Цены на автотопливо не спешат размораживаться в Иркутске вот уже почти месяц. Столько же времени столица Приангарья держится на втором месте по дороговизне бензина среди региональных центров Сибири. Между тем мэрия областного центра, а с ней и городская Дума, наконец, продвинулись в вопросе наведения порядка в рекламной отрасли Иркутска. На очередных депутатских слушаниях народные избранники решили полностью запретить размещение рекламных панно на стенах зданий. Правда, с некоторой оговоркой. А тем временем, в туристической сфере в Иркутской области также наметились значительные подвижки. Об этих и других важных экономических и бизнес-событиях недели читайте в дайджесте ИА IrkutskMedia.
Замороженные цены на бензин
АЗС. Авто. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
Стоимость бензина в Иркутске ежегодно росла с начала года. И в конце августа перешагнула отметку в 51,26 рубля за литр. Кроме того, несколько месяцев подряд столица Приангарья удерживала пальму первенства по дороговизне бензина среди региональных центров СФО.
Наконец, на проблему обратили внимание региональные и федеральные власти. Еще летом Иркутскую область посетил заместитель руководителя ФАС России Тимофей Нижегородцев обсудил с губернатором Игорем Кобзевым ситуацию с ростом стоимости ГСМ в регионе. В связи с этим власти пообещали принять меры, которые позволят привести цены к среднероссийскому уровню. Глава Приангарья и вовсе предложил увеличить количество АЗС "Роснефти" в области. Поскольку сейчас 52% рынка Приангарья занимает именно эта топливная компания. Остальные 48% — независимые компании, которые перекупают бензин с разницей в 3 тысячи рублей за тонну. Чтобы цена оставалась приемлемой для покупателей, следует брать топливо у крупного ритейлера, говорил губернатор.
И вот впервые за долгое время, аккурат перед выборами, цены на бензин впервые за долгое время начали падать. И спустя почти месяц еще не разморозились. Сегодня литр автотоплива в среднем можно купить за 51,12 рубля за литр. Бензин марки АИ-92 отпускают за 47,33 рубля за литр. АИ-95 можно приобрести за 50,80 рубля за литр, а АИ-98 — за 60,23 рубля за литр. Что ж, может в октябре ситуация изменится, правда, пока неясно в какую сторону. Возможно рост цен будет таким же стремительным, как и в начале 2021-го. Пока автомобилистам остается только ждать очередных перемен на рынке.
Курс на экологическую осознанность
Сразу несколько форумов по бизнесу прошли в Иркутской области в конце сентября. Пожалуй, самый масштабный из них — V Байкальский риск-форум. Ключевой темой нынешнего БРИФа стало устойчивое развитие. Сегодня многие компании стремятся включиться в ESG-повестку, попутно сокращая выбросы парниковых газов на своих производствах и прививая экологические привычки своим сотрудникам и местным жителям. При этом предприятиям нужно постепенно ускорятся, чтобы успеть за крупнейшими экономиками мира и подстроиться под стремительно меняющуюся реальность.
"Россия — это одна из самых затронутых климатическими изменениями стран. В РФ все процессы идут быстрее, и нам нужно под это подстраиваться. Для разных индустрий разные риски, но за все будет платить народ. В будущем риски останутся те же, изменятся только их параметры и риск-факторы", — сообщил генеральный директор РискТЭКонсалт Владимир Орлов.
Внедрение "зеленых" проектов потребует от бизнеса колоссальных вложений. К тому же при реализации планов может возникнуть большое количество рисков. В том числе это касается пробелов в законодательстве, недостатке информации и прочих трудностей. О том, как справляться с некоторыми из рисков в своих кейсах на БРИФ"21 рассказали собственники и топ-менеджеры крупных российских компаний, специалисты по устойчивому развитию, экологи, риск-менеджеры и экономисты. Всего перед участниками масштабного мероприятия выступили порядка 120 экспертов.
Туризм как часть стратегии развития
Катер на Байкале. Фото: Кирилл Роткин, ИА IrkutskMedia
Так, недавно в Москве состоялось Road Show, организованное Сбербанком. Мероприятие было направлено на продвижение проектов макрорегиона "Байкал" и привлечение инвесторов.
