Законодательное собрание Иркутской области второго созыва станет историей уже через два месяца. За пять лет работы депутаты приняли более 700 законов разной степени важности и стали главными и второстепенными героями ряда политических баталий. Многие из пока еще действующих депутатов планируют переизбираться, и в этом контексте нужно помнить, что они сделали с доверенной им однажды властью. ИА IrkutskMedia вспоминает яркие и важные события в Заксобрании второго созыва.
Начало начал
Областной парламент второго созыва в сентябре 2013 года обновился, в сравнении с первым, на 60%. Самой крупной фракцией областного парламента, в которую вошел 31 человек, стала группа депутатов из "Единой России". Большинство депутатов-"медведей", а именно 18 человек были новыми лицами, многие из которых пошли на повышение, перекочевав с муниципального на региональный уровень. Давайте огласим весь список с упоминанием должностей образца 2013 года.
Инфографика по мандатам. Фото: ИА IrkutskMedia
Фракция "Единая Россия"
генеральный директор ООО "Чекотова П.А. ФОРТУНА", экс-депутат ЗС Иркутской области первого созыва Нина Чекотова;
генеральный директор ООО "Финансово-строительная компания "ДомСтрой", депутат Думы Иркутска Алексей Красноштанов;
спикер Думы города Иркутска Андрей Лабыгин (избран председателем комитета по здравоохранению и социальной защите);
директор ООО "Газета "Время", депутат Думы Ангарского муниципального образования Олег Тюменев;
пенсионер, бывший генеральный директор ФГУП "АЭХК" Виктор Шопен;
мэр Шелеховского района Александр Лобанов;
профессор кафедры экономической теории и финансов Иркутского государственного технического университета, экс-депутат Государственной Думы РФ Виталий Шуба (избран сенатором);
председатель комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями ЗС первого созыва; член совета директоров группы компаний "МЕТТЭМ" Андрей Чернышев;
председатель комиссии по контрольной деятельности ЗС ИО первого созыва; генеральный директор ОАО "РосФинСтройХолдинг" Тимур Сагдеев;
вице-спикер ЗС первого созыва Геннадий Истомин;
пенсионер, бывший генеральный директор Иркутского алюминиевого завода, председатель совета директоров ОП ООО "НПО "Химико-металлургическая компания" Игорь Гринберг;
депутат ЗС первого созыва, генеральный директор ООО "Саянскхимпласт" Виктор Круглов;
вице-спикер ЗС ИО первого созыва Геннадий Нестерович (избран председателем комиссии по контрольной деятельности);
депутат ЗС первого созыва, генеральный директор ОАО "Байкальская пригородная пассажирская компания" Игорь Милостных;
председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении ЗС ИО первого созыва Борис Алексеев (вновь избран возглавлять комитет);
депутат городской Думы Усть-Илимска, директор ООО "Илимская Топливно-Энергетическая Компания" Анатолий Дубас;
заместитель председателя комитета по собственности и экономической политике ЗС ИО первого созыва, генеральный директор ООО "Верхнеленское Речное Пароходство" Николай Труфанов;
первый замминистра сельского хозяйства Иркутской области Кузьма Алдаров (занял место председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве);
председатель ЗС первого созыва Людмила Берлина (избрана спикером парламента Иркутской области);
председатель правления НП "Саморегулируемая организация строителей Байкальского региона", секретарь ИРО "Единой России" Сергей Брилка (избран вице-спикером);
депутат ЗС первого созыва, генеральный директор Иркутского авиационного завода — филиала ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" Александр Вепрев;
депутат ЗС первого созыва, генеральный директор СЗАО "Приморский" Апполон Иванов;
председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС первого созыва Ирина Синцова (вновь назначена на должность);
генеральный директор "Иркутской нефтяной компании" Марина Седых;
первый заместитель генерального директора ОАО "Иркутский масложиркомбинат" Дмитрий Баймашев;
заместитель председателя комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении ЗС первого созыва Наталья Дикусарова (назначена предеседателем комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству);
доцент кафедры всемирной истории Восточно-Сибирской государственной академии образования Алексей Козюра;
генеральный директор ЗАО "Мостострой-9" Андрей Микуляк;
заместитель начальника управления физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Усть-Илимска Артем Лобков (вошел в состав ЗС в 2015 году).
