Ресурсы являются конкурентным преимуществом Иркутской области, и нужно грамотно ими пользоваться. Невозможно создать высокотехнологичные производства и получить мгновенный эффект от этого в краткосрочной перспективе. Для развития инвестиционной привлекательности региона необходимо обеспечить спрос и грамотную логистику. О своем взгляде на перспективы региона, стратегию социально-экономического развития области рассказала доктор экономических наук, декан Сибирско-американского факультета менеджмента Байкальской международной бизнес-школы ИГУ Надежда Грошева в интервью корр. РИА IrkutskMedia.
Эксперт считает, что сегодня говорить о том, что региону нужны высокотехнологичные производства, бессмысленно.
- Надежда Борисовна, в мае правительство региона отчитывалось по реализации программы социально-экономического сотрудничества Иркутской области за 2013 год. Результаты не страшные, но и не радужные, по оценкам некоторых экспертов. В числе причин спада производства назывались высокая экспортная ориентированность региона и падение цен на мировом рынке. По вашему мнению, есть ли у нас в регионе возможности для производства продукции с высокой добавленной стоимостью, или нужно предпринять что-то иное для поднятия экономики?
- Начну издалека. В иркутском "Бизнес-журнале" была замечательная статья о том, что в СССР не хватало конфет. Эксперт объясняет это просто - стране нужно было создавать средства производства, а это очень долгосрочный и затратный момент, и не может экономика работать разнонаправленно, делать все и сразу в один момент, потому что ресурсы и инфраструктура ограничены. Мы можем произвести конфеты и съесть их сейчас, либо вкладывать средства в долгосрочные проекты, которые принесут нам конфеты через 15-25 лет. В СССР с плановой экономикой это было возможно, а вот сегодня это организационно очень сложно, прежде всего потому, что циклы планирования у корпораций и у регионов не такие долгосрочные. Во-первых, есть понятие электоральных циклов, понятно, что меняется власть - меняется стратегия, во-вторых, экономика меняется сегодня настолько быстро, что предусмотреть, какие технические и технологические решения, какая инфраструктура и какая политика будут завтра в принципе никто не может. Корпорации зависят от большого количества внешних факторов, и почти все планы краткосрочные (не более 10 лет) - кроме некоторых государственных корпораций.
Есть у нас ресурсы, которыми мы богаты – это хорошо, это наше конкурентное преимущество, Инфографика. Автор фото: Гречанюк Виталий, PrimaMedia
Есть у нас ресурсы, которыми мы богаты – это хорошо, это наше конкурентное преимущество, Инфографика. Автор фото: Гречанюк Виталий, PrimaMedia
Поэтому для того, чтобы создавать сейчас высокотехнологичные производства и у региона, и у компаний-инвесторов должна быть долгосрочная стратегия. Говорить о том, что давайте мы сейчас погонимся за высокотехнологичным производством – это, конечно, хорошая идея, и в перспективе неплохо это сделать. Но в нашей ресурсности нет ничего плохого - есть Австралия, Канада – это тоже ресурсные регионы. Они прекрасно на этом живут, они занимаются своими ресурсами, их продажей и потом на полученные за ресурсы деньги что-то создают. Перекрыть собственные ресурсы и перейти на что-нибудь другое политическим решением невозможно. Есть у нас ресурсы, которыми мы богаты – это хорошо, это наше конкурентное преимущество. Закончатся, условно говоря, нефть и газ, у нас будет Байкал – огромный водный ресурс, который тоже можно использовать, производя продукты с водной добавленной стоимостью.
Говорить сегодня о том, что нам прямо сейчас нужны высокотехнологичные производства, мне кажется бессмысленным. Кроме того, то, что мы зависим от экспорта, говорит о том, что мы можем что-то продавать на внешний рынок. Так это здорово, потому что при обвале курса рубля мы зарабатываем на этом гораздо больше, по большому счету. Если есть спрос на наши товары на внешнем рынке – это наше конкурентное преимущество, с которым мы и будем жить. Мы все равно не обгоним Китай с их высокотехнологичным производством. Как бы там ни было, Китай берет масштабом. Он может построить то же самое за государственные деньги, с льготируемыми кредитами, и им невыгодно покупать у нас высокотехнологичную продукцию. У нас есть природные ресурсы, давайте их продавать. Я понимаю, что это идет в разрез с общей политикой "давайте закидаем шапками всех" и построим заводы. Но нужно смотреть правде в глаза: нужно сейчас знать, что построить, кто это будет покупать, сколько будет стоить стройка, где мы возьмем оборудование и тому подобные вещи. Если мы сейчас купим станки в Китае, через 10 лет они устареют. Плюс, учитывая скорость и стоимость движения товаров, например, по железной дороге, они становятся неконкурентоспособными. Пропускная способность БАМа и Транссиба у нас пока не дотягивает до потенциальных масштабных проектов.
