Ангарская швейная фирма "Сонет" в Иркутской области продолжит работать на развитие, несмотря на экономический кризис. Однако, сырье и оборудование, подорожавшие в два раза, скорректируют работу. Так, например, вместо двух запланированных машин придется приобрести одну. О своем деле и о том, как фирма будет выживать в сложившейся непростой экономической ситуации, в интервью корр. ИА IrkutskMedia рассказала директор ООО "Ангарская швейная фирма "Сонет" Вера Привалова.
- Вера Григорьевна, расскажите, пожалуйста, о себе и о том, как начали свое дело.
- Раньше я работала на "Ангарской швейной фабрике", 30 с лишним лет. Пришли иные времена, здание выкупили москвичи и, как часто бывает, сориентировали под торговый центр. Производство было решено закрыть, потому что это всегда сложная работа: необходимо находить рынки сбыта, закупать сырье, нести ответственность за трудовой коллектив. Заняться сдачей площадей в аренду – гораздо проще. Фабрика находилась в центре города. Плановая мощность была рассчитана на 2,5-3 тысячи работающих. Когда я поступила на фабрику, цеха работали в две-три смены.
- Сырье на тот момент было местное?
- Нет, сырье поступало со всего Союза. Шерстяные ткани поступали из Киргизии, Улан-Удэ, Украины, хлопчатобумажные ткани - из Иваново. Около 10% сырья поступало из-за рубежа. Тогда все было, в основном, отечественное: и оборудование, и красители, и запчасти. Мы были менее зависимы.
- Как вы попали в Ангарский технопарк?
- Когда собственник здания решил закрыть производство, с работниками расторгли трудовые договоры в мае 2010 года. Нам выставили заранее невыполнимое условие - высокую арендную плату. Швейное производство - это производство с невысокой доходностью, это не торговля винно-водочными изделиями.
После того как фабрику закрыли, было решено сохранить по возможности трудовой коллектив, создав новое ООО. Начали искать подходящие площади, нашли здесь, в технопарке. Провели ремонтные работы, и в августе 2010 года приступили к выполнению первого заказа. Сюда мы попали как в семью, очень хорошие взаимоотношения. Мне до сих пор мало кто верит, что между арендатором и арендодателем могут быть такие отношения, доверительные, дружеские.
- На базе технопарка были вам предоставлены какие-то преференции?
- Одно из существенных условий – одна из самых низких ставок арендной платы в Ангарске. При этом тут уже подведены все инженерные сети, коммуникации. Мы заехали в первой десятке арендаторов. В технопарке было малолюдно, скромно, только все начиналось. Сейчас – это оживленный деловой центр.
- А с точки зрения логистики. Сырья на территории Иркутской области не так много? Как вы решаете проблему с доставкой сырья?
- Сейчас транспортные компании предлагают различные варианты доставок. Мы в основном практикуем доставку от дверей до дверей.
- А сырье откуда?
- Сырье чаще всего мы получаем из Новосибирска, Омска, Свердловска, очень много сырья из Москвы, Санкт-Петербурга. Есть импортное сырье, но поставщики в России, - в основном посредники, есть представительства. Очень часто работаем с МЧС, у них особые требования к тканям, она должна обладать особыми свойствами, мы часто закупаем ткань английского производства, через представительства в Москве.
- А как налаживаете сбыт произведенной продукции?
- Мы уже года четыре принимаем участие в электронных торгах, отшиваем любые размеры и роста, потому что у нас конструирование осуществляется с использованием компьютерных программ. Можем поставить всю линейку спецодежды, от 44 до 72-го. Такие сложные аукционы нам легче выигрывать. Мы шьем летнюю спецодежду, форменную одежду, обмундирование для сотрудников УВД Ангарска. Шьем утепленную форму любой сложности, постельное белье, тенты, медицинскую одежду и так далее.
- Вы работаете со школьной формой?
- Мы имели опыт работы со школьной формой. Сейчас выступаем последним звеном, как исполнитель. Есть небольшие ателье, которые занимаются обмерами, формируют заказ, обрабатывают данные и нам размещают заказ.
Мы работаем по конкретным заказам. Когда выигрываем аукционы, где требуется обеспечение исполнения договора, оформляем кредиты здесь же, в технопарке, под ставку 5-7%, последняя ставка была 8%. На сегодня мы еще можем взять займ под 10% годовых для приобретения сырья и оборудования.
- У вас производство идет полным ходом, в 2012 году вы были признаны лучшим предпринимателем Иркутской области…
- Когда мы зашли в технопарк, у нас были объемы примерно 5 млн рублей в год, а сейчас мы достигли 10-ти млн. Для нас - небольшого коллектива - 25 человек, это хорошо.
- Вера Григорьевна, вы планируете наращивать мощности?
- Мы попробуем сначала устроить работу по скользящему графику, попробовать полуторный режим работы, двухсменный режим. Сейчас мы не работаем по субботам и воскресеньям, оборудование стоит, если работать по скользящему графику, можно будет задействовать оборудование в выходные.
- Давайте вернемся назад. Вы заезжали сюда в 2010 году, с тех пор оборудование обновляли?
- Начинали с нуля. Основную часть швейных машин московские собственники фабрики вывезли в Московскую область, а крупное уникальное оборудование они у нас на глазах резали болгаркой на металлолом, несмотря, что находились покупатели на это оборудование.
Мы закупали оборудование, в том числе бывшее в употреблении, поэтапно. Постепенно обновляем парк машин. В Ангарске ежегодно выделаются субсидии на возмещение расходов на покупку оборудования. Мы получали эти субсидии два раза. Возмещается 50% расходов, но не более 100 тысяч рублей. Когда мы организовывали наше общество, получили субсидию на создание рабочих мест, развитие собственного бизнеса.
- Какие еще инструменты поддержки есть в технопарке для вас?
- Когда только зашли на арендуемые площади, мы два месяца не платили арендную плату. Здесь мы можем получить юридическое сопровождение, техническую поддержку. У нас нет своего программиста, эту помощь можем получить в технопарке. Арендодатель установил охранно-пожарную сигнализации за счет собственных средств.
- С каким настроением вы смотрите в будущее?
- Мы смотрим с оптимизмом. Я хочу сказать большое спасибо нашим арендодателям, я бы даже сказала, партнерам. Когда варишься в производстве, не всегда успеваешь отслеживать события, руководство технопарка приглашает нас принимать участие в городских мероприятиях. Это наши друзья и партнеры по работе. В 2015 году арендная плата осталась без изменения, что является существенным моментом в деятельности. Цены на сырье увеличились на 20-70% с учетом курса доллара.
- Кризис по вам ударил все равно…
- Да, мы планировали в этом году приобретать оборудование, и мы, конечно, будем, но если в прошлом году швейная машина стоила в среднем 40 тысяч рублей, то теперь она подорожала почти в два раза.
К нам стали чаще приходить местные заказчики. Так, мы отшиваем спецодежду одному из ангарских заводов пятый год подряд. Мы всегда стремимся к совершенствованию конструкции, удобству и красоте модели. Наши постоянные заказчики: ОАО "Каравай", фабрика мороженного "Ангария", аптеки, Автоколонна 1948, дома-интернаты, больницы.
- Есть ли у вас партнеры в Иркутской области?
В Иркутской области мы сотрудничаем с фирмой "ВиД", Братской швейной фирмой, фабрикой "Ревтруд" в Усолье-Сибирском. При необходимости помогаем друг другу.
- Вы думали над тем, чтобы выходить на зарубежный рынок? Например, в страны СНГ?
- Нам пока хватает рынка сбыта по России. У нас география очень широкая. Самая дальняя точка – Петропавловск – Камчатский. Поставляем продукцию в Улан-Удэ, Читу, Благовещенск, Хабаровск, Якутию, Мирный, Омск, Красноярск, Тыву и Тюмень и другие регионы России.
Напомним, по мнению президента Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Константина Шаврина, предприниматели Иркутской области в нынешней ситуации экономического кризиса пребывают в подвешенном состоянии. Определенность, по мнению эксперта, есть только в агропромышленном комплексе — средства на сельское хозяйство не урезали ни в одном из бюджетов.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Константин Шаврин: Бизнесмены Иркутской области находятся в "зале ожидания"
За ценами на продукты, лекарства и топливо следит правительство Иркутской области