Фракция КПРФ
депутат ЗС первого созыва, первый заместитель генерального директора СХПК "Усольский свинокомплекс" Павел Сумароков;
депутат ЗС ИО первого созыва, генеральный директор СХПК "Усольский синокомплекс" Илья Сумароков;
первый секретарь Иркутского горкома КПРФ Ольга Носенко (возглавила комитет по собственности и экономической политике);
председатель ООО "Центр противодействия коррупции в органах государственной власти" Михаил Щапов;
секретарь Усольского местного отделения КПРФ, зоотехник цеха №5 СХПК "Усольский свинокомплекс" Роман Габов;
депутат Думы Ангарского муниципального образования Сергей Бренюк.
Фракция ЛДПР
депутат Думы Братска, директор ООО "Братскпром" Сергей Магдалинов;
заместитель генерального директора по производству ООО "ВостокГосстрой" Дмитрий Ершов;
депутат Думы Усолья-Сибирского, коммерческий директор ООО "Профлист" Олег Кузнецов;
депутат Думы Братска, директор ООО "Элегант Логика" Георгий Любенков.
Фракция "Гражданская платформа"
депутат ЗС первого созыва, генеральный директор ООО "Издательство "Феникс" Владимир Матиенко (получил в управление комиссию по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями);
экс-депутат ЗС первого созыва, советник генерального директора ОАО "ФСК "Новый город" Александр Битаров;
председатель совета директоров ОАО "Янгелевский ГОК" Эдуард Дикунов;
председатель совета директоров ООО "Центр" Владимир Чеботарев.
Партия "Справедливая Россия" по итогам выборов собрала 4,07% голосов избирателей и не наскребла даже на один мандат. Это факт нашел отражение в поздравительной речи тогдашнего депутата Госдумы от Приангарья, эсера-варяга Андрея Крутова, который окрестил Заксобрание второго созыва "бизнес-клубом олигархов".
"Законодательное собрание приступает к работе, и сейчас самое главное определить, в чьих интересах оно будет работать. Ответ нам сегодня уже очевиден: "Законодательное собрание будет работать в интересах международных, московских и иркутских олигархов". Иркутская область становится настоящим олицетворением олигархического феодализма. Очевидно, что новые принципы работы ЗС противоречат и интересам партии, которую я представляю, и интересам большинства жителей Иркутской области. Мы уверены, что массовый приход во власть бизнесменов с их многомиллионными доходами и расходами, с их активами по всему миру, не отвечает интересам большинства жителей области, не отвечает интересам людей труда, интересам среднего класса", — заявил Андрей Крутов.
Тогда еще депутат Госдумы заметил, что Законодательное собрание в нынешнем составе напоминает "привилегированный бизнес-клуб", в котором "большинство у лоббистов из "Единой России" и ее политического сателлита и младшего бизнес-партнера "Гражданской платформы".
"По сути, Иркутская область становится объектом испытания двух подходов к развитию Сибири и России в целом. Первый вариант — это либерально-олигархический, очевидно прозападный, а когда потребуют бизнес-интересы, то и прокитайский", — заявил Андрей Крутов.
На этих выборах "Справедливая Россия" намерена выдвинуть в общеобластном списке депутата Думы Иркутска Ларису Егорову, депутата Думы Братска Александра Гаськова и депутата Думы Шелехова Марину Комарову. Действующий депутат ЗС от "Единой России" Олег Тюменев представит партию в округе №6.
Понеслась
В первые полгода работы новоиспеченные слуги народа приняли закон о взносах за капремонт. На тот момент (ноябрь 2013 года) подобные документы были приняты в 60-ти субъектах Российской Федерации. Это являлось одним из главных условий для получения регионом средств из Фонда реформирования ЖКХ. В том же месяце депутаты отклонили закон КПРФ о "детях войны", который предполагал ежемесячные выплаты в размере 550 рублей для лиц, родившихся с 1 января 1928 по 31 декабря 1945 годов. Такое решение было принято на заседании комитета Андрея Лабыгина, а следом и на сессии.