- Много и долго уже обсуждается создание кластеров в регионе. Например, фармацевтического, газохимического. Можно было создать кластер вокруг "Саянскхимпласта". Нужно ли региону это?
- Кластер маленьким быть не может. Если мы говорим о фармацевтическом кластере, это выполнимо. Можно в регионе развивать фармакологию. У нас есть сырье, можно производить биологически активные добавки - в области которых, кстати, есть прекрасные разработки в том числе и в ИГУ. Кроме того фармакология – это сфера, которая достаточно устойчива к внешним влияниям и не требует масштабных площадей и "тяжелой" логистики. Но для этого необходимо привлекать внешних инвесторов, зарубежные компании, что в наших нынешних внешнеполитических условиях не совсем своевременно. В долгосрочные проекты пока вкладывать средства инвесторы не хотят, потому что высоки риски. Можно говорить: давайте построим, создадим. Но пока в этом нет потребности у предпринимателей. И политическая воля тут не играет роли. Это объективные экономические реалии. Есть потребности – есть бизнес. Нет потребностей – нет бизнеса. Есть другие цели и приоритеты.
- Министерство экономического развития области и правительство уже готовят новую программу социально-экономического развития. Привлекают к этому процессу академика Абеля Аганбегяна. Нужны ли региону советы со стороны, почему не взять местных экспертов?
- Есть и плюсы и минусы. Когда вы разрабатываете стратегию, вам нужно знать, что происходит во внешнем мире. Московские академики видят глобально внешний мир и знают, как будет в целом строиться политика России - мы не можем жить оторвано от всего мира. В этом вклад экспертов извне несомненно ценен. Но то, что нужно привлекать и своих – это факт. Потому что они видят глобально, а мы понимаем локально - какие у нас есть интересы и возможности.
- Но одна из самых важных – это проблема с кадрами.
- У нас нет выстроенной системы подготовки кадров, которая бы занималась профессиональной ориентацией человека с детского сада до взрослого возраста и формировала бы его под нужное направление. Нет системы профориентации. Та система, которая есть сейчас – хаотична. Человек заканчивает школу и плохо понимает, чем он будет заниматься. Нет системы подготовки кадров для экономики.
Мы говорим – можно создать фармкластер, а кто там работать будет? Нужна система, которая была бы нацелена именно на потребности нашей экономики. Можно сделать любую программу экономического развития, но если у нас нет людей, желающих работать, то это все бесполезно. Если мы хотим фармакологический кластер, нужны фармклассы в школах, например.
- Речь ведь не только о высшем образовании, но и о профессиональном?
- Нужна поддержка профессионального образования, повышение престижа рабочих профессий, начиная с садика или школы. Возможно, необходим даже государственный заказ на социальные проекты, направленные на профориентацию. Нужно стимулировать эту систему и поддерживать энтузиастов, способных такие проекты воплотить. В программе социально-экономического развития должен быть отдельный блок по системе профподготовки и профориентации кадров.
- Правительство региона, стараясь поддержать местные предприятия, чтобы держать их именно в нашей области, предоставляет им налоговые льготы. В том числе по налогу на имущество. По вашему мнению, это необходимо?
- Например, для завода по производству пива в Ангарске – не обязательно. Это предприятие с зарубежным собственником, достаточно рентабельное. Зачем им наши льготы? А для такого химического производства как "Саянскхимпласт" - нужно. Саянск – это моногород, и нам его нужно поддерживать, поддерживая градообразующее предприятие, на котором есть устаревшее оборудование, и себестоимость производства достаточно велика. Им нужны эти льготы.
