не школьные — это, наверное, показатель нашего труда и качество преподавания нашего педагога.

 Как вы осуществляете контроль знаний?

— Как такового итогового тестирования нет. Квартально проводим только отчетные мероприятия. И контроль знаний, наверное, заключается в выступлениях ребят. Если они не поняли какой-то темы, мы к ней можем вернуться снова и доработать. Кроме того, на итоговом мероприятии ученики презентуют свои бизнес-проекты. Там уже и определяется уровень того образования, тех компетенций, которые мы им привили. И для себя мы уже понимаем, насколько профессионально сработались с преподавателями и с нашими наставниками.

 Есть ли примеры того, когда ваши выпускники начали заниматься бизнесом?

— Если посмотреть опыт других городов, то есть примеры, когда очень интересные социальные проекты выпускников "Фабрики предпринимательства" находили свою поддержку от первых лиц региона и получали гранты на развитие бизнеса.

У наших ребят также есть интересная идея проекта фотостудии с классной концепцией. Сейчас мы с помощью нашей методики хотим эту идею упаковать. Мне кажется, что она будет иметь определенный успех на рынке.

 В Иркутске существует много образовательных центров. Получается ли у вас в этом направлении вести бизнес? Какие трудности возникают?

— Первоочередная проблема – довести до родителей ценность нашего образования. В этом плане мы несем определенный инновационный вектор и сейчас он понятен не всем. Например, если говорить о курсах подготовки ОГЭ и ЕГЭ, то конечная цель ясна — сдать экзамены на хорошие баллы. У нас же сложность заключается в том, что не всем родителям понятна модель нашего преподавания и что мы пытаемся донести детям. Это единственный барьер, который нам тяжело преодолеть на данный момент. На рынке Иркутска представлено еще два проекта, которые схожи с нашей методикой, но их работа построена по-другому. И мы втроем являемся определенным ледоколом. То есть пытаемся донести ценности этого образования до целевой аудитории. В личном общении мы родителям говорим не зацикливаться на том, что наши курсы построены только вокруг предпринимательства. Мы даем общее развитие для ребенка. 40% наших учеников хотели бы стать собственниками бизнеса, остальные традиционно юристами, экономистами, менеджерами и так далее. Кроме того, ребята также хотят работать в нефтегазовом комплексе. И мы в этом плане, естественно, их поддерживаем и говорим не только про бизнес, а именно про общее развитие. Чтобы ребенок понимал то, как вести себя в социуме. Когда мы доносим эту полезность для родителей, то все вопросы снимаются и исчезают все барьеры в общении. 

 Какие конкурентные преимущества можете выделить у вашего проекта?

— Конкурентное преимущество "зашито" в самой методике. Экскурсии, встречи с предпринимателями и различные ярмарки – это второстепенное. Профессиональная работа нашего педагога-психолога и методический материал — это фундамент проекта и, соответственно, его преимущество. Поэтому наше основное отличие от других организаций все-таки сама методика обучения. 

– Налажено ли у "Фабрики предпринимательства" взаимодействие с региональными и федеральными властями. Получаете ли вы какие-то гранты и субсидии?

– На данный момент мы еще не участвовали в каких-то мерах поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства. Так как мы являемся приоритетной сферой деятельности, то можем, например, воспользоваться возмещением затрат по арендным платежам. Поэтому, когда конкурсы будут объявлены институтами развития бизнеса, либо администрацией Иркутска, то мы обязательно будем принимать в них участие.

— Какой совет можете дать начинающим предпринимателям? 

— Наверное, начинать.

По-своему опыту могу сказать, что не нужно обращать внимание на какие-то внутренние переживания. Делать, делать, делать и делать. Если вы каждый день будете уделять хотя бы несколько часов на то, чтобы достигнуть своих целей, то вы обязательно их достигнете. Внутренняя мотивация обязательно должна присутствовать. Нужно найти свой источник энергии. Кого-то заряжает музыка, например. Чувствуете, что сидите, работаете и начинаете уходить в себя, свои мысли — обратитесь к этому источнику энергии. Я для себя это иногда практикую. Еще, наверное, нужно не бояться слышать "нет". Это вот одно из основных ограничений, когда человек, где-то при потенциальным партнерстве с кем-то услышал отказ, опускаются руки. Услышал — "нет", но для тебя это должно значить двойное "да". Это должно еще больше давать мотивации. В себе это необходимо вырабатывать. Это достаточно сложно на самом деле. Особенно, если ты приходишь с каких-то профессий, где ты не принимал самостоятельных решений.

Предпринимательство — это в принципе ежедневно принятие каких-то решений и ответственность за них. Если прогорел — значит где-то недоработал, либо максимально не нужен был рынку.

Поэтому главное — найти источник энергии для себя, не бояться слышать "нет" и постоянно действовать. Плюс также необходимо посвящать какое-то время общественной деятельности. Я не только про благотворительность, а  вообще в принципе какие-то хорошие дела.

147016
14
50