30 мая 2014 года 35 депутатов Законодательного собрания, единогласно и единодушно проголосовали за принятие закона о местном самоуправлении, который ввел только прямые, всеобщие выборы всех мэров, глав муниципальных образований и депутатов местных дум. Чтобы закон смог вступить в силу до даты назначения очередных муниципальных выборов, его рассмотрели сразу в двух чтениях.
"Именно такая модель наиболее оптимальна для Иркутской области", — подчеркнул тогдашний первый заместитель председателя правительства региона Виктор Игнатенко.
Эту инициативу поддержали все фракции Заксобрания. Запомните это.
По прошествии полугода в датском королевстве что-то подгнило: законопроект о введении в Иркутске сити-менеджера рассмотрели на 20-й сессии ЗС 24 декабря 2014 года. Документ внес в областной парламент тогда еще рядовой депутат Андрей Лабыгин. С его подачи парламентарии рассмотрели закон сразу в трех чтениях. Катализатором этой депутатской инициативы стали два фактора, рассказал тогда народный избранник. Во-первых, это выступление депутата ГД РФ от ЛДПР Андрея Лугового о необходимости введения в Иркутске соответствующего института. Во-вторых, обращение фракции "Единой России" в Думе Иркутска в политсовет партии. Кроме того, Андрей Лабыгин обратил внимание на низкую явку избирателей на выборах и на возможность протестного голосования, в результате которого городом будет управлять непрофессионал (читай неединоросс).
"Я считаю, что последний раз Иркутску повезло, что Виктор Иванович Кондрашов за достаточно короткий срок смог научиться управлять городом, был договороспособен", — сказал Андрей Лабыгин.
Пикантность ситуации придает тот факт, что на грядущих выборах бывший спикер Думы Иркутска Андрей Лабыгин столкнется с экс-мэром столицы Восточной Сибири (можно подпеть про середину земли) Виктором Кондрашовым в округе №5. Принимая во внимание опыт совместной работы этих электоральных визави и "отпечатки пальцев" Лабыгина на антимэрском законе, можно ожидать от этой схватки высокохудожественной драматургии.
Через полтора месяца после принятия закона о сити-менеджере либерал-демократы поняли, что он им не нравится. 16 февраля 2015 года стало известно, что фракция ЛДПР предлагает отказаться от принятой в декабре схемы, и избирать мэра города из числа депутатов. После этого мэр должен будет сложить депутатские полномочия.
"Мы предлагаем уйти от возможного конфликта сити-менеджера и мэра. Федеральное законодательство дало такую возможность", — уточнил депутат, руководитель фракции ЛДПР в Законодательном собрании Олег Кузнецов.
Депутат ЗС Олег Кузнецов. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia
В результате в марте 2015 года Дума Иркутска единогласно назначила мэром своего спикера Дмитрия Бердникова. Так было положено начало одной из самых продолжительных священных войн в политике Приангарья последних лет.
Участие действующей фракции ЛДПР в предстоящих выборах — тайна, покрытая мраком. В общеобластную тройку партии вошли лидер либерал-демократов Владимир Жириновский, помощник депутата ЗС Приангарья Дмитрий Тютрин и депутат Думы Братска Олег Попов. Выяснить у партии, кого они выдвинут по одномандатным округам, не удается, но уже известно, что Дмитрий Ершов вышел из партии и пойдет самовыдвиженцем, а Олег Кузнецов партию представлять нигде не будет, скорее всего, как и его сопартиец-коллега Сергей Магдалинов.
15 апреля 2015 года тогдашний спикер Законодательного собрания Иркутской области Людмила Берлина заявила о сложении полномочий на сессии областного парламента. После своего заявления Людмила Берлина покинула зал заседаний. Сессию продолжил вести ее тогдашний заместитель Сергей Брилка.
"Прекращаю досрочно полномочия депутата и председателя Законодательного собрания. Всем желаю всего хорошего. Вы не представляете, с каким удовольствием я говорю "Честь имею", — сказала Людмила Берлина.