Но привлечь новый бизнес, предоставляя льготы по налогу на имущество, – это не вариант, потому что налог на имущество – это не такая принципиальная сумма в общей стоимости и это не то, что стимулирует бизнес открыть здесь новые предприятия.
Стратегию развития региона готовит правительство Иркутской области, Инфографика. Автор фото: Гречанюк Виталий, PrimaMedia
Стратегию развития региона готовит правительство Иркутской области, Инфографика. Автор фото: Гречанюк Виталий, PrimaMedia
- А что, по вашему мнению, может стимулировать?
- Спрос. Если спрос есть, предприниматели сюда пойдут. Соответственно, нужно обратить внимание на логистику, транспортное плечо. Для того, что говорить о том, чтобы что-то создать, нужно понять, где это будут продавать. Либо обеспечить местный рынок сбыта, либо обеспечить логистику. Например, у РУСАЛа в себестоимости алюминия большая часть электроэнергии. А свои бокситы они возят из Африки. Соответственно, затраты на логистику перекрываются стоимостью электроэнергии. Значит, мы можем привлечь к нам в регион те предприятия, в затратах которых высокая доля расходов на электроэнергию. Но таких производств не так много. А высокотехнологичное производство, как правило, потребляет не так много энергии.
Есть проект, которым наша Бизнес-школа занимается уже несколько лет – это продукция с высокой водной добавленной стоимостью. Также у нас есть близость к Китаю, дешевая рабочая сила, дешевая энергетика и дешевая вода – Байкал. Можно организовать экологичное производство. Например, бумаги, как в Финляндии, где и экологическое законодательство жестче, и экологическая обстановка лучше. Можно такое производство создать в области.
Вопрос в том, что должна быть комплексная система развития, чтобы компании понимали, зачем это нужно, какие плюсы они получают. А что касается налоговых льгот, нужно смотреть что зарабатывает конкретный регион на конкретном предприятии.
- Некоторые эксперты и депутаты критикуют правительство региона за большие социальные расходы и рисуют перспективы растущего госдолга, но их как не закладывать социальные расходы? В таком случае, что делать с бюджетом?
- У нас огромный объем социальной сферы, которую нужно финансировать за счет бюджета. Это дошкольные, школьные учреждения, система здравоохранения, пригородные пассажирские перевозки и т.д. А бюджет не резиновый, социальная нагрузка возрастает. Расходы бюджета растут объективно, потому что вся социальная сфера у нас требует повышения заработной платы, улучшения условий труда, а доходная база у нас не повышается. И налоговые льготы хороши для предприятий, а с чего мы будем гасить социальные расходы? Соответственно встает вопрос сбалансированности. И ни губернатор, ни депутаты не могут властным решением уменьшить социальные расходы. Есть федеральная политика, "майские" указы, например, – как хотите, так и выживайте. И предоставление бюджетных кредитов – не выход. Любой человек понимает, что невозможно бесконечно залезать в долги. Регионам, также как и предприятиям, нельзя брать кредит на текущие расходы. Если вы взяли кредит, выплатили зарплату бюджетникам, вы "дырку" закрыли, но завтра эти деньги нужно вернуть еще и с процентами. То же самое с пенсионной системой. С каждым годом пенсионеров становится все больше и больше. Население стареет. И правительству приходится проводить пенсионную реформу, обижая будущих пенсионеров.
Я понимаю правительство, потому что сама работала в Минфине. Каждый раз им приходится из ограниченного количества средств сделать "хорошо всем" – и населению, и дороги построить. При этом губернатор не может сам эти вопросы решать. Например, есть Южная Корея - с ней была проведена Сергеем Ерощенко большая работа по привлечению инвестиций в три проекта. Сейчас эти проекты "повисли на волоске", потому что Корея очень жестко придерживается линии США во внешней политике. Будут санкции, и все три проекта Южная Корея свернет и закроет. Геополитика также влияет на региональную экономику и не может губернатор пойти и договорится самостоятельно с Южной Кореей без оглядки на Москву. Это не от него зависит. Когда начинают говорить, что плохо управляют регионом, это не так. Нужно понимать, какие у него есть рычаги воздействия, а каких нет.