"Реализация этих инвестиционных проектов и решение задач по развитию туризма позволят увеличить турпоток до 3 млн человек к 2024 году. Ставку делаем на организованный туризм, с учетом существующей экологической повестки и баланса по развитию экономики и сохранению природы. Сегодня мы видим картину возросшего спроса на отдых на Байкале и в других местах Иркутской области. Только в первом квартале 2021 года у нас в регионе побывало 480 тысяч туристов, что на 278 тысяч человек больше, чем в "докавидном" 2019-м. При этом сейчас развивается внутренний туризм, что позволяет нам прогнозировать стабильный рост турпотока внутри страны, в том числе, благодаря государственным мерам поддержки — например, кешбэку за поездки по России", — рассказал глава Приангарья Игорь Кобзев.
В целом в Иркутской области намерены развивать экологический, этнографический, активный, водный и круизный, деловой, гастрономический, лечебно-оздоровительный виды туризма.
Также развитию туристического потенциала Иркутской области было посвящено заседание совета директоров корпорации "Туризм.РФ", прошедшее на площадке координационного центра правительства РФ. На нем была утверждена концепция комплексного развития 11-ти туристических территорий в трех регионах страны — Приангарье, Алтай и Бурятия. В ближайшее время корпорация приступит к разработке мастер-планов этих территорий в рамках национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства".
"По предварительным расчетам экспертов корпорации, благодаря развитию туристической инфраструктуры на Алтае, в Бурятии и Иркутской области будет создано порядка 40 тысяч новых рабочих мест. А совокупный объем доходов от сферы туризма в регионах к 2035 году может превысить 600 млрд рублей в год. Отдельно отмечу снижение антропогенных нагрузок на уникальные природные территории за счет плавного перехода от “дикого” туризма к цивилизованному", — сказал заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко.
Для Иркутской области и Бурятии разработают единый мастер-план, охватывающий природную территорию в 385,4 тысячи кв. км с населением 2,4 млн человек. Преобразования коснутся номерного фонда коллективных средств размещения, а также транспортной инфраструктуры двух регионов. Первоочередной задачей эксперты "Туризм.РФ" видят строительство нового аэропорта в Иркутске и модернизацию аэропорта Улан-Удэ. Развивать предполагается также малую авиацию и водное сообщение. Благодаря развитию байкальских территорий в Иркутской области будет создано 15,9 тысячи рабочих мест, еще 16,1 тысячи рабочих мест появится в Бурятии.
Пилот по tax free
Байкал. Фото: Владислав Костин, ИА IrkutskMedia
По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, продление эксперимента действия положительно отразится на росте занятости в сфере розничной торговли и туристической индустрии, позволит увеличить предпринимательскую активность и производство товаров, востребованных у иностранных туристов, а также позволит продолжить переход на качественно новый уровень развития торговли в целом.
Запрет на настенную рекламу
Торговый Комплекс. Фото: Мария Оленникова, IrkutskMedia
Некоторые народные избранники не поддержали решение о полном запрете, став на сторону бизнеса и собственников МКД, которые могут зарабатывать на размещении подобных рекламных конструкций. Причем неплохие деньги. И направлять эти средства на текущий ремонт зданий. Однако остальные депутаты все же проголосовали за введение запрета, но с учетом доработки.
"Понятно, что не все прозрачно и очевидно. Но сегодня в стране есть тренд на то, чтобы потихоньку уменьшать количество рекламных конструкций. Два федеральных органа дали нам предписания. МЧС, который жаловался на возгорание подобных банеров. И ФАС, который говорит либо полностью ограничивать, либо разрешать настенные панно. Два других органа говорят другое. Но мы должны быть немного выше над какими-то категориями. Поэтому позиция администрации: город должен выглядеть по-другому. И мы с вами постепенно движемся в этом направлении. Что касается МКД, то у нас есть Фонд капремонта, который, в том числе ремонтирует фасады зданий. Поэтому, на мой взгляд, будет правильным принять решение, а затем доработать проект", — сообщил вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников.
С ним также согласился председатель Думы Иркутска Евгений Стекачев. Он предложил принять решение на заседании, а затем в течение месяца доработать критерии в рамках рабочей группы. В итоге народные избранники проголосовали за внесение изменений.
Таким образом, в сфере рекламы в областном центре, наконец, может наступить порядок. Учитывая запрет на настенные панно, вполне возможно, что и других рекламных конструкций в городе станет гораздо меньше. Тогда и некоторому бизнесу придется перевести свою деятельность в легальное правовое поле.