Интереснейшая последовательность событий, не находите?
Бывший спикер ЗС Людмила Берлина и нынешний спикер ЗС Сергей Брилка. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia
"Это было неожиданно", — сказал Сергей Брилка после заявления Людмилы Берлиной.
Реформация
18 мая 2015 года IrkutskMedia провело опрос среди граждан Иркутской области и выяснило, что "своих" депутатов Законодательного собрания люди не знают. В опросе было три варианта ответа. Из 824-х проголосовавших 61 человек (7%) ответили, что депутат и его деяния им известны. Еще 111 респондентов в курсе наполовину: они знают депутата, но понятия не имеют, чем он занимается. И 651 участник опроса выбрал полностью отрицательный вариант. Надо было что-то делать.
В то же время назрела необходимость обновления руководства Законодательного собрания Иркутской области. На сессии 20 мая 2015 года был избран новый председатель. Им стал вице-спикер ЗС, секретарь ИРО партии "Единая Россия" Сергей Брилка. Альтернативной кандидатурой КПРФ выставила депутата Ольгу Носенко, за нее тогда проголосовало девять человек. Так открылось окно возможностей для пересмотра всей структуры регионального парламента.
Председатель Общественной палаты Иркутска, профессор, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, член регионального штаба ОНФ Сергей Шишкин тогда сказал, что отставка Людмилы Берлиной дает почву для многих размышлений. Это событие не только веха в биографии конкретного человека, но и повод к модернизации целого органа.
– Я не раз говорил о кризисе регионального парламентаризма, об утрате предметов ведения, о формализации законотворческого процесса и потому могу позволить сейчас сделать некоторые замечания. Мой основной тезис в новой повестке дня ЗС – партнерство. Выполняя три функции – представительскую, законотворческую и контрольную, региональный парламент должен помнить, что он посредник между всем населением области, избирателями как активной частью этого населения с одной стороны и высшим должностным лицом – губернатором субъекта, назначенным президентом РФ и согласованным тем же ЗС – с другой. Конечно, у ЗС есть самостоятельная компетенция, но я сейчас говорю о более важном – определении стилистики организации административного быта, общественно-политической атмосфере в области, от которых зависит результативность регионального развития. Нынешний созыв ЗС не потерян для реформирования. На мой взгляд, частичная реформа нашего ЗС должна быть синхронизирована с административной реформой, которую ведет губернатор. И поэтому, помимо избрания председателя, избрать не одного заместителя, а трех. Каждый из них параллельно должен возглавлять комитет – бюджетный, правовой, социальный. Такой подход позволил бы не отягощать бюджет на зарплаты, стал бы школой для новой волны депутатского корпуса, а соответственно, подготовил бы будущее руководство парламента на уровне первых лиц, – считает Сергей Шишкин.
Смена региональных элит — это в первую очередь смена персоналий. Многие "деды", политическая карьера которых начиналась еще в советское время, все еще живут по опыту прошлых лет, несмотря на значительные изменения в стране и регионе. Так, в нынешнем составе Законодательного собрания Иркутской области работают несколько депутатов в возрасте 60-75 лет, которые избирались в ЗС по три-пять раз. К сожалению или к счастью, многие из них остались за бортом выборов в третий созыв.
Некоторые "деды" снижают активность законодательного органа и слабо ориентируются в постоянно меняющейся среде. Один из депутатов ЗС второго созыва, избравшийся в первый раз, в мае 2015 года рассказал корр. ИА IrkutskMedia, что "деды" отодвигают от принятия решений новых парламентариев, заявляя, что "этот созыв еще их, а в следующем молодые могут делать по-своему". Во многом это привело к ситуации двойных "подковерных" игр.
Однако с уходом из областного парламента Людмилы Берлиной фактически остался один центр принятия решений – тогда уже врио губернатора Сергей Ерощенко. Единая команда и реальная консолидация ветвей власти – таковы были весной 2015 года стартовые позиции предвыборной гонки за пост главы региона.
– Совершенно очевидно, что главная проблема многих региональных законодательных органов – это застой. То есть люди не меняются годами, даже десятилетиями. Я как любой нормальный человек, как политолог и гражданин могу только приветствовать то, что у нас все-таки время от времени происходят изменения в законодательной и исполнительной ветвях власти, — отметил тогда политолог Константин Калачев.
После избрания Сергея Брилки председателем возле одного вице-спикерского стула поставили еще два, на которые уселись Кузьма Алдаров, Наталья Дикусарова и Андрей Лабыгин.
Сергей Брилка, Андрей Лабыгин и Наталья Дикусарова. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia
Утрата губернатора
В сентябре 2015 года врио губернатора Иркутской области Сергей Ерощенко проиграл выборы кандидату от коммунистов Сергею Левченко. Причины проигрыша действующего главы региона обобщил тогдашний секретарь генсовета "Единой России" Сергей Неверов. По его мнению, к поражению привели недоработки штаба кандидата, а также межэлитный конфликт в регионе.
Сергей Левченко. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia
Сергей Неверов отметил, что на губернаторских выборах 2015 года уже была сформирована негативная повестка и Сергею Ерощенко пришлось "только оправдываться".
"По мне штабом не была объяснена причина досрочной отставки, не говорили, что будет сделано, хотя говорили, что много сделано. В таком количестве смен высших должностных лиц в регионе за такой период ничего хорошего", — сказал Сергей Неверов.
Начало губернаторских полномочий Сергея Левченко пришлось на период сложнейшего принятия бюджета на 2016 год, которое оказалось под угрозой срыва: фракция парламентского большинства "Единая Россия", исполнявшая на тот момент в Законодательном собрании второго созыва роль оппозиции, несмотря на договоренности со своим бывшим коллегой, на тот момент председателем правительства области Александром Битаровым, не пришла к единому мнению по главному финансовому документу. Спасать ситуацию от бюджетного кризиса, логично, теперь предстояло немногочисленной фракции КПРФ как единственной политической силе, на которую мог опереться действующий губернатор.
Сергей Левченко направил на переговоры с единороссами Александра Битарова (который отложил депутатский мандат ради должности председателя кабмина) и главу Минфина Наталию Бояринову. Правда, представители "Единой России", по всей видимости, рассчитывали на внимание непосредственно губернатора.
Тем не менее, группа переговорщиков от "Единой России", в которую вошли председатель ЗС Сергей Брилка, вице-спикер Андрей Лабыгин, глава бюджетного комитета Наталья Дикусарова, на диалог с делегацией от губернатора пошла и озвучила ряд требований единороссов. Речь шла об увеличении расходов на здравоохранение, "Народные инициативы", выделение средств из бюджета на проект по модельным домам культуры (49 недостроенных объектов), а также дотирование перелетов в северные территории.
Что касается заседания так называемой переговорной комиссии, то к общему знаменателю им удалось прийти – в первом чтении решено бюджет принять.
Ложки дегтя ждали от коллег, прежде оппонировавших "Единой России". В ЛДПР и "Гражданской платформе" также не сложилось единого мнения — поддерживать ли тогдашний проект бюджета.
— Но ничего не поделаешь, что имеем на сегодня, то имеем. Как сказал Битаров на пресс-конфернеции "придется потуже затянуть пояса". Это нам уже неоднократно говорили федеральные руководители и министр финансов, и Медведев, премьер-министр, что придется затянуть пояса. В таком режиме и будем находиться, — отметил тогда еще лидер фракции "граждан" Владимир Матиенко.
Однозначно положиться действующий губернатор в парламенте мог только на малочисленную фракцию КПРФ. "Великолепная шестерка" в лице руководителя фракции Ильи Сумарокова, депутатов Павла Сумарокова, Сергея Бренюка, Ольги Носенко, Михаила Щапова, Романа Габова к бюджету Левченко никаких особых нареканий не имела.
Создание интриги вокруг голосования по бюджету напоминало ритуальные танцы. Только ритуал исполняли не КПРФ или "Справедливая Россия", которые обычно ратовали за повышение расходов на социальные направления, на здравоохранение, а наоборот, "Единая Россия" заняла в парламенте место оппозиции и отстаивала бюджетные "хотелки", от реализации которых в год кризиса отказывались на федеральном уровне. Поскольку логика в Иркутской области по итогам губернаторских выборов сломалась, то губернатор-коммунист вынужден был говорить: "Нужно жить по средствам и быть адекватными".
В конце ноября 2015 года Сергей Брилка на встрече в "Клубе публичной политики" заявил, что готов возглавить оппозицию в регионе. Ему был задан вопрос: "Есть ли в "Единой России" лидер, который готов стать оппонентом губернатора Сергей Левченко?"
"Брилка Сергей Фаттееввич, если вы хотите адресного ответа на вопрос. Но понимайте, что оппозиция в восприятии — это некое протестное соревнование, воздействие. Мы договорились с губернатором о другом, его интересы — это благополучие жителей области, как и наши. Если на вектор нашего воздействия на экономику, политическую жизнь, взаимоотношения с избирателями, с людьми не будет сопротивления, то и оппозиции не будет. Может найтись много моментов, за которые мы друг друга можем критиковать, критика полезна. На предложение губернатора объединить усилия, мы не возражаем, в интересах жителей области. Это не соревнование идеологий. У каждого своя платформа", — сказал секретарь Иркутского регионального отделения партии "Единая Россия".
Утрата губернатора-единоросса породила в Иркутской области некий политический постмодернизм, а Заксобранию второго созыва пришлось встать на незнакомые рельсы оппонирования исполнительной власти, чего доселе в регионе не было. ЗС стало часто расходиться во мнении с правительством по принципиальным моментам и претендовать на самостоятельность, и тому есть еще один яркий экономический пример.
Межбюджетная война и Ренессанс парламентаризма
Осенью 2016 года мэр Иркутска Дмитрий Бердников выступил за изменение межбюджетных отношений в пользу города. Градоначальник рассказал на встрече с депутатами Законодательного собрания Приангарья о выгоде, которую может получить областной центр в случае изменения ставок налоговых отчислений. Дмитрий Бердников назвал ряд условий, выполнение которых позволит увеличить доходную часть бюджета муниципалитета и решить актуальные для горожан вопросы на качественно новом уровне.
Законопроекты, внесенные в областной парламент администрацией Иркутска, предполагали передать в бюджеты городских округов единые нормативы отчисления от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на год раньше – с 1 января 2017 года. Кроме того, предлагалось добавить городским округам еще 3% НДФЛ, мобилизуемого в местные бюджеты.
При всех плюсах инициативы в ходе ее обсуждения возникли мнения о том, что законопроект внесет раскол в Ассоциацию муниципальных образований Иркутской области (АМО). По мнению замдиректора Байкальской международной бизнес-школы ИГУ Надежды Грошевой, проекты законов ставили в неравные условия городские округа и муниципальные районы, поскольку не предусматривали изменение нормативов отчислений для МО. К тому же мэрия областного центра достаточно поздно внесла документы в региональный парламент. Переформирование основных параметров региональной казны на следующий год в столь сжатые сроки практически невозможно просчитать и обосновать. Это, в свою очередь, могло привести к срыву сроков принятия бюджета Иркутской области.
Мэр Черемхова, председатель АМО Вадим Семенов заявил, что раскола внутри Ассоциации не произойдет. Исполнительный директор АМО Зоя Масловская подтвердила, что мнения членов организации по поводу этих законопроектов разделились. Однако Ассоциация не в первый раз столкнулась с такой ситуацией. Так или иначе, отметила Зоя Масловская, неравного распределения средств между муниципалитетами никто не допустил бы.
Споры между правительством Иркутской области и муниципалитетами по вопросу межбюджетных отношений не утихали в течение месяца. Выходом из сложившейся ситуации стало продление льгот на имущество муниципальных организаций. Автором инициативы стал депутат Заксобрания Анатолий Дубас. Бескровный вариант компромисса был найден: законопроект предполагал продление срока действия налоговой льготы на имущество муниципальных организаций.
Межбюджетная война закончилась 6 декабря 2016 года. Мэрия Иркутска, правительство Приангарья и Законодательное собрание региона пришли к согласованной позиции. На сессии 9 декабря был рассмотрен законопроект губернатора Сергея Левченко, а глава областного центра отозвал инициативу, связанную с пересмотром нормативов налоговых отчислений в бюджеты муниципальных образований. По словам Дмитрия Бердникова, она утратила актуальность в связи с предложенным губернатором законопроектом, существенно улучшающим положение муниципалитетов всех уровней в межбюджетных отношениях.
В конце 2016 года окончательно оформился тренд на самостоятельность каждой ветви власти в Иркутской области. Возросшая в последнем квартале 2016 года активность депутатов Законодательного собрания привлекла внимание экспертного сообщества. Заметная роль областного парламента в компромиссном исходе "межбюджетной войны", усиление депутатского контроля и доселе невиданная медийная активность парламентариев вела к формированию самостоятельной ветви власти, которая в ближайшем будущем могла бы обрести соразмерное власти главы региона влияние.
— Парламент активизировался, и его роль в политических процессах Иркутской области стала более заметна. Признаться, я считал, что Сергей Брилка – штатный политик, но в последние три месяца он превратился в самостоятельную политическую единицу. Сравнялся с Берлиной, если можно так выразиться. Он часто выступает в роли примирителя и коммуникатора. Доказательством этого служит компромисс по межбюджетке – это, на мой взгляд, лучшее политическое событие года. Это образцовый компромисс, потому что, как известно, город хотел большего, но удалось добиться переговорной дисциплины. Я не могу сказать, что роль Заксобрания определяющая, но, безусловно, очень серьезная, – говорил в конце 2016 года политолог Сергей Шмидт.
Константин Калачев тогда отметил, что во время "межбюджетной войны" депутаты Заксобрания заняли взвешенную позицию, которая вылилась в усиление парламентского контроля. Также эксперт указал на тот удивительный факт, что Заксобрание единогласно проголосовало за бюджет региона в 2016 году: 37 голосов "за" из 37-ми присутствовавших.
— За бюджет области ЗС проголосовало единогласно. Во время споров Иркутска и области по теме межбюджетных отношений депутаты заняли взвешенную позицию. Председатель ЗС Брилка демонстрирует желание поднять авторитет регионального парламента. Это выразилось и в развитии депутатского контроля за освоением выделенных бюджетных средств и реализацией федеральных программ, – сказал Константин Калачев.
Ранее принятие бюджета Приангарья сопровождалось еще и пикетами, которые ежегодно организовывали профсоюзы образования. Впервые принятие бюджета Иркутской области не сопровождалось выступлениями профсоюзов в 2014 году, но тогда "за" принятие главного финансового документа региона высказалось 33 депутата, против – семь, еще один воздержался. Стоит отметить, что вечной оппозицией ежегодно выступала фракция КПРФ, чью оппозиционность нивелировали результаты выборов. Для понимания принципов "оппозиционеров" в "докоммунистический" период развития области приведем цитату.
"Очень хотелось бы поддержать бюджет, но не могу. Фракция КПРФ не нашла в этом бюджете новую индустриализацию, поэтому голосует против", – заявил депутат ЗС второго созыва от КПРФ Сергей Бренюк, комментируя принятие бюджета 2015 года.
Депутатский контроль, которым тоже начал активно баловаться парламент в обычном режиме – в условиях отсутствия оппозиционных течений и элитных конфликтов, в которых Иркутская область, наверное, никогда в новейшей истории не существовала – выглядит дежурным мероприятием. В условиях жесткой вертикали власти, которая выстраивалась во время управления областью Сергеем Ерощенко, депутатский контроль не то чтобы не требовался в той мере, в которой это происходил с 2016 года, но за муниципалитетами осуществлялся жесткий правительственный контроль – период 2012-2015 годов, возможно, войдет в новейшую историю как период муниципальной "перезагрузки" в Иркутской области.
Константин Калачев отмечал тогда, что при Сергее Левченко региональный парламент демонстрировал желание увеличить свою роль и превратиться в самостоятельную силу. Для парламентариев и для председателя ЗС ситуация необходимости взаимодействия с внешними стейкхолдерами: "красным" губернатором, "коалиционным" правительством, муниципалитетами и мэрией столицы субъекта, в частности, осложняется необходимостью выстраивания системы учета внутренних интересов в самих "башнях": "ангарской" и "иркутской" группировок, "бунтующих" и "договорившихся" мэров, сотрудников иркутской мэрии, пришедших из "жесткой" вертикали и не собирающихся "сдаваться". И если областных депутатов жизнь и время заставили научиться договариваться, то на уровне муниципалитетов стороны только проходили такое "обучение".
— При губернаторе Левченко и председателе правительства Битарове региональный парламент демонстрирует желание увеличить свою роль и пытается из придатка исполнительной власти превратиться в самостоятельную силу, – прокомментировал Константин Калачев.
Политконсультант Дмитрий Еловский в конце 2016 года отмечал, что не стал бы говорить о Заксобрании как о едином органе. Это целая ветвь власти, в которой могут и должны быть представлены разные мнения и позиции.
— Иркутская область, как и любой другой регион, проходит с определенным опозданием путь федерального уровня. Еще три года назад никакой самостоятельной роли у Госдумы не было. Сейчас большинством экспертов и центров сил признается, что беззубая дума дисбалансирует систему. Если дискуссия не идет в стенах Госдумы, она будет идти на улице и не с помощью микрофона и ручки, а посредством более тяжелых предметов. Чтобы взбодрить российский парламент, в него даже пришлось отправить одного из самых влиятельных политических игроков в стране Вячеслава Володина. Конечно, нельзя под копирку переносить ситуацию с федерального уровня на региональный. Но усиление роли ЗС – это естественный процесс. Противостояние Левченко и части региональной элиты может подстегнуть этот процесс, но он имеет более глубокие корни, – резюмировал Дмитрий Еловский.
Тут надо упомянуть параллельно развивавшуюся с историю с массовым отравлением детей в Черемховском психоневрологическом интернате. Руководитель СУ СКР по Иркутской области Андрей Бунев назвал отсутствие денег основной причиной трагедии в Черемховском интернате, которая произошла летом 2016 года. Глава Следственного комитета выступил перед депутатами Заксобрания региона перед началом 46-й сессии 16 декабря 2016 года. По словам Андрея Бунева, при увеличении числа детей в 3,5 раза количество сотрудников выросло лишь на 24%. Нагрузка на одного сотрудника увеличилась в три раза, а зарплата снизилась вдвое.
"Это люди, которые работают с больными детьми, им нельзя совершать ошибок. Если они совершают ошибки – дети умирают. В течение полугода детям не покупали памперсы – нет денег. Многие дети не могут глотать, им нужны жидкие лекарства – денег нет. Сотрудники размалывают взрослые таблетки и дают детям. Делают это в ненадлежащих санитарных условиях. Дети не получают молочные продукты – снижается сопротивляемость. Почему столько детей заболело? Потому что они не получают достаточно лекарств и продуктов – нет денег. Дети хронически больные – без должного ухода они умирают", — рассказал Андрей Бунев.
В марте 2017 года депутатов ЗС второго созыва начали допрашивать в рамках расследования уголовного дела о смерти воспитанников Черемховского интерната.
"По уголовному делу, касающегося Черемховского интерната, мы допрашиваем депутатов ЗС. Почему так вышло, что фактически из-за недостатка средств погибли дети? Наиболее стандартный ответ: "Мы не знали, что там денег не хватало. Нам бы сказали, что денег не хватает, мы бы нашли возможность откуда добавить", — рассказал Андрей Бунев.
На фоне выигранной межбюджетной войны тема отравления была благополучно замазана, и все было бы хорошо, если бы Заксобрание второго созыва продолжило играть роль третейского судьи, но уже в 2017 году парламент умудрился здорово напортачить в неудобной и антидемократической теме.
Возврат выборов мэра Иркутска
В начале апреля 2017 года губернатор Приангарья заявил о необходимости проведения референдума по вопросу возвращения прямых выборов мэра Иркутска и сохранения этой процедуры в других муниципалитетах региона. Позже группа депутатов Законодательного собрания Иркутской области внесла в региональный парламент законопроект, возвращающий прямые выборы мэра Иркутска. Авторы зако