Геополитика влияет на региональную экономику, Инфографика. Автор фото: Гречанюк Виталий, PrimaMedia
Геополитика влияет на региональную экономику, Инфографика. Автор фото: Гречанюк Виталий, PrimaMedia
- А может ли губернатор воздействовать на те компании, которые уводят прибыль в офшоры, особенно после объявленной президентом деофшоризации?
- Здесь нужно разделить увод денег в офшоры и работу с офшорными компаниями. У очень многих компаний крупного и среднего бизнеса есть офшорные компании, не потому что они уводят деньги, а потому что корпоративное законодательство например на Кипре построено так, что нормально можно разделить бизнес между собственниками. Эта система построена лучше, чем наша система. Наши сейчас пытаются реформировать корпоративное законодательство, например, гражданский кодекс. Но это проходит медленно и с трудностями. Пока это очень "сырые" проекты.
Деньги во всем мире выводятся в офшоры. Американцы всеми силами с этим пытаются бороться, но не получается. Выводили и будут выводить, как бы вы законы ни выстраивали, все равно все будут искать другие варианты. И это не в полномочиях губернатора.
Напомним, новая программа социально-экономического развития нужна Иркутской области. Об этом заявил депутат Законодательного собрания, член фракции партии "Гражданская платформа" Александр Битаров 21 мая на сессии областного парламента при обсуждении итогов реализации программы за 2013 год. По мнению парламентария, в регионе необходимо развивать в первую очередь строительную индустрию, лесную промышленность, производство товаров народного потребления, машиностроение.
Напомним, весь комплекс документов - стратегия, концепция и программа социально-экономического развития Иркутской области с конечным набором мероприятий и показателей на 2015-2025 годы - будет готов уже к концу 2014 года. Об этом 19 мая на заседании комитета по бюджету Законодательного собрания рассказал министр экономического развития Иркутской области Руслан Ким. Сейчас закончен этап анализа нынешних стратегических документов, корреляции их с документами, действующими на федеральном уровне и в Сибирском федеральном округе.
В своем ежегодном послании губернатор Иркутской области поставил достаточно амбициозные, но реализуемые планы. Так считают депутаты Законодательного собрания Иркутской области. Перед всеми структурами правительства и областным парламентом Сергей Ерощенко поставил совершенно конкретные цели и задачи по развитию региона.
Как сообщало РИА IrkutskMedia, ревизия ожидает закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП) Иркутской области после принятия соответствующего федерального нормативного акта. Впрочем, какие именно изменения будут внесены, пока не известно. Проект федерального закона прошел лишь первую стадию слушаний в Госдуме РФ. Областной закон о ГЧП был принят депутатами Заксобрания.
Напомним, областной закон о государственно-частном партнерстве вступил в силу в начале 2014 года. Ожидается, что государственно-частное партнерство поможет в создании стабильных условий социально-экономического развития Иркутской области, привлечения и эффективного использования государственных, частных ресурсов.
"Федеральный закон о государственно-частном партнерстве в Российской Федерации пока отсутствует. Но в данный момент Госдума начала его общественное обсуждение на официальном сайте. При этом в 69-ти субъектах Российской Федерации законы о государственно-частном партнерстве уже действуют. Отсутствие федерального и регионального законодательства ограничивает возможность реализации инвестиционных проектов на принципах ГЧП, направленных на социально-экономическое развитие Иркутской области", - отметил министр экономического развития Иркутской области Руслан Ким.
Как ранее сообщало РИА IrkutskMedia, малый и средний бизнес эффективно развивается в странах, где в экономике реализуются меры, направленные на создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, где произошла перемена приоритетов (диверсификация экономики). На практике должен найти подтверждение тезис о том, что предпринимателем быть почетно и в стране созданы базовые условия для открытия, ведения и развития бизнеса. Об этом рассказал в интервью РИА IrkutskMedia председатель комитета по экономике администрации Иркутска Алексей Альмухамедов.
Предприниматели и представители власти выразили разные мнения по дифференцированию налогов для микробизнеса в Иркутской области. Разделяет разный подход к налогообложению малых и средних предприятий председатель совета Иркутского отделения "Деловой России", предприниматель, член Иркутского отделения Общероссийского народного фронта Олег Яценко. Противоположную точку зрения высказал заместитель мэра города Иркутска Алексей Альмухамедов. Он считает, что льгота может привести к дроблению предприятий и уходу от